Файл: Учебника Математика 5 класс С. М никольского Москва изд. Просвещение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы Бурмистрова Т. А. Математика, 5 -6 классы. Москва: изд. «Просвещение», 2018 год, учебника «Математика 5 класс» С.М Никольского Москва: изд. «Просвещение», 2019 год.
Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
-
в направлении личностного развития:
-
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; -
формирование интеллектуальной честности и объективности учащихся, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; -
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; -
формирование качеств мышления, необходимых для адаптаций в современноминформационном обществе; -
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
-
в метапредметном направлении:
-
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; -
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; -
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой для познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
-
в предметном направлении:
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; -
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Изучение математики направлено на выполнение следующих задач:
-
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов; -
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения; -
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач; -
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; -
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования; -
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Место роль математики в овладении учащимися требований к уровню
подготовки учащихся в соответствии с ФГОС.
В 5 классе на изучение математики отводится 5 часов в неделю (170 часов в год).
Технологии обучения: проблемное обучение, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие технологии.
Требования к результатам обучения и освоению содержания предмета.
Изучение математики дает возможность обучающихся достичь следующих результатов развития:
-
в личностном направлении:
-
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; -
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; -
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; -
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; -
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; -
Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
-
в метапредметном направлении:
-
первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; -
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; -
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения -
математических проблем, и представлять ее в понятной форме; -
принимать решениев условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; -
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; -
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; -
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; -
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем; -
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
-
в предметном направлении:
-
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; -
представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; -
умение работать с математическим текстом, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать математический язык, проводить классификацию, логическое обоснование, доказательства математических утверждений; -
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; -
овладение символами и языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнения, систем уравнений, неравенств, систем неравенств; -
умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; -
умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса; -
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; -
умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей; -
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; -
наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях; -
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; -
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, на наглядном уровне - о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач; -
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей, объемов геометрических фигур; -
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Планируемые результаты:
Выпускник научится в 5 классе: Элементы теории множеств и математической логики:
-
Оперировать на базовом уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность; -
задавать множества перечислением их элементов; -
находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях. -
В повседневной жизни при изучении других предметов: распознавать логически некорректные высказывания.
Числа
-
оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, обыкновенная дробь, смешанное число, рациональное число; -
использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений; -
использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач; -
упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных дробей; -
находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении задач;. -
применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов; -
выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений; -
составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов. -
выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами; -
сравнивать рациональные числа.
В повседневной жизни при изучении других предметов:
-
оценивать результаты вычислений при решении практических задач; -
выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях; -
составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Текстовые задачи
-
Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия; -
строить модель условия задачи, в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи; -
осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; -
составлять план решения задачи; -
выделять этапы решения задачи; -
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное -
решение задачи; -
знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки; -
решать задачи на нахождение части числа и числа по его части; -
находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины; -
решать несложные логические задачи методом рассуждений. -
выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче. -
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи; -
анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях; -
исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, -
рассматривать разные системы отсчета; -
осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов. -
выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных, конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества; -
решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат; -
решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета. -
В повседневной жизни при изучении других предметов: выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче.
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры.
Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок,
прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, прямоугольный параллелепипед, куб.
Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни при изучении других предметов : решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Измерения и вычисления
-
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; -
вычислять площади прямоугольников, квадратов.
В повседневной жизни при изучении других предметов:
-
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников; -
выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни. -
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира. -
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах; -
изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов. -
вычислять объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов.
История математики
-
описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; -
знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей. -
Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.
Уравнения и неравенства
-
оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство. -
извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; -
составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Текстовые задачи
-
решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности; -
использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач; -
знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию); -
моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы; -
выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа; -
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи; -
анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях; -
исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчета; -
решать разнообразные задачи «на части», -
решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби; -
осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.