Файл: Физическое воспитание детей дошкольного возраста понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. К словесным методам относятся называние педагогом упражнений, описание, объяснения, комментирование хода их выполнения, указания, распоряжения, вопросы к детям, команды, беседы, рассказы, выразительное чтение стихотворений и др. При этом воспитатель использует планирующую, сопровождающую, комментирующую, обобщающую и регулирующую функции речи, используя принцип фасцинации (от aнгл.

fascination – очарование) – специально организованного вербального (словесного) воздействия, которое предназначается для создания положительного эмоционального фона процесса проведения физкультурного занятия за счет сюжетно-образного изложения. Для этого воспитатель должен четко представлять тему занятий и уметь формулировать ее образно.

Например, традиционная тема "Обучение прыжкам через короткую скакалку" может звучать нетрадиционно – "Путешествие веселой веревочки". По ходу занятия веревочка превращается в скакалку, змейку, упряжку для лошадки, удочку.

Это обеспечивает действие фасцинации – эмоционального "завораживания" процессом наблюдения и осуществления движений, сопровождаемого комментированной речью педагога, его интонацией и тембром, расстановкой пауз во время произнесения инструкций. Благодаря этому оказывается возможным уменьшение потерь семантически значимой информации при восприятии детьми словесных инструкций, повышение эффективности во всех сферах реализации программы: оздоровительной, воспитательной, образовательной.

3. К практическим методам можно отнести выполнение движений (совместно-распределенное, совместно-последовательное выполнение движений вместе с педагогом и самостоятельное выполнение) , повторение упражнений с изменениями и без, а также их проведение в игровой форме, в виде подвижных игр и игровых упражнений, и в соревновательной форме. Через введение соревновательных ситуаций дети учатся оценивать действия сверстников, переживать за них, сравнивать их действия со своими, обнаруживать причины ошибочных действий и на основе эмоционального предвосхищения результатов эстафеты, заранее корректировать собственные ошибки. Кроме того, результаты использования игровых и соревновательных ситуаций на занятиях по физической культуре свидетельствуют о формировании у детей дошкольного возраста внутреннего плана действий и умений контролировать свои эмоции, регулировать их интенсивность в проблемных ситуациях и использовать полученные навыки в организации своего двигательного поведения дома и на улице, а не только на занятиях в группе.


Согласно другой классификации, к методам физического воспитания относятся:

– методы диагностики уровня двигательной активности и физического развития детей;

– методы стимулирования и мотивации двигательной деятельности;

– методы организации двигательной деятельности детей;

– методы регулирования и контроля двигательной деятельности.

При этом для воспитания нужных двигательных качеств используются комплексы разнообразных методов и приемов, в которые входят как вышеперечисленные, так и специальные методы:

– методы развития силы: метод повторных усилий, метод развития динамической силы и метод изометрических усилий (он характеризуется максимальным напряжением мышц в статическом режиме, когда при выполнении упражнений сила прикладывается к неподвижному предмету и длина мышц не изменяется) и др.;

– методы развития быстроты движений: игровой метод, метод облегченных внешних усилий (уменьшение дистанции, высоты и т.д.) , метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной интенсивностью, соревновательный метод и др.;

– методы развития выносливости: интервальный метод (разновидность повторного метода) – дозированное повторное выполнение упражнений относительно небольшой интенсивности и продолжительности со строго определенным временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба, либо медленный бег; метод игры скоростей (заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения) и др.;

– методы развития гибкости: метод многократного растягивания, игровой метод, музыкально-ритмические упражнения и др.;

– методы развития ловкости: повторный и игровой методы, соревновательный метод и др.

При этом в работе с детьми младшего дошкольного возраста (младшая и средняя группы) преобладают приемы опосредованного обучения (игра) , объяснение, сопровождающееся показом, выполнение детьми упражнений совместно с воспитателем и др. В старшей и подготовительной к школе группах ведущими являются методы и приемы прямого обучения, а также методы и приемы, направленные на формирование двигательных качеств (строго дозированные упражнения, их повторение через определенные интервалы времени, увеличение интенсивности движений и др.) .

В методике физического воспитания, кроме методов, выделяются специфические организационные формы.

Существуют следующие организационные формы:

1) физкультурные занятия.

 Для эффективного формирования образа цели физкультурных занятий нужно просить детей комментировать и планировать опыт решения проблемных двигательных ситуаций в речевом плане ("Что ты делаешь?" "Какое движение выполняешь?") ; отвечать на вопросы: "Зачем мы тренируемся в беге, прыжках, метании и т.д.?" "Что вы делаете, чтобы прыгнуть дальше, бежать быстрее и др.?"

Далее необходима интеграция опыта познания, переживания и действия в процессе формирования алгоритма анализа двигательной задачи как проблемной ситуации. С этой точки зрения важными становятся такие способности, как (по Э. Акоповой) :

– различение "могу", "не могу", "не знаю, могу или не могу" и использование этого различения для оценки и организации своих действий;

– различение "задача, результат действия" и его использование для планирования и организации своих действий;

– различение "задача, способ действия" и его использование для планирования и организации своих действий;

– различение "условия совершения действия, варианты способов" и его использование для планирования и организации своих действий;

– различение "результат действия, последствия действия" и его использование для организации своих действий.

В связи с приобретением опыта познания, переживания и осознания своих двигательных возможностей мы предположили, что в качестве образа – результата физкультурных занятий детям можно задать три уровня, которые ребенок должен ощущать, знать, и в соответствии с ними организовывать свои действия:

1 уровень – "понимаю, что нужно сделать, и могу это сделать";

2 уровень – "понимаю, что требуется сделать, и мне это сделать не по силам";

3 уровень – "не знаком с такой ситуацией, не знаю, что от меня может потребоваться, могу попробовать выполнить, но с дополнительной страховкой или отказаться выполнять";

2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, спортивные упражнения на прогулке, физкультурные минутки, прогулки за пределами участка, индивидуальная работа) ;

3) самостоятельная двигательная активность детей;

4) активный отдых (физкультурный досуг, физкультурные праздники, Дни здоровья и др.) .

Физическая культура личности как результат физического воспитания представляет собой сложное системное образование, в котором все компоненты структуры имеют тесную взаимосвязь, дополняют и обусловливают друг друга:


– мотивационно-потребностный компонент является главной побудительной, направляющей и актуализирующей двигательные и физические возможности силой, определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности в сфере освоения физической культуры;

– когнитивно-интеллектуальный компонент определяет кругозор личности, направленность ее оценок, содержание ценностей и представлений о здоровом образе жизни, специфику рефлексии результатов двигательной активности и деятельности, тесно связан с социально-духовными ценностями, принятыми в данной культуре;

– физкультурно-деятельный компонент характеризует специфику организации и самоорганизации двигательной и физкультурной активности ребенка на основе усвоенных ценностей и сформированных представлений.

Состояние физической культуры напрямую связано со следующими показателями развития детей: с формированием потребности в двигательной активности и совершенствовании, развитием физических качеств личности, накоплением и обогащением двигательного опыта. В зависимости от данных показателей вся группа воспитанников распределяется по дифференцированным подгруппам: с низким, средним или высоким уровнем сформированности физической культуры. Динамика ее формирования определяется при переходе детей младшего дошкольного возраста из низкого на средний, из среднего на высокий уровень физической культуры в старшем дошкольном возрасте (рис. 16) .