Файл: Экспрессдиагностика адаптации первоклассников к школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экспресс-диагностика адаптации первоклассников к школе
Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка. В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания педагога и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Для более быстрого и безболезненного привыкания ребенка к школьной жизни, и учителю и родителям необходимо знать заранее, как проходит процесс адаптации ребенка к школе, с какими проблемами ребенок столкнулся или может столкнуться в будущем, а самое главное как ему можно помочь и что необходимо сделать, для того чтобы создать благоприятную атмосферу и соответствующие условия успешной адаптации ребенка к обучению в школе.
На сегодняшний день в психолого-педагогической литературе существует немало программ применимых для исследования адаптации первоклассников. Однако, большинство из них носят характер индивидуальной диагностики, что в свою очередь занимает много сил и времени как в проведении так и в обработке результатов. Поскольку в большинстве школ от 3 до 8 первых классов, возникла идея разработать программу исследования адаптации первоклассников с использованием надежных, апробированных методов, удобную в использовании и применении, а так же не требующую каких-либо существенных временных ресурсов и затрат.
Экспресс-диагностика адаптации первоклассников применялась в работе с учащимися первых классов средней общеобразовательной школы № 31 г. Сыктывкара в течение трех лет. Данная работа проводилось психологом школы в качестве диагностической деятельности с учащимися, входящей в годовой план психологической работы педагога-психолога, заверенного директором школы. Результаты исследования адаптации детей первоклассников по данной программе совпадали с наблюдениями и оценками учителей, а так же мнениями родителей о своих детях.
Описание методов. Экспресс-диагностика адаптации первоклассников состоит из пяти методик:
1. Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой [6]. Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.
2. Методика исследования мотивации учения М.Р. Гинзбург [8]. Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.
3. Проективная методика диагностики школьной тревожности(А.М. Прихожан) [4]. С помощью методики определяется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.
4. Цветовой тест Люшера (модификация Л.А. Ясюковой) [9]. Этот метод направлен на определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в определенных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка. А так же особенности работоспособности учащегося.
5. Изучение поведенческих особенностей учащихся. Данный метод позволяет выявить формы дезадаптированного поведения ребенка, а также особенности его взаимоотношений с окружающими.
Условия проведения экспресс-диагностики.
Экспресс-диагностика может проводиться как психологом, так и учителем начальных классов.
Проводить исследование адаптации учащихся первых классов лучше в октябре-ноябре, т. к. нужно дать детям возможность адаптироваться самостоятельно, познакомиться с одноклассниками, привыкнуть к учителю. Поэтому в сентябре школьный психолог может просто присутствовать на уроках, и проводить наблюдение за детьми, отмечая особенности их поведения на уроках и во время перемен.
Для проведения исследования необходим отдельный кабинет без присутствия посторонних людей. Диагностику лучше проводить 2, 3 уроком, так как это период наибольшей работоспособности детей. В этом случае есть большая вероятность того, что дети еще не устали, и с интересом будут отвечать на все вопросы психолога. Время проведения диагностики – 1 урок.
Экспресс-диагностика проводится с группой детей 10 – 15 человек.
Для проведения экспресс-диагностики необходимо иметь следующие материалы: опросный лист (см. приложение 1), бланк ответов на каждого ребенка (см. приложение 2), бланк ответов - образец, набор цветных карандашей на каждого ребенка.
Перед началом тестирования психолог должен заранее подготовить класс, в котором будет проводиться диагностика. На доске необходимо нарисовать таблицу из 6 столбиков (см. бланк ответов, задание № 1), внизу под ней написать буквы «А» и «Б». Далее таблицу из 3 столбиков (см. бланк ответов, задание № 2). На соседней доске нарисовать 2 больших круга. Так же психолог должен проконтролировать, чтобы у детей на партах лежали только цветные карандаши и ручка.
Желательно, чтобы во время тестирования учащиеся сидели за партами по одному в целях исключения списывания, обсуждения и совместных решений.
Со звонком психолог раздает детям бланки ответов и подписывает их. Когда все бланки подписаны и психолог видит, что дети готовы его слушать он приступает к диагностике.
В течение всего тестирования психолог должен строго контролировать что все дети поняли как выполнять задание. Для этого после каждой инструкции необходимо пройти и посмотреть правильно ли дети записывают свои ответы (чтобы в одном столбике не оказалось 2 ответа).
Так же необходимо следить за тем, чтобы никто не разговаривал, не списывал и не обсуждал ответы.
Поскольку время активности внимания младших школьников пока еще низкое необходимо после каждого действия (не задания!) напоминать детям, чтобы они положили ручки, сели красиво и приготовились слушать дальше.
Обработка и интерпретация результатов.
Для облегчения работы психолога по обработке результатов тестирования мы используем разработанный в программе Microsoft Office Excel электронный обработчик (приложение 3). В данный обработчик психолог заносит баллы полученные ребенком за каждое задание, а программа автоматически выводит уровень адаптации ребенка в школе (см. рисунок 1).
Рис. 1. Электронный обработчик экспресс-диагностики адаптации первоклассников к школе.
Поскольку у каждой методики система ранжирования уровней показателей своя, то мы для каждого уровня дали условное обозначение: (1), (2), (3). Эти баллы психолог заносит в электронный обработчик рядом с соответствующим показателем.
1. Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой.
Качественный анализ:
Позиция сформирована – внутренняя позиция имеет содержательный характер, ребенок хочет ходить в школу, ему нравиться учиться. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность – учебная.
Позиция сформирована средне – наличие положительного отношения к школе, возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными. Желание учиться заменяется установкой: “Надо учиться, должен учиться”.
Позиция школьника не сформирована – предпочтение игровой деятельности и дошкольного типа отношений, отсутствие ориентации на содержание школьно-учебной действительности, отсутствие смысловой установки принятия нового социального статуса ученика. Ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной: новые знакомства и контакты, игры, прогулки, возможности посещения школьных кружков и пр. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность – игровая. В некоторых случаях у ребенка присутствуют негативные установки в отношении школы и учения, отсутствие желания ходить в школу.
Количественный анализ:
Преобладание ответов «А» - внутренняя позиция сформирована. (1)
Одинаковое количество ответов «А» и «Б» – внутренняя позиция сформирована средне. (2)
Преобладание ответов «Б» – внутренняя позиция не сформирована. (3)
2. Методика исследования мотивации учения М.Р. Гинзбург.
Качественный анализ:
Внешний мотив (рис. а) – внешние мотивы не имеют отношения к содержанию учебной деятельности и не оказывают существенного влияния на учебную активность и успешность усвоения знаний. Проявляется тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д. В случае доминирования внешних мотивов при недостаточном развитии познавательной и социальной мотивации, так же как и в предыдущем случае, велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению.
Учебный (познавательный) мотив (рис. б) – для учащихся с доминирующим познавательным мотивом характерна высокая учебная активность, они, как правило, не ограничиваются рамками учебной задачи, стремятся узнать больше, задают много вопросов. Если при этом недостаточно развит социальный мотив учения, то возможны спады активности, темп и продуктивность учения в этом случае имеют неровный, прерывистый характер: ученик внимателен и активен только тогда, когда учебный материал для него незнаком и интересен; если учитель рассказывает о том, с чем он уже знаком, или(и) ему это не интересно, то он отвлекается, может заниматься посторонними делами, разговаривать с соседом по парте. При выполнении домашних заданий такие школьники быстро и легко выполняют то, что им интересно и нравится, другие задания выполняют с большим трудом или не делают вовсе. Как правило, эти учащиеся не любят упражнений, основанных на многократном повторении заданного образца, требующих усидчивости и добросовестности (написание букв, например), усвоение материала на основе механического запоминания вызывает большие трудности (заучивание таблицы сложения и умножения). Чаще всего такие учащиеся в начальной школе учатся на среднем уровне или ниже среднего, у них могут быть пробелы в знаниях. Про них учителя говорят: «Умный, но ленивый». В средних классах эти ученики нередко учатся лучше, чем в начальной школе.
Игровой мотив (рис. в) – игровой мотив по своей природе неадекватен учебной деятельности. В учебной деятельности учащийся действует в соответствии с учебной задачей, поставленной педагогом, при этом успешность его деятельности зависит от того, насколько он принял и понял задачу педагога, насколько правильно выполняет его инструкции. Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то, что им хочется: в тетради пишут не буквы и слова, а рисуют машины, домики, цветочки и пр.; приносят из дома игрушки и играют ими на уроке; не понимают специфической функции учителя, строят свое общение с ним исключительно на эмоциональной основе; не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают обязательности выполнения учебных заданий, в том числе и домашних.
Позиционный мотив (рис. г) – основу позиционных мотивов учения составляет интерес к новой ситуации и новой социальной роли, при этом ребенка привлекает чисто внешняя атрибутика школьной жизни. Может проявляться в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Особое внимание следует обратить на детей, в структуре мотивов которых позиционный мотив занимает доминирующее положение при слабом развитии познавательного и социального мотивов. В этом случае формирование собственно мотивов учения в учебном процессе сильно затруднено, так как отсутствует необходимая для этого основа. У таких учащихся интерес к школе угасает достаточно быстро и из-за отсутствия других стимулов к учению (внешний и игровой мотив эту функцию не выполняют) формируется стойкое нежелание учиться. С этими детьми работу по формированию мотивов учения необходимо начинать задолго до поступления в школу.