Файл: Земельнотехнологическое отделение цк земельноправовых специальностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Полустационарное социальное обслуживание реализуется в отделениях дневного пребывания комплексных центров социального обслуживания населения. Оно включает в себя социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимаются инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание. В отделениях дневного пребывания комплексных центров социального обслуживания населения (центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов) предоставляются следующие услуги: социально-психологические, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-правовые, социально-педагогические, к которым относятся анимационные услуги (проведение праздников, юбилеев и других культурных мероприятий). Осуществляется организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов инвалидов. Оздоровительно-реабилитационные мероприятия (массаж, лечебная физкультура) организуются для клиентов с учетом рекомендаций врача.

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной, экстренной помощи единовременного характера инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке, и включает в себя следующие социальные услуги: разовое обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи.

Важным условием социальной защиты является финансовое обеспечение инвалидов (пенсии, пособия), а также предоставление им льгот, социальных услуг и других форм социальной помощи в виде лекарственных препаратов, протезно-ортопедических изделий, средств передвижения, вспомогательных технических средств (культурно-бытового, информационного, образовательного, производственного назначения, физкультуры и спорта) и др.

Таким образом, комплексная оценка всех рассмотренных выше основных позиций медико-социальной экспертизы позволяет вынести обоснованное суждение о социальных последствиях нарушения здоровья, характере и степени выраженности основных взаимосвязанных и последовательно развивающихся состояний. В свою очередь это является основанием для определения потребности инвалида в соответствующих мерах социальной защиты.


Современный подход к определению инвалидности, охватывающий наиболее важные стороны жизнедеятельности человека, обусловливает необходимость участия в деятельности учреждений медико-социальной экспертизы широкого круга специалистов. В таких условиях обоснованным является введение в состав комиссии по экспертизе наряду с двумя другими специалистами (медик и психолог) и специалиста по социальной работе, принимающего экспертное решение.

В обязанности социального работника входит организация медицинской помощи инвалидам. Социальный работник совместно с медицинскими работниками территориальной поликлиники или диспансера оказывает организационную помощь при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на дому, помогает в организации санаторно-курортного лечения, способствует приобретению необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов, организует по показаниям медико-генетическую консультацию родителей больных детей. Часто возникает необходимость обеспечить диетическим питанием детей инвалидов, страдающих диабетом, почечной недостаточностью и другими заболеваниями.

Специалист по социальной работе совместно с другими специалистами организует свою деятельность по следующим 4 основным направлениям:

  1. Реабилитационно-экспертная диагностика;



  1. Реабилитация (разработка индивидуальной программы реабилитации, ее коррекция и контроль);



  1. Государственная статистическая отчетность (формирование банка данных инвалидов);



  1. Профилактика инвалидности.

В рамках этого направления деятельности специалист по социальной работе проводит социально-бытовую и социально-средовую диагностику (рисунок 1 – Программа социальной реабилитации инвалидов). Она включает определение ряда социальных характеристик освидетельствуемого лица и оценку его возможностей: самообслуживания, самостоятельного передвижения, интеграции в общество. Для этого необходим анализ таких социальных характеристик как: семейное положение; состав семьи и ее участие в помощи инвалиду; доход; жилищно-бытовые условия; наличие технических средств у инвалида.

После проведенного анализа специалист по социальной работе формулирует социальный диагноз, который предполагает проведение ряда последовательных этапов.

Первым этапом социальной технологии является выяснение социального статуса обследуемого. Он включает такие характеристики как пол, возраст,

общее и профессиональное образование, социальную принадлежность. В последние годы появились новые характеристики социального статуса человека: беженец, иммигрант, переселенец, лицо без определенного места жительства и т.п.

Определение образовательного уровня обследуемого и характера его профессии предполагает установление занимаемой им должности и ее соответствие полученной профессии. От типа дефекта, формы патологии, вида и степени ограничения жизнедеятельности зависит решение проблемы переобучения и трудоустройства обследуемого.

Выяснение семейного положения является важным условием социальной технологии. Одинокое проживание в сочетании с выраженными, резко ограничивающими жизнедеятельность, функциональными нарушениями требует применения специальных мер социального защиты: услуг дневного отделения центра социального обслуживания либо обслуживания на дому, либо стационарного учреждения социального обслуживания.

Формирование социального диагноза предполагает выяснение социально-бытового статуса обследуемого: характер жилища (собственный дом, квартира, комната в коммунальной квартире, комната в общежитии, снимаемая жилплощадь и др.), этаж проживания, уровень благоустроенности, наличие коммунальных удобств, условий для выполнения работы на дому, оснащение вспомогательными средствами для самообслуживания и передвижения, приготовления и приема пищи, для иных занятий.

С этой целью специалист по социальной работе посещает инвалида на дому и непосредственно изучает жилищно-бытовые условия, объективно оценивая возможности инвалида к самообслуживанию. Совместно с медиком-специалистом он определяет необходимость подбора технических средств реабилитации и приспособления среды жизнедеятельности к нуждам инвалида. Специалист по социальной работе проводит также анализ структуры и степени возможности выполнения инвалидом социально-бытовой и социально-средовой деятельности.

Анализ включает оценку обеспечения таких возможностей как:

- социальная независимость (самостоятельное проживание, пользование гражданскими правами, участие в общественной деятельности и др.);

- социальное общение;

- персональная сохранность (пользование газом, электричеством, туалетом, ванной, транспортом, лекарствами и др.);

- социальные навыки (приготовление пищи, уборка, стирка белья, и др.);


- персональный уход (личная гигиена, возможность самостоятельного приема пищи и использования одежды);

- занятие физкультурой, спортом и другой деятельностью.

В своей работе специалисты по социальной работе используют методы анкетирования, наблюдения, а также биографический метод и тестирование. Полученные данные служат основой для формирования Ї «Социального паспорта инвалида». Эти данные служат основой для разработки индивидуальной программы реабилитации как специального раздела социальной реабилитации.

Одним из важных направлений деятельности всех организаций и служб, оказывающих помощь инвалидам, является создание условий для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера. К таким мероприятиям можно отнести предоставление дополнительных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, организацию для них производства на дому и т. Д.

Социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов невозможна без управленческих органов. Они существуют на всех уровнях государственного управления. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации имеется несколько комитетов, которые в большей или меньшей мере занимаются проблемами инвалидов: комитет по труду и социальной политике, комитет по делам ветеранов, комитет по охране здоровья, комитет по делам женщин, семьи и молодежи. В Совете Федерации Федерального Собрания России также имеется комитет по социальной политике, одной из главных функций которого является социальная защита населения. Составная часть этого комитета – управление по делам инвалидов. В республиках, краях, областях страны функционируют управления делами инвалидов, соответствующие центральным органам. Во всех административных округах также действуют комиссии, отделы, управления по делам инвалидов.

Ещё один управленческий аспект – организаторская работа с инвалидами. Сейчас можно услышать или прочитать: состоялся пробег инвалидов на колясках, открылось выставка художественно-прикладных работ инвалидов, прошёл фестиваль творчества инвалидов, вышел сборник стихов инвалидов и т.д. Все эти мероприятия совершаются не сами собой. Они – результат больших организаторских усилий. Проведение таких мероприятий – поле приложения труда социальных работников. Нужно найти заинтересованных людей, организации, помещения, спонсоров, которые оплатили бы расходы, распространить рекламу, организовать продажу изделий и т.д. и т.п. Можно встретить немало примеров продуманной организации социальной защиты, оказания разносторонней помощи инвалидам.


Заключение

В ходе прохождения производственной (преддипломной) практики были изучена организационная структура учреждения, ее внутренние документы, был собран материал, необходимый для написания отчета.

По окончанию практики была достигнута главная цель, а именно совершенствование профессиональных умений и навыков в процессе самостоятельной организации социальной деятельности в различных учреждениях; - подготовка и осуществление исследования в соответствии с планом выпускной квалификационной работы.

Организация комплексной социальной, психосоциальной и медико-социальной работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья прежде всего зависит от того, в каком возрасте получена инвалидность. Разные возрастные периоды обусловливают специфику инвалидов и соответственно во многом определяют направления и средства деятельности по их активизации.

Для того чтобы помочь взрослому инвалиду, используются все методы социальной, медико-социальной и психологической работы, в которые лишь вносится некоторая специфика. Методики активной социальной работы с инвалидом и его семьей вплотную смыкаются с понятием социальной реабилитации, которая представляет собой систему и процесс восстановления способности к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Социальная реабилитация включает в себя социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию. Эти две составляющие, по сути, обобщают все необходимое в работе с инвалидом. Так, в социально-бытовой адаптации используются информирование и консультирование инвалида и его семьи; адаптационное обучение; формирование у инвалида навыков самообслуживания, обеспечения персональной сохранности, социальных навыков; выделение технических средств реабилитации и обучение пользованию ими; адаптация жилья к потребностям инвалида.

Мероприятия по социально-средовой ориентации включают социально-психологическую реабилитацию, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию и психотерапию, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, оказание экстренной (по телефону) психологической и медико-психологической помощи. Сюда также могут быть отнесены формирование социальной независимости, навыков общения, проведения досуга и отдыха, занятия физкультурой и спортом, предоставление помощи в решении личных проблем, социально-психологический патронат семьи.