Файл: Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности 89 классы (фгос ооо).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснозерского района Новосибирской области

Краснозерский лицей № 1










Рабочая программа по
Основам безопасности жизнедеятельности
8-9 классы (ФГОС ООО)
к учебнику Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, Л.В. Сидоренко, А.Б. Таранин, М.: Вента-Граф, 2021 г.

Программу составила: Глок Л. М.

Краснозерское 2021 г
ОБЖ 8-9 кл

Пояснительная записка

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по ОБЖ утвержденного приказом Минобразования России от 05. 03 2004 г. № 1089.

  2. Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 27.12.2012г. №273-ФЗ.

  3. Авторской программы: Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 классы: программа / Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, Л.В. Сидоренко, А.Б. Таранин, М.: Вента-Граф, 2021 г.

  4. Образовательная программа МБОУ Краснозерский лицей №1.

  5. Учебный план МКОУ КСОШ №1 на 2020-2021 учебный год.

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных ) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования в 2020-2021 учебном году.

Так как в учебном плане 9 класса 34 учебных недели, авторская программа будет выполнена за счет объединения часов в теме Национальная безопасность Российской Федерации.

Актуальность изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе обусловлена необходимостью выполнения социального заказа. В последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального и бытового характера, опасных для человека. К природным чрезвычайным ситуациям
относятся стихийные бедствия (ураганы, штормы, сели, землетрясения извержения вулканов и пр.); к техногенным –аварии или опасные техногенные происшествия; к социальным - экстраординарные ситуации, связанные с террористической угрозой, асоциальным поведением людей; к бытовым – ситуации, вызванные нарушением правил техники безопасности в быту (пожары, замыкания в электросети, утечка газа, воды);к дорожным -ситуации, связанные с поведением на дороге, в транспорте.

В условиях чрезвычайных ситуаций может возникнуть угроза для жизни человека. Анализ этих ситуаций показывает, что среди причин гибели людей, в частности детей школьного возраста, основными являются, во-первых, отсутствие элементарных знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях; во-вторых, слабо развитая мотивация действий и как результат- недостаточно сформированное прогностическое восприятие и мышление, отсутствие опыта решения задач по преодолению нестандартных ситуаций. Исходя из этого основной идеей конструирования данной предметной линии стало формирование психологической готовности школьника к принятию возникшей чрезвычайной ситуации, развитие мотивов поведения и умения предвидеть опасность. Поэтому в средствах обучения, реализующих программу, много материалов. Которые направленны на анализ воображаемых ситуаций, предвидение и оценку возможных действий, которые в этих ситуациях необходимо совершить.

Цели и задачи изучения предмета.

Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе направленно на реализацию следующей воспитательно-образовательной цели: расширение знаний и формирование умений подростков по организации здорового образа жизни, выбору правильного поведения в различных неординарных и чрезвычайных ситуациях.
Основными задачам изучения данной предметной области являются следующие:

  1. Осознание необходимости изучения правил поведения в необычных, нестандартных и чрезвычайных ситуациях, овладения умением ориентироваться в них;

  2. Воспитание способности к восприятию и оценке жизненных ситуаций, таящих в себе опасность, и приобретение опыта их преодоления;

  3. Формирование представлений о причинах возникновения опасных ситуаций, правилах безопасного поведения в них;

  4. Воспитание самоконтроля и самооценки поведения в опасных для здоровья и жизни ситуациях, развитие умения предвидеть последствия своего поведения.




Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

·ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности.

· ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

· ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

· ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей жизнеспособность российского общества.

·  ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

· ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

· ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

·ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

· ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Место учебного курса ОБЖ в учебном плане:

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 8-9 классах из расчета 1 час в неделю (всего 35 часов в год - 8 классе, 34 часа в год - 9 классе).
Требования к результатам обучения основам безопасности жизнедеятельности

Личностными результатами обучения в 8–9 классах являются:

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие способности и готовности к саморазвитию и личностному самоопределению;

  • формирование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых жизненных установок, социальных компетенций.


Метапредметные результаты обучения представлены универсальными учебными действиями:

  • анализом ситуаций, влияющих положительно и отрицательно на самочувствие и здоровье человека;

  • сравнением примеров опасного и безопасного поведения;

  • планированием и организацией своей жизни и деятельности с учётом безопасности;.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

  • формирование научного типа мышления и интеллектуальной деятельности на основе полученных знаний;

  • освоение основных понятий и научной терминологии;

  • использование методов познания и исследования, принятых в данной науке.

Планируемые результаты образовательной деятельности.


Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Основы комплексной безопасности

• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;

• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;

• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;

прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;

характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;

проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;

• характеризовать РСЧС1: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;

• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;

• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;

• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;

• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;

•• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.

формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;

обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;

различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;

• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;

• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;

• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;

• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;

• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;

• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.

формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;

формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;

формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;

использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;

• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;

• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации;

использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;

• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;

• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.




Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8–9 классов содержит следующие разделы.
8 класс

Введение. Основы безопасности жизнедеятельности.
Это нужно знать

Проблема здорового образа жизни. Как её решали в древности.

Окружающая среда и безопасность.

Какие знания и умения приобретают при изучении ОБЖ.

Расширение кругозора. Физическое воспитание в Спарте.
Здоровый образ жизни. Что это?

Зависит ли здоровье от образа жизни? Образ жизни. Слагаемые здоровья.

Физическое здоровье человека. Значение физической культуры для здоровья человека. Что такое физическое здоровье. Физическая культура и служба в армии. Закаливание — способ тренировки организма. Виды закаливания. Правила гигиены.

Расширение кругозора. Русская баня и здоровье. Примеры закаливания.

Правильное питание. Характеристика жиров, белков и углеводов. Режим питания. Правила питания. Продукты питания как экологический фактор. Питание и болезни. Диета.

Расширение кругозора. Чемпион среди круп по содержанию белков. Благотворное воздействие зелёного чая.

Психическое здоровье человека. Показатели психического здоровья и нездоровья. Влияние воли на эмоциональное состояние человека. Правильная организация жизнедеятельности. Воздействие шумов на организм человека. Компьютер

и здоровье. Информационная безопасность.

Социальное здоровье человека. Что такое социальное здоровье человека. Общение. Правила коммуникации. Учение — социально важная деятельность. Круг интересов человека. Фанаты и поклонники.

Расширение кругозора. Дети- Маугли.

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана.

Определение репродуктивного здоровья. Половое созревание. Особенности развития мальчиков и девочек (юношей и девушек). Риски старшего подросткового возраста.

Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни.

Как вести себя при пожаре. Причины и последствия пожаров. Поражающие факторы пожара. Правила пожарной безопасности. Безопасность во время праздничных фейерверков. Можно ли тушить пожар самостоятельно? Правила эвакуации из горящего здания. Средства пожаротушения. Помощь при ожогах.