Файл: Государственный бюджет как инструмент экономической политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 723

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Особенности государственного бюджета как инструмента экономической политики

В современных условиях проблема нормализации системы расчетов и платежей в экономике страны остается нерешенной, что приводит к значительному сокращению финансовой базы, как государственного бюджета, так и бюджетов субъектов РФ.

Для обеспечения экономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, а именно[7]:

1. рост ВВП и промышленного производства;

2. прекратить спад сельскохозяйственного производства;

3. создать условия для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;

4. снизить налоговую нагрузку на производителей и повысить уровень собираемости налогов;

5. рост реальных располагаемых денежных доходов населения;

6. поддерживать уровень занятости населения Российской Федерации и сокращать количество безработных.

Кроме того, к основным приоритетам финансовой политики в текущее время относятся:

1) введение новых правил межбюджетных отношений, усиление координации деятельности всех налоговых органов, завершение перехода к системе исполнения бюджета;

2) увеличение доходной базы бюджетов за счет сбора налогов за календарный период;

3) совершенствование структуры бюджетных расходов на основе сокращения прямых бюджетных получателей и численности занятых в расходах бюджета, преимущественно в жилищно-коммунальном секторе, сокращение неэффективных субсидий;

4) значительное усиление текущего и последующего финансового контроля;

5) формирование реалистичного бюджета;

6) проведение на финансовом рынке политики, которая позволит преодолеть последствия мирового финансового кризиса и обеспечить последовательное снижение доходности государственных облигаций внутри страны;

7) повышение эффективности валютно-финансовых операций и дальнейшее укрепление национальной валюты;

8) усиление страхового надзора и регулирования страхового рынка.

Большое внимание следует уделить социальной политике, то есть реформе здравоохранения и образования (адресная социальная помощь), концепции реформы российской науки, созданию новой пенсионной системы и ее постепенному внедрению без ущерба для интересов пенсионеров.


Эффективная внешняя политика - это один из резервов фондов развития страны.

В современных условиях любые бюджетные новые проекты в Российской Федерации будут преследовать две основные цели, среди которых:

    • наращивание запаса финансовой устойчивости;
    • выполнение майских указов президента России Владимира Путина.

Государственные эксперты уже определили ряд государственных достижений в экономической сфере. Эти моменты могут повлиять на специфику федерального бюджета и привести к образованию профицита. Среди факторов, которые особенно радуют специалистов, стоит обратить внимание на[8]:

1. Закрепление инфляции на уровне 4% по данным Центрального банка России;

2. Низкий уровень государственного долга;

3. Увеличение золотовалютных резервов;

4. Увеличение экспортной выручки за счет дешевого рубля;

5. Нет острой необходимости во внешних займах.

Необходимо добиваться устранения дискриминационных мер в отношении продукции компаний, работающих на национальном уровне. В таких условиях просто необходима административная реформа.

Цель реформы - превратить государственный аппарат в компактное, эффективное и управляемое общество. Борьба с коррупцией - важное направление административной реформы.

Задача подъёма России напрямую связана с развитием местного самоуправления - снижение федеральной опеки, рост доверия к регионам. Однако у государственного аппарата всегда есть регулирование, контроль и координация.

Федеральные трансферты - один из эффективных рычагов региональной политики. Необходимо увеличить процент переводов, предназначенных для конкретных целей.

Осуществление жилищной реформы и местного самоуправления, развитие малых и средних предприятий, поддержка которых является аксиомой стабильной экономики, во многом зависит от местных властей.

Таким образом, в дальнейшем необходимо провести исследование государственного бюджета России.

глава 2. Анализ государственного бюджета как инструмента экономической политики в России


2.1 Анализ доходов государственного бюджета России

В современных условиях государственный бюджет Российской Федерации выступает важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств.

В таблице 1 представлены основные показатели исполнения государственного бюджета России за 2017 – 2019 годах (млрд.руб.) [9]

Таблица 1

Показатель

2017 г.

2018 г.

2019г.

Абсолютное изменение, +/-

Относительное отклонение, %

ВВП

91843,2

104335,0

109361,5

17518,3

119

Доходы, всего

15088,9

19454,4

20187,2

5098,3

134

Нефтегазовые доходы

5971,9

9017,8

7924,3

1952,4

133

Ненефтегазовые доходы

9117,0

10436,6

12263,0

3146

135

Расходы

16420,3

16713,0

18213,2

1792,9

111

Дефицит (-), профицит (+) в % к:

-1331,4

2741,4

1974,0

3305,4

-148

Ненефтегазовый дефицит (-)

-7303,3

-6276,4

-5950,3

1353

81

На основании проведенного исследования можно отметить, что в 2019 году ВВП в России увеличивается на 17518,3 млрд.руб., темп роста данного показателя составляет 19 %.

Кроме того, доходы России в отчетном периоде возросли на 5098,3 млрд.руб., что в относительном отклонении составляет 34 %. Данная тенденция сложилась за счет роста:

- нефтегазовых доходов на 33 %;

- ненефтегазовых доходов на 35 %.

На рисунке 3 представлена динамика показателей исполнения государственного (федерального) бюджета.

Рисунок 3 – Динамика показателей исполнения государственного бюджета России, в % к ВВП[10]


На основании представленного рисунка можно отметить, что в отчетном периоде доходы превышают расходы государственного бюджета.

С 2018 года в России наблюдается профицит государственного бюджета, что рассматривается, как положительная, так и отрицательная тенденция.

Профицит может негативно влиять на экономическую систему государства в связи с тем, что некоторые отрасли экономики недополучают бюджетные средства, а также снижается количество социальных проектов государства.

В таблице 2 представлены основные показатели государственного бюджета по доходам за 2017 – 2019 годы (.млрд.руб.) [11]

Таблица 2

Показатель

2017 г.

2018 г.

2019г.

Абсолютное изменение, +/-

Относительное отклонение, %

ВВП, млрд.руб.

91 843,2

104 335,0

109 361,5

17 518,3

119

Цена на нефть марки «Юралс», долл. США/барр

53,0

70,0

63,8

10,8

120

Цена на газ (дальнее зарубежье), долл. США /тыс. куб. м

195,2

245,3

204,7

9,5

105

Курс доллара США к рублю

58,3

62,5

64,7

6,4

111

Доходы

15 088,9

19 454,4

20 187,2

5 098,3

134

в % к ВВП

16,4

18,6

18,5

2,1

113

Нефтегазовые доходы

5 971,9

9 017,8

7 924,3

1 952,4

133

в % к ВВП

6,5

8,6

7,2

0,7

111

НДПИ

4 021,6

6 009,8

5 971,7

1 950,1

148

-на нефть

3 352,2

5 232,3

5 175,5

1 823,3

154

-на газ горючий природный

545,4

630,6

627,0

81,6

115

-на газовый конденсат

124,0

147,0

169,3

45,3

137

Вывозные таможенные пошлины

1 950,3

3 007,9

2 276,0

325,7

117

-на нефть сырую

976,2

1 550,0

1 115,5

139,3

114

-на газ природный

576,2

809,2

695,7

119,5

121

-на товары, выработанные из нефти

397,9

648,7

464,9

67

117

Ненефтегазовые доходы

9 117,0

10 436,6

12 263,0

3 146

135

в % к ВВП

9,9

10,0

11,2

1,3

113

Связанные с внутренним производством

4 741,9

5 430,9

6 389,6

1 647,7

135

-НДС внутренний

3 069,9

3 574,6

4 257,8

1 187,9

139

-акцизы внутренние

909,6

860,7

946,7

37,1

104

-налог на прибыль

762,4

995,5

1 185,0

422,6

155

Связанные с импортом

2 728,7

3 204,2

3 638,4

909,7

133

-НДС ввозной

2 067,2

2 442,1

2 837,4

770,2

137

-акцизы ввозные

78,2

96,3

90,3

12,1

115

-ввозные таможенные пошлины

583,2

665,8

710,8

127,6

122


При исследовании цен на нефть марки «Юралс» было выявлено, что в 2019 году прослеживается положительная динамика на 10,8 долл.США за баррель. Данный показатель в отчетном периоде увеличивается на 20 %.

Цены на газ в дальнем зарубежье увеличиваются на 9,5 долл.США за тыс.куб.м., что в относительном отклонении составляет 5 %.

В России величина налога на добычу полезных ископаемых в 2019 году составляет 5971,7 млрд.руб. Данный показатель увеличивается на 1950,1 млрд.руб., темп роста составил 48 %.

Вывозные таможенные пошлины также возросли на 325,7 млрд.руб. или на 17 %.

Доходы федерального бюджета, связанные с внутренним производством в 2019 году повышаются на 1647,7 млрд.руб., что в относительном отклонении составляет 35 %.

Доходы, связанные с импортом возросли на 909,7 млрд.руб., что свидетельствует об эффективности ведения импортных операций.

Таким образом, все доходы государственного бюджета имеют положительную динамику, что позволяет сделать вывод о высокой пополняемости федерального бюджета России.

На рисунке 4 представлено соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов государственного бюджета.

Рисунок 4 – Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов государственного бюджета

В настоящее время правительство РФ нацелено активно тратить денежные средства на национальные проекты страны, что в дальнейшем позволит улучшить экономическую обстановку в России, а также улучшит жизнь населения.

2.2 Анализ расходов государственного бюджета России

В современных условиях расходы государственного бюджета — это денежные средства, направляемые из бюджета страны на финансовое обеспечение задач и функций государства.

В таблице 3 представлен состав расходов государственного бюджета России в период с 2017 – 2019 гг., (млрд.руб).[12]

Таблица 3

Статья расходов

2017 г.

2018 г.

2019г.

Абсолютное отклонение, +/-

Относительное отклонение, %

Общегосударственные вопросы

1162,5

1257,0

1363,9

201,4

117

Национальная оборона

2852,3

2827,0

2997,4

145,1

105

Правоохранительная деятельность и национальная безопасность

1918,0

1971,6

2083,2

165,2

109

Национальная экономика

2460,1

2402,1

2825,5

365,4

115

ЖКХ

119,5

148,8

282,2

162,7

236

Охрана окружающей среды

92,4

116,0

197,6

105,2

214

Образование

615,0

722,6

826,5

211,5

134

Культура, кинематография

89,7

94,9

122,4

32,7

136

Здравоохранение

439,8

537,3

713,0

273,2

162

Социальная политика

4992,0

4581,8

4882,8

-109,2

98

Физкультура и спорт

96,1

64,0

81,4

-14,7

85

Средства массовой информации

83,2

88,4

103,5

20,3

124

Обслуживание государственного долга

709,2

806,0

730,8

21,6

103

Трансферты между бюджетами

790,7

1095,4

1003,1

212,4

127

Итого расходов

16420,3

16712,9

18213,2

1792,9

111