Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Малая академия наук «Искатель»
Направление: технология
бисероплетение
Работу выполнила:
Онопенко Юлия Сергеевна
ученица 4 класса муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя
общеобразовательного школа № 15»
муниципального образования
городской округ Симферополь
Научный руководитель:
Ливада Татьяна Анатольевна
учитель младших классов
муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя
общеобразовательного школа № 15»
муниципального образования
городской округ Симферополь
г. Симферополь - 2023
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. История бисероплетения……………………………………………………....5
2. Виды бисера…………………………………………………………………….7
3. Техники бисероплетения……………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………………...14
Введение
В последнее время этот вид искусства, в прошлом незаслуженно забытый и утраченный, сейчас начинает снова возрождаться. Рождаются новые техники вышивки бисерных узоров по канве. Появляются работы, выполненные в технике ткачества. Снова входит в моду расшитая бисером одежда. В этот период изделия из бисера становятся более утилитарными: бисером расшивают дамские сумочки, делаются аксессуары. В последнее время этот старейший вид рукоделия - занял определенное место в современной моде.
Актуальность работы состоит в том, что освоив технику бисероплетения, можно создавать оригинальные предметы интерьера, создавать интерьерные арт-объекты. Мы надеемся, что данный проект позволит по-новому взглянуть на декоративно-прикладное искусство и понять его ценность и важность.
Бисероплетение- один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества. Оно развивалось в соответствии с веяниями моды, созданием самого бисера и прогрессом в обществе. Разработка новых технологий тут же отражалась на бисере: появлялись новые формы, цвета, новые отделки и т.д.
Объект проекта - процесс бисероплетения.
Предмет проекта - история и техника бисероплетения.
Цель проекта – изучить бисероплетения от истоков до настоящего времени.
Задачи проекта:
- рассмотреть историю бисероплетения;
- определить виды бисера;
- раскрыть технику бисероплетения.
Гипотеза - если найти общее интересное дело, например, плетение бисером, узнать о нём как можно больше и рассказать об этом одноклассникам, учителям, родственникам, то можно заинтересоваться этим видом рукоделия и через занятия сплотить классный коллектив.
Методы использованные в работе: исторический, классификация, описание, обобщение, системный подход.
1. История бисероплетения
Бисероплетение, как вид рукоделия и искусства, берет свое начало из очень древних времен. Конечно, в момент зарождения, оно очень мало походило на то, к которому мы привыкли сейчас. Прототипом бисероплетения можно, наверное, считать те, нанизанные в ожерелье бусины, найденные в Кении американскими археологами. Их возраст составляет 40 000 лет.
В разных местах и странах, при раскопках, находились украшения из бусин. Сначала бусины были изготовлены из костей, камней, ракушек, семян (приложения А). В Сибири, например, были найдены единственные в мире бусины из костей мамонта. С развитием человечества менялся материал, из которых изготавливали бусины. Они становились металлическими, керамическими, стеклянными и, наконец, пластмассовыми (приложение Б).
Ученые считают, что именно изобретя бусы, человечество окончательно отделилось от животного мира. Потому, что бусинка – это нечто, не имеющее конкретного значения и пользы, предназначенное для украшения, а это уже зарождение духовности и культуры.
Бусы, изготовленные в разное время разными народами, значительно отличаются между собой своими рисунками, орнаментами, материалами и цветовой гаммой, но, что удивительно, очень похожи в технике исполнения. К примеру, методом, известным как «мозаика», в одно и то же время пользовались жители Америки и Среднего Востока, хотя до установления между ними каких бы то ни было связей, было еще очень далеко. Плетением ажурных сеток из жемчуга и бисера одновременно занимаются жители России и Индонезии.
Стеклянные бусины возникли, практически, сразу же с возникновением стекла (а это случилось в четвертом тысячелетии до нашей эры) и произвели их в Древнем Египте. Отсюда стеклянный бисер разойдется по всему свету. С развитием ремесел, технология изготовления бусин совершенствовалась, бусинки становились все мельче и ровнее пока не превратились в аналог теперешнего бисера. И название свое получили от древнеарабского «бусра».
К бисероплетению на протяжении тысячелетий относились очень серьезно. Бисер входит в культуру многих народов, изделия из него участвуют в религиозных церемониях, обрядовых танцах, становятся объектами жертвоприношений. Бисером украшают повязки на голову, пояса, расшивают одежду. Каждый народ выработал свои орнаменты и узоры, особенности украшения костюма. По бисерным узорам можно было судить о социальном статусе человека, местности его проживания.
Славянские народы также не избежали очарования бисером. Широко начинают использовать бисер в России с XVIII века. Им украшают церковную утварь, расшивают оклады икон, плетут украшения.
К XIX веку в России начинается настоящий бисерный бум. Мода на бисерные украшения распространяется на все слои населения. Повсеместно осваиваются и совершенствуются приемы плетения бисером, с ним не пренебрегают работать даже знатные дамы. А уж подневольные крепостные труженицы чуть ли не сутками вынуждены были расшивать бисером одежду, мебель и аксессуары в угоду барским прихотям.
Стремительное развитие научно-технического прогресса ощутимо ослабило увлечение бисером. К началу ХХ века про него стали забывать. В 60-х годах ХХ века культура хиппи опять ненадолго подняла бисероплетение на волну моды и затем снова несколько десятилетий забытья.
В настоящее время подзабытое рукоделие стремительно начинает завоевывать новые позиции, украшения из бисера все чаще появляются звездах шоубизнеса и записных модницах, а аксессуары, украшенные бисером, выглядят очень стильно и современно.
2. Виды бисера
Бисер - это один из самых удивительных материалов для рукоделия: в нём и загадочный блеск, и сочность красок, и чёткость линий, и неограниченные возможности творческого поиска. Этот уникальный материал на протяжении всей истории человечества являлся важным элементом культуры многих народов. Может быть поэтому у искусства бисероплетения такая долгая история, охватывающая целые тысячелетия и разные континенты.
Крупнейшими поставщиками бисера на рынки рукоделия являются Чехия, Китай и Япония. Бусины этих производителей можно отличить по внешнему виду, так как все они имеют характерные отличия. Чешские бусины имеют различные габариты, а цвет зависит от покрытия. Славится зеркальным напылением, которое создает уникальный отлив. Японские бусины одного размера с четким хорошим отверстием по центру. Легко нанизываются на нить или иглу, подходят для всех видов вышивки и изготовления украшений. Считается самым качественным на рынке. Китайский самый распространенный и самый дешевый материал. Обладает относительно низким качеством, бисеринки могут отличаться по размерам в одной партии, края без шлифовки, при длительной эксплуатации ломается и крошится.
Бисер может быть с несколькими покрытиями: неполированный, матовый, тертый, глянцевый, перламутровый, бензиновый, жемчужный, цейлон, радужный, металлизированный, гальванизированный, металлик, серебряный, золотой, платиновый, никелевый, бронзовый, шелковый.
Условно весь бисер можно разделить на 3 категории:
- Непрозрачный.
- Прозрачный.
- Полупрозрачный
Подвиды прозрачного бисера:
-
прозрачное окрашенное стекло; -
со сверкающим блеском на поверхности; -
окрашенное отверстие внутри; -
переливающееся радужное покрытие; -
тяжелое матовое напыление; -
просвечивающее стекло с матовым и радужным напылением.
Подвиды:
-
с блеском; -
матовый; -
полупрозрачный с блеском на поверхности.
Учитывая покрытие и фактуру, бисер бывает следующих разновидностей:
- Окрашенный – краска наносится не в процессе изготовления бусин, а непосредственно после. Бисер шлифуется, а нанесенное покрытие полируется. Количество слоев краски и ее прозрачность определяют оттенок и яркость каждой бисеринки. В ходе эксплуатации, особенно при частом механическом воздействии и контакте с влагой, есть риск облущивания краски. Часто это происходит с китайским бисером матового цвета.
- Неполированный – поверхность его слегла шероховатая, что создает ощущение напыления и воздушного бархата. Часто используется для изготовления флористических композиций из бисера.
По размерам бисер бывает:
-
Очень мелкий – используется в вышивке и плетении. -
Средний – подходит для любых работ. -
Крупный – бусины используются в качестве декора отдельных элементов и в изготовлении бижутерии.
Чешский бисер также подвергся определенным стандартам, сейчас существуют таблицы, по которым можно примерно определить размер по номеру на упаковке:
-
1/0 — 6.5 mm; -
2/0 — 6.0 mm; -
3/0 — 5.5 mm; -
4/0 — 5.0 mm; -
5/0 — 4.5 mm; -
6/0 — 4.0-4.3 mm; -
7/0 — 3.4-4.0 mm; -
8/0 — 2.5-3.1 mm; -
9/0 — 2.2-2.7 mm; -
10/0 — 2.0-2.3 mm.
Есть и более специфический бисер, который значительно отличается по размерам. Например, длинный бисер.
По форме бисер различают:
- Фигурный - может быть выполнен в виде ромба, многогранника, трапеции. Форма ограничивается лишь фантазией заказчика. Некоторые фабрики могут изготовлять бисер по индивидуальному заказу.
- Цилиндрический -
имеет грани, но по размерам меньше, чем рубка, но больше, чем округлый. Идеален в вышивке, так как формирует ровные ряды с минимальным зазором между бисеринками.
- Округлый - имеет ровные обточенные края с отверстием по середине. Его диаметр в 2 раза меньше диаметра самой бисеринки.
- Стеклярус - продолговатые трубочки с отверстием, которые часто имеют неровные не обточенные края. Длина от 1 до 3 см.
Стеклярус делится на подвиды: ровный круглый, граненый, с витыми гранями.
- Рубка - тот же стеклярус, только в 2-3 раза меньше по длине. Рубка хороша в плетении и создании ожерелий на шею.
Таким образом, на современном этапе мы наблюдаем многообразие видов бисера.
3. Техники бисероплетения
Техники плетения бисером многочисленны, но есть среди них самые востребованные и интересные, позволяющие создавать красивые вещи по грамотным схемам.
Мозаичная - так называют самый плотный метод плетения. Бисеринки в нем напоминают кирпичную кладку. Делать такое плетение можно и с одной иголкой, и с двумя. Мозаичное плетение отлично выполняется на круглом бисере, рубке и граненом бисере. Браслеты, колье, пояса, броши получаются идеальными в этой технике.
Мозаичная техника, в свою очередь, подразделяется на плетение полотном, косое плетение и плетение по кругу. Изделия, полученные с помощью этой техники, считаются высокопрочными и среднегибкими.
Монастырская - данная техника предполагает использование двух иголок. Плести можно и по ширине, и по длине. Начинается оно как цепочка «квадратик», т.е. вертикально, с последующим наращиванием ширины. В этой технике чаще берется именно леска, подойдет даже рыболовная.
Монастырское плетение применяется для работы над воротничками, колье, кулонами, галстуками, сумочками. Выполняют в этой технике рамки для фото, салфетки, шкатулки, вазы, обложки для книг и пр.
Кирпичная - очень похожа с мозаичной техникой, но кирпичный стежок предполагает расположение бисеринок горизонтальными рядами. Мозаичная же техника – это вертикальные ряды. Такие изделия более гибки, потому кирпичную технику используют и для самостоятельного плетения, в комбинации с той же мозаикой.
Французская - иначе ее называют плетением дугами на проволоке. Его активно применяют при изготовлении цветов и деревьев, а это популярное направление бисероплетения. Французская техника позволяет ловко и быстро сделать листочки и лепесточки любой формы.