Файл: Физическое воспитание детей дошкольного возраста понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

Я выбрал данную тему потому как считаю, что гармоничное развитие любого государства невозможно без крепких всесторонне развитых людей, составляющих его общество. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте, как бы ни был красив цветок, а если его не поливать в зародыше, расцвести ему не будет суждено никогда.

Таким образом, физического воспитания детей имеет огромное значение для будущего всего общества и цель физического воспитания в дошкольном учреждении это создание всех необходимых и благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности. А потому во время планирования и проведения в дошкольных учреждениях занятий по физической культуре, необходимо учесть возрастные анатомо-физиологические особенности развития ребенка (чему посвящен I раздел данной курсовой работы) , создать все условия для нормального физического развития детей (II раздел) .

В данной работе я также рассмотрел методические рекомендации по проведению физических занятий с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (III раздел) .

Следует также заметить, что к развитию ребенка нужно подходить планомерно, уделяя внимание всем видам упражнений: основные виды движений, общеразвивающие и игровые упражнения, упражнения спортивного характера, а также нельзя забывать об утренней гимнастике и занятиям с детьми на улице (IV раздел) .

Учитывая, что необходимый эффект в правильном формировании ребенка дают лишь те упражнения, которые выполняются им правильно, следует на всех занятиях уделять время педагогическому контролю за верностью выполнения детьми тех или иных упражнений (V раздел) .

Таким образом, данная курсовая работа содержит введение, 5 разделов основной части, подразделы, заключение и список использованной литературы. И состоит из 45 стр., 2 табл., 12 рис.

Раздел I. Возрастные анатомо-физиологические

особенности развития дошкольников

Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет подобрать физические упражнения, закаливающие процедуры, следить за физическим и психическим развитием детей.


Организм дошкольника интенсивно развивается. На протяжении первых семи лет жизни у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Основными показателями физического развития ребенка являются рост, масса тела и окружность грудной клетки. Зная эти показатели можно сравнить данные физического развития конкретного ребенка в группе со средними показателями развития детей соответствующего возраста (см. таблице 1) .

Таблица 1

Средние показатели физического развития дошкольников

(по данным 1992-1994 гг.)

Воз¬раст Пол Антропометрические показатели

Рост, см ± Масса тела, кг ± Окружность груд¬ной клетки, см ±

городские дети сельские дети городские дети сельские дети городские дети сельские дети

2 года м 88,2

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, Современные подходы к определению содержания и методики воспитания детей дошкольного возраста, Физическое развитие и воспитание - Дошкольная педагогика - Учебные материалы для студентов

Лекция 7. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В результате изучения данной главы обучающийся будет:

– знать характеристику физического, социально-нравственного, умственного и художественно-эстетического воспитания ребенка как целостного и гармоничного процесса; психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ как интеграции процессов развития, воспитания и обучения, формирования личности; классификацию педагогических технологий; теорию обучения, принятую в отечественной дошкольной педагогике; психолого-педагогические основы формирования готовности ребенка к школе;

– уметь характеризовать сущность, направления, принципы, формы и методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста; осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение развития ребенка в процессе его социально-нравственного, физического и умственного, художественно-эстетического воспитания; использовать технологии обучения дошкольников, ориентируясь на формирование интегративных качеств личности; определять уровень подготовленности ребенка к школе; проводить педагогическую диагностику с целью оценки достижений ребенка дошкольного возраста; осуществлять преемственность в работе детского сада и школы;

– владеть установкой на осуществление субъект-субъектного взаимодействия с детьми как основы воспитания и обучения, конструирования образовательного процесса ДОУ; умениями, связанными с педагогической диагностикой и формированием предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.



Современные подходы к определению содержания и методики воспитания детей дошкольного возраста

При изучении дошкольной педагогики рассматриваются следующие направления дошкольного воспитания:

1) физическое;

3) социально-нравственное;

4) художественно-эстетическое.

Их совокупность обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. При этом особенностью современной интерпретации данного влияния выступает описание процесса и результата воспитания через категории развития личности, деятельности и отношения воспитанников к себе и окружающему миру – через категорию не только воспитанности, но и воснитуемости-откликаемости на педагогическое воздействие взрослого и детского коллектива.

Физическое развитие и воспитание

В узком смысле физическое развитие – процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфо-функциональных свойств организма ребенка, обозначаемых антропометрическими и биометрическими показателями (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких; состояние осанки, изгибов позвоночника, динамометрия, измерение свода стопы и др.) . В широком смысле физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств и двигательных способностей (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, координация, глазомер) .

Физическое развитие является объектом постоянного внимания специалистов (медицинских и педагогических) . В условиях дошкольных учреждений 2 раза в год (сентябрь, май) проводится диагностика физического развития и подготовленности. Данные медико-педагогического обследования заносятся в индивидуальную карту здоровья и физического развития.

Показатели сверяются с нормативами, определяется уровень физического развития, который служит основой для перспективного планирования в ДОУ физического воспитания. По мере необходимости намечается индивидуальная коррекционная работа. Своевременное и полноценное физическое развитие является залогом здоровья и основой формирования произвольного двигательного поведения, в качестве критериев его оценки у дошкольников можно выделить следующие:

– запоминание и удержание правил во времени;

– выбор средств для организации своего поведения;


– планирование, контроль и выполнение действия по правилу, образцу;

– предвосхищение промежуточных и конечных результатов своих действий, а также возможных ошибок;

– умение начинать и заканчивать действие в нужный момент;

– торможение импульсных реакций.

Одним из условий успешного физического развития является физическое воспитание.

Методологические основы физического воспитания детей дошкольного возраста представлены на рис. 12.

Проблемами физического воспитания в отечественной педагогике занимались П. Ф. Лесгафт, Е. Г. Леви-Гориневская, А. И. Быкова, М. Ю. Кистяковская, А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, Т. И. Осокина, Е. Н. Вавилова, Э. Я. Степанепкова, М. А. Рунова, Г. П. Юрко, Ю. Ф. Змановский и др.

Физическое воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершенствование организма, формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Под воздействием физического воспитания происходит усвоение основ физической культуры, гармоническое развитие личности.

Система физического воспитания базируется на единстве цели, задач и средств, форм и методов работы и направлена на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.

Рис. 12. Методологические основы физического воспитания

Целью физического воспитания является формирование привычки к здоровому образу жизни. Согласно определению ВОЗ – воспитание физического и психического здоровья ребенка (рис. 13) .

Рис. 13.Классификация задач физического воспитания

Условия физического воспитания, позволяющие решить данные задачи, представлены на рис. 14.

Разностороннее развитие детей выступает при этом в качестве принципа физического воспитания. Так, например, в процессе освоения основных движений у ребенка можно развивать различные виды памяти: эмоциональную (если ребенок заинтересован обучением, получает удовольствие от организованной двигательной активности) , образную (при восприятии наглядного образца движений) , словесную (при осмыслении двигательной задачи и запоминании последовательности всех элементов упражнения, а также действий в подвижной игре) и др.

Аналогичные исследования, проведенные другими учеными, доказали роль физического воспитания в развитии восприятия и мышления, воображения дошкольников, расширении их познавательных возможностей и развитии интеллектуальных способностей. В частности, исследования, проведенные Т. А. Тарасовой, показали, что дошкольники, имеющие низкий уровень физической подготовленности, в 72% случаев характеризовались низким уровнем познавательной активности. У дошкольников со средним уровнем физической подготовленности низкий уровень познавательной активности встретился в 22%, а среди детей с высоким уровнем физической подготовленности не оказалось ни одного случая с низким уровнем познавательной активности.


Рис. 14.Условия физического воспитания

При этом наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности и доступности и др.) , имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:

– всестороннее и гармоническое развитие личности;

– связь физической культуры с жизнью;

– оздоровительная направленность;

– непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;

– постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;

– цикличность построения занятий; возрастная адекватность физических упражнений.

Кроме принципов, в теории и методике физического воспитания выделяются средства и методы физического воспитания дошкольников (рис. 15) .

Рис. 15. Факторы физического воспитания

Традиционно различаются три группы методов.

1. Наглядные методы, к которым относятся следующие:

– имитация (подражание) , которая широко используется при проведении и освоении общеразвивающих упражнений и таких движений, как ходьба, бег и др. – так ребенок начинает представлять то или иное животное, предмет;

– демонстрация и показ способов выполнения физкультурных упражнений, к которому следует привлекать самих воспитанников. Это связано с тем, что, когда движение выполняется их сверстниками, дети могут лучше рассмотреть положение отдельных частей тела; кроме того, у них возникает интерес к разучиваемому движению, появляется уверенность, желание самим выполнить упражнение как можно лучше. Дошкольников привлекают к показу физических упражнений также из-за несоответствия размеров пособий росту физкультурного руководителя (упражнения на гимнастической стенке, подлезание под веревку и др.) ;

– использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, видеофильмы) ;

– использование зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи: первые побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также способствуют более эффективному развитию воссоздающего воображения, вторые – применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, играют важную роль для развития слухового восприятия, чувства ритма и музыкальных способностей.