Файл: Договоры в коммерческой деятельности (Понятие и значение системы гражданско-правого договора).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Договорная работа в коммерции
1.1. Понятие и значение системы гражданско-правого договора
1.2.Договорная работа на предприятии и технология ее ведения
Глава 2. Анализ договорной работы на предприятии
2.1.Общая характеристика и анализ деятельности предприятия ООО «КрасТЭМ»
2.2. Характеристика существующего процесса ведения портфеля договоров ООО «КрасТЭМ»
— подготовка проекта – с учетом особенностей сделки составляется договор, выставляется дата его заключения, присваивается номер;
— согласование договора – все отделы предприятия должны принять участие в согласовании составленного договора; документ подписывается бухгалтерией, юридическим, финансовым отелом; лист согласования оформляется в электронном и бумажном виде;
— контроль исполнения договорных условий – инициатордоговора контролирует качество выполнения обязательств; при нарушении сроков и обязательств выполняется информирование юридического отдела предприятия.
Договор, по сути, представляет собой расписку о добровольно взятых на себя обязательствах. При этом закономерно задается вопрос: учитываются ли мотивы заключения договора? Издревле (со времен Римской империи, а в реальности вероятно и раньше) несущественным признавалось заблуждение в мотивах заключения договора, поскольку мотив не введен в договор в качестве условия. Соображения, которые привели лицо к известному решению, не включенные в содержание сделки, не могут учитываться другой стороной. Поэтому в интересах устойчивости деловых отношений нельзя допустить оспаривание заключенного договора на том основании, что расчеты лица, выразившего волю, не оправдались.
Однако воля лица должна быть выражена в договоре сознательно и свободно, без какого-либо постороннего давления. Такого свободного выражения воли нет, когда имеет место обман, насилие, принуждение Римские республиканские юристы считали необходимым условием признания «dolus» применение какого-либо «machinatio», ухищрения. Позднее сюда стали относить всякое поведение, как активное, так и молчание, которое вселяет неправильные представления у контрагента, побуждающие его совершить данное волеизъявление.
Однако договор, совершенный под влиянием обмана, не являлся абсолютно ничтожным. Сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего[9].
Если сделка признана недействительной по одному из оснований, указанных в статьях ГК РФ, то потерпевшему возвращается другой стороной все полученное ею по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре, возмещается его стоимость в деньгах. Имущество, полученное по сделке потерпевшим от другой стороны, а также причитавшееся ему возмещение передано другой стороне, обращается в доход государства. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре, взыскивается его стоимость в деньгах. Кроме того, потерпевшему другой стороной возмещается причиненный ему реальный ущерб.
Таким образом, целью технологии ведения договорной работы на предприятии является снижение рисков предприятия, минимизация временных затрат на согласование документации. Кроме этого, грамотно проведенная договорная работа обеспечивает безопасность компании в правовом отношении во время проведения сделок разного уровня.
Договорная работа - это часть правовой деятельности организации, направленная на регулирование взаимоотношений с контрагентами с помощью договоров. Самую активную работу ведут коммерческие организации, имеющие целью своей деятельности получение прибыли, особенно торговые и промышленные. Договор - это отражение бизнес-процесса на бумаге.
Глава 2. Анализ договорной работы на предприятии
2.1.Общая характеристика и анализ деятельности предприятия ООО «КрасТЭМ»
Красноярское учебно-производственное предприятие Всероссийского общества слепых создано в 1945 году, в июне 1998 г. преобразовано в Общество с ограниченной ответственностью «Красноярское учебно-производственное предприятие Всероссийского общества слепых» (ООО «Красноярское УПП ВОС»)[10].
В целях приведения фирменного наименования хозяйственных обществ ВОС в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» 18 октября 2007 года ООО «Красноярское УПП ВОС» было переименовано в Общество с ограниченной ответственностью «КрасТЭМ» (ООО «КрасТЭМ»).
Единственным учредителем (участником) организации является Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» (ОООИ ВОС). Численность работающих в организации инвалидов должна составлять не менее 50 % от общего числа работающих. Уставный капитал организации составляет 3000000 рублей. Доля учредителя в уставном капитале составляет 100 %. ООО «КрасТЭМ» осуществляет свою деятельность в следующих целях:
− привлечение к трудовой деятельности инвалидов по зрению;
−создание условий, обеспечивающих профессиональную реабилитацию, профессиональную ориентацию, а также профессиональное образование инвалидов;
−медицинский контроль за рациональным трудоустройством инвалидов и их состоянием здоровья, оказание неотложной и амбулаторной медицинской помощи работающим инвалидам;
− производство и реализация товаров (работ, услуг) с целью удовлетворения общественных потребностей, получения прибыли и обеспечения финансирования деятельности Всероссийского общества слепых за счет установленных взносов.
Задачи организации[11]:
− обеспечение трудоустройства инвалидов по зрению, решение их социально-бытовых проблем;
− расширение рынка сбыта;
−повышение конкурентоспособности и улучшение качества выпускаемой продукции;
− получение прибыли от реализации продукции.
Основным видом деятельности организации является производство картонажной продукции. Также организация занимается производством:
− изолированных проводов и кабелей;
− швейной продукции;
− гофрокартона.
Организация имеет следующую структуру:
1) Управление:
− генеральный директор;
− отдел бухгалтерии;
− юрист;
− отдел кадров;
− коммерческий отдел;
− технический отдел.
2) Производство:
a) Производственные отделы:
− отдел технического контроля;
− отдел охраны труда и техники безопасности.
б) Основное производство:
− сборочный участок;
− картонажный участок;
− швейный участок.
в) Вспомогательное производство:
− автотранспортный участок;
− энерго-механический участок.
Юрист заключает договоры с контрагентами, представляет организацию при решении вопросов в арбитражном суде, консультирует руководство организации по юридическим вопросам. Отдел кадров осуществляет прием и увольнение работников организации, оформляет приказы на прием, перемещение, отпуск, награждение, увольнение сотрудников, ведет учет служебных командировок.
Коммерческий отдел:
− оформляет товарные накладные и счета-фактуры на отгруженную контрагентам продукцию;
− предоставляет руководителю и учредителю информацию о движении продукции;
− осуществляет обеспечение организации сырьем, материалами, хозяйственным инвентарем по заявкам начальников производственных участков и отделов;
− занимается поиском и выбором поставщиков сырья и материалов;
− заключает и расторгает договоры;
− управляет ассортиментом товаров;
− занимается поиском новых клиентов.
Общая структура организации представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура ООО «КрасТЭМ».
Основным видом деятельности организации являлось производство изолированных проводов и кабелей. Доходы от их реализации составляли 95% всех доходов организации. В связи с полным прекращением заказов от основного заказчика организации – ПО ОАО «Красноярский завод комбайнов» производство этих видов продукции практически прекратилось, предприятие поменяло свою основную деятельность с изготовления электротехнической продукции на изготовление картонажной продукции.
В настоящее время ООО «КрасТЭМ» имеет около двадцати пяти объектов основных средств, находящихся на консервации в связи с их простоем. Организации необходимо увеличение объемов и расширение ассортимента выпускаемой продукции или выпуск новой, пользующейся спросом, продукции с учетом имеющегося оборудования, квалификации персонала.
Освоенными и пользующимися спросом видами продукции является производство картонажной продукции (короба, ящики, крышки), постельного белья. С этой целью организация должна активизировать работу по участию в тендерах, торгах по размещаемым государственным заказам для нужд бюджетных учреждений (образования, здравоохранения), а также выходить на новые рынки за пределы Красноярского края.
2.2. Характеристика существующего процесса ведения портфеля договоров ООО «КрасТЭМ»
В ООО «КрасТЭМ» заключаются коммерческие договоры, т.е. договоры, заключаемые на основе свободного волеизъявления, не основанные на обязательном для сторон плановом акте.
Разработка проекта договора в ООО «КрасТЭМ» возложена на юридическую службу. Все заинтересованные службы визируют договоры. Подписи руководителя ООО «КрасТЭМ», руководителя финансового отделов, а также главного бухгалтера являются обязательными.
Основным способом заключения договоров является обмен телеграммами, факсами. Такая форма заключения договора имеет свои особенности. Она требует хорошей предварительной подготовки ввиду их оперативности. Поставщику или клиенту сообщается по телефону (факсу) суть и краткие условия предлагаемого договора: наименование товара, количество, ассортимент, цену, условия платежа, сроки поставки. Если будет получен факс-подтверждение, договор считается заключенным. Если он не будет получена, по телефону могут быть сообщены уточнения, корректировка условий, что потребует также подтверждения (чаще по факсу)[12].
Заключение договора по телефону (факсу) является наиболее оперативным и быстрым способом. Однако он предполагает высокую квалификацию, обязательность сторон. В любом случае должно последовать подтверждение, которое удостоверяется должностным лицом в установленном порядке (подпись, печать) или электронной подписью. В таком случае договор считается заключенным.
Договор составляется в двух экземплярах, подписывается двумя сторонами: руководителями предприятий (организаций) и главным бухгалтером, указывается дата его подписания, скрепляется печатью.
Рассмотрим процесс договорных отношений с контрагентами на предприятии. Сначала менеджер проводит переговоры с контрагентами, затем принимается решение по коммерческому предложению. Следом менеджер обменивается с контрагентами необходимыми документами для заключения договора. На основе документов создается проект договора, затем договор подписывается сторонами и регистрируется. После регистрации составляется план действий по исполнению договорных обязательств и по этому плану происходит исполнение условий договора, затем проводят контроль на качество исполнения условий. В завершении договорных условий договор либо продлевается, либо закрывается.
Рассмотрим каждый шаг системы учета договоров более подробно. На первом шаге контрагент присылает оферту – предложение о заключении сделки офис-менеджеру. Затем он передает оферту генеральному директору, и он либо принимает предложение, либо отказывается от него. Офис менеджер, исходя от решения генерального директора, подготавливает письмо об отказе, либо акцепт, и передает соответствующий документ контрагенту[13].
При положительном ответе на оферту офис-менеджер подготавливает необходимые документы для заключения договора, а именно заверенные копии учредительных и финансовых документов. Контрагент, в свою очередь, тоже обязан предоставить заверенные копии учредительных и финансовых документов.
На следующем шаге менеджер по работе с клиентами разрабатывает проект договора, используя учредительные и финансовые документы и заверенные копии учредительных и финансовых документов контрагентов. В проекте договора составляет преамбулу, определяет предмет договора, определяет порядок расчетов, определяет права и обязанности сторон, определяет ответственности сторон, вносит реквизиты сторон.
Затем менеджер по работе с клиентами оформляет проект договора на основании переданных документов и передает проект договора на согласование соответствующим подразделениям предприятия. Офис-менеджер принимает протокол разногласий и так же передает его на согласование. После чего протокол разногласий подписывают с протоколом урегулирования разногласий, либо составляют письмо об отказе и передают его контрагенту. На основании данных протоколов проект договора редактируется и оформляется.