Файл: Чильчинская средняя общеобращовательная школа тындинского муниципального округа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одномоментно и навсегда искоренить проблему буллинга невозможно. Однако если ею будут вплотную и серьезно заниматься все участники образовательного процесса, то высока вероятность избежать многих конфликтов.

Ключевые слова, раскрывающие сущность профилактики буллинга: предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль. Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения.

Необходимо организовывать информационные часы, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Педагоги-психологи должны проводить с детьми тренинги на сплочение коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.

Основная цель профилактических мероприятий направлена на то, чтобы, помочь ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.

Задачи профилактики буллинга:

• подготовка учителей для работы с трудными детьми;

• содействие улучшению социального самочувствия;

• психолого-педагогическое просвещение родителей;

• устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;

• снижение риска злоупотребления токсическими веществами, наркотиками и алкоголем;

• развитие и формирование самостоятельности и социальной компетентности;

• изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.

Объединение профилактических мероприятий в единую систему позволит создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство. В основном меры сводятся к формированию определенных установок у каждого отдельного ученика, а также введению правил и норм, направленных против буллинга.

Заключение

Предупреждение буллинга (моббинга) в образовательной среде требует комплексного, систематического подхода к рассмотрению данной проблемы и реализации определенных профилактических мероприятий.

Буллинг (моббинг) – это сложноорганизованное явление, представленное целой совокупностью форм его проявления, что составляет основу для многоплановой разработки мероприятий. Знание основных личностных особенностей, возрастных характеристик участников буллинга (моббинга) позволяет выявить конкретные формы взаимодействия с ними, разработать тактику профилактической работы. Индивидуальная работа с учащимися должна быть организована на основании изученных особенностей поведения подростков в целом, их индивидуальных качеств и возможных психоповеденческих отклонений.


Профилактическая работа с данной проблемой должна начинаться с выявления причин и последствий буллинга (моббинга) в конкретной образовательной среде, так как они имеют четкую взаимосвязь и составляют совокупность асоциальных факторов девиации подростков. Самой распространенной причиной являются конфликтогенность в ученическом коллективе, а также отсутствие надлежащего контроля за ситуацией в группе со стороны педагога, в связи с чем подростки лишаются возможности развиваться физически и нравственно в психологически благоприятных условиях.

Реализация программы профилактики буллинга (моббинга) должна осуществляться группой специалистов, профилактическая деятельность которых разграничена и определена в соответствии со спецификой деятельности каждого из них.

В настоящее время проблема буллинга (моббинга) еще недостаточно проработана как отечественными исследователями, так и на законодательном уровне. Однако, данное явление существует в образовательной среде и требует разработки и реализации предупредительных мер. Необходим комплекс мероприятий, который будет направлен, прежде всего, на проработку системы отношений в детском коллективе, с учетом особенностей членов группы, на индивидуальную работу с каждым участником, а также на просвещение всех субъектов образовательных отношений (администрации, педагогического коллектива, родителей и учащихся) в рамках настоящей проблемы и в области разработки направлений профилактики буллинга (моббинга).

Главным принципом как в проведении профилактической работы в рамках проблемы буллинга (моббинга), так и в отношениях, в общении на разных уровнях должен стать «Не навреди!».

Феномен буллинга присутствует в повседневной жизни. Мы сталкиваемся с ним не только в образовательном учреждении, но и во взрослой жизни. Злоба, зависть, ненависть, раздражение всегда способствуют возникновению буллинговых ситуаций. Поэтому нам всем необходимо научиться противостоять моральному и физическому давлению, чтобы не оставалось «шрамов после гвоздей».

Примерный комплексный план мероприятий по профилактике явлений

буллинга (моббинга) в МОКУ «Чильчинская СОШ»

на 2022-2023 уч.год



1-11 классы

п/п

Мероприятия

Сроки

проведения

Ответственные

Нормативно-правовое и информационное обеспечение мероприятий,

определяющих профилактику буллинга:



  1. Утвердить на методическом совете программу профилактики буллинга (моббинга) на учебный год

  2. Разработать:

• комплексный план мероприятий по профилактике и предотвращению буллинга (моббинга)на учебный год;

• методические материалы (рекомендации для педагогов и родителей, классные часы, беседы, тренинги и пр.) в рамках реализуемого плана мероприятий

  1. Изучить нормативно-правовые документы по профилактике явлений буллинга (моббинга)в образовательной среде

  2. Подготовить:

• информационный материал по профилактике детского насилия и буллинга (моббинга) для размещения на сайте;

• раздаточные материалы (памятки, буклеты, стендовую информацию) для всех субъектов образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей) по проблеме буллинга;

сентябрь


сентябрь

в течение уч.года

сентябрь-октябрь
октябрь



зам. директора


зам. директора по ВР

зам. директора по ВР
зав. библиотекой
зам. директора

Организационно-педагогическая и научно-методическая работа

с педагогическим коллективом

2.

  1. Совещание при директоре: «Организация работы по профилактике буллинга (моббинга)в образовательной среде

  2. Совещание при заместителе директора по работе по темам:

• распространенность и особенности проявления буллинга (моббинга) в группах обучающихся;

• буллинг (моббинг): актуальность, состояние проблемы и психологическое сопровождение жертв буллинга (моббинга);

• роль педагога в профилактике буллинга (моббинга) в ученических коллективах;

• анализ работы педагогического коллектива по профилактике детского насилия и буллинга (моббинга) за учебный год

Беседа 1. Буллинг как форма насилия в ученическом коллективе.

Беседа 2. Буллинг: причины и последствия

Беседа 3. Буллинг как дискриминация прав ребенка на образование

Беседа 4. Как педагогу противостоять травле детей

  1. Индивидуальные консультации педагогов по профилактике конфликтных ситуаций в детском коллективе, в общении, по вопросам оказания поддержки неуверенным, отвергнутым детям, создание ситуации успеха




Сентябрь-октябрь

Ноябрь-декабрь

январь
март
май
в течение уч.года



зам. директора

зам. директора


Работа с родителями обучающихся

3.

  1. Общее родительское собрание «Буллинг (моббинг) в детской среде»

  2. Родительские собрания в группах:

• О правах ребенка на защиту от любой формы насилия.

• Как предотвратить и преодолеть буллинг (моббинг)?

  1. Ознакомление с методическими материалами (стендовая информация и информация на сайте ):

• Буллинг (моббинг) – это не детская шалость.

• Невидимый буллинг.

• Психологический дискомфорт обучающихся в образовательной среде: причины, проявления, последствия и профилактика

• Буллинг, изгои, отверженные – одна проблема?

  • Книжная выставка в библиотеке «В помощь родителям о профилактике буллинга (моббинга) детей и подростков»:

  1. Педагогическая диагностика в контексте проблемы буллинга:

• Анкетирование «Как я воспитываю своего ребенка»

• Анкетирование «Оценка уровня удовлетворительности образовательной средой в МОКУ «Чильчинская СОШ»


январь

январь-февраль

в течение уч.года


апрель
в течение уч. года



зам. директора
педагоги


педагоги

зав. библиотекой
зам.дтиректора по ВР


Информационное, организационно-кадровое

обеспечение профилактики и предотвращения буллинга (моббинга) обучающихся

4.

  1. Информационные часы, беседы (примерная тематика).

7-11 лет:

• Законы сохранения доброты.

• Я не дам себя обижать.

• Наш Центр живет без насилия.

• Давайте жить дружно!

• Мы против насилия. Как защитить себя?

• Будем добрыми.

• Как я отношусь к насилию.

• Как научиться жить без драки.

12-15 лет:

• Бояться страшно. Действовать не страшно.

• О правилах поведения и безопасности на улице.

• Буллинг как стадный допинг.

• Безопасное поведение.

• Что такое агрессия?

• Добро против насилия.

• Как не стать жертвой насилия.

• Способы решения конфликтов с ровесниками.

16-18 лет:

• Навыки саморегуляции.

• Воспитание характера.

• Предупреждение насилия и жестокости в жизни.

• • Как бороться с конфликтами.

• Нравственный закон внутри каждого.

• Моя жизненная позиция

  1. Информационный вестник (стендовая информация раздаточные материалы) для обучающихся на темы:

• Мы – против насилия!

• Мы – против жестокого обращения!

  1. Книжные выставки:

• Буллинг как этическая проблема.

• Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

• Детство, свободное от жестокости.

• Скажем «Нет» равнодушию к детскому насилию

  1. Педагогическая диагностика (наблюдение, анкетирование, тестирование) в контексте проблемы буллинга:

• выявление детей, склонных к проявлению жестокости к другим обучающимся;

• взаимоотношения в группе;

• изучение личностного развития обучающихся с целью профилактики нарушений в развитии личности (толерантность, самооценка и уровень притязаний, тревожности, мотивации)

  1. Контрольно-оценочная деятельность в целях проверки информационной доступности правил поведения и нормативных документов по профилактике буллинга

  2. Индивидуальные консультации обучающихся (по результатам диагностики, общение со сверстниками, детско-родительские отношения, конфликты)

  3. Информационная акция «Нет насилию!»



в течение уч. года


Педагоги, заместитель директора по ВР

ГДО

Нормативно-правовое и информационное обеспечение мероприятий,

определяющих профилактику буллинга:



1. Утвердить на методическом совете программу профилактики буллинга (моббинга) на учебный год

2.Разработать:

• комплексный план мероприятий по профилактике и предотвращению буллинга (моббинга)на учебный год;

• методические материалы (рекомендации для педагогов и родителей, классные часы, беседы, тренинги и пр.) в рамках реализуемого плана мероприятий

3.Изучить нормативно-правовые документы по профилактике явлений буллинга (моббинга)в образовательной среде

4. Подготовить:

• информационный материал по профилактике детского насилия и буллинга (моббинга) для размещения на сайте;

• раздаточные материалы (памятки, буклеты, стендовую информацию) для всех субъектов образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей) по проблеме буллинга;

сентябрь


сентябрь

в течение уч.года

сентябрь-октябрь



зам. директора


воспитатель ГДО,

зам. директора по ВР

воспитатель ГДО,

воспитатель ГДО,

зам. директора по ВР


Работа с родителями обучающихся

2.

  1. Общее родительское собрание «Буллинг (моббинг) в детской среде»

  2. Родительские собрания :

• О правах ребенка на защиту от любой формы насилия.

• Как предотвратить и преодолеть буллинг (моббинг)?

  1. Ознакомление с методическими материалами (стендовая информация и информация на сайте ):

  • Рекомендации: «Что делать , если вы подозреваете ,что ребенок подвергается насилию?» «Родителям по профилактики жестокого обращения в семье»

  • Памятки: «Воспитание детей без обид и унижений»

  1. Консультации: «Жестокое обращение с детьми»; «Жестокое обращение с детьми: что это?»;




в течение уч.года


Воспитатель ГДО

Информационное, организационно-кадровое

обеспечение профилактики и предотвращения буллинга (моббинга) обучающихся

3.

  1. Информационные часы, беседы (примерная тематика).

• Законы сохранения доброты.

• Я не дам себя обижать.

• Давайте жить дружно!

• Будем добрыми.

• Как научиться жить без драки.

  1. Контрольно-оценочная деятельность в целях проверки информационной доступности правил поведения и нормативных документов по профилактике буллинга

  2. Индивидуальные консультации









Рекомендуемая литература

  1. Аверьянов А.И. Буллинг как вызов современной школе // Педагогика, психология и социология. – 2013. – № 18. – С. 45-50.

  2. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2006. - 256 с.

  3. Бердышев, И.С. Лекарство против ненависти // Первое сентября – 2005. – № 18. – С. 3.

  4. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. – Т. 10. – № 3. – С. 149-159.

  5. Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографической обозрение. – 2010. – №2. – С. 55-68.

  6. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. – Р-н/Д: Феникс. 2006. – 157 с.

  7. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия Российского гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165.

  8. Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info18.html. (дата обращения: 06.06.2016)

  9. Кривцова С.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. - М.: Федеральный институт развития образования, 2011. - 120 с.

  10. Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал практического психолога. Вып.1. 2007. С. 72—90.

  11. Лаптева В.Ю. Психологические особенности подростков с разным уровнем защищенности от психологического насилия в образовательной среде : автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб, 2010. 26 с.

  12. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) //Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. - СПб: Питер, 2001. С. 240-276.

  13. Маланцева, О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. – 2007. – № 4. – С. 90–92.

  14. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах/Сост. А.Е. Довиденко и др. – Екатеринбург: «Семья детям», 2014. - 29 с.

  15. Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? // Директор школы. 2000. – № 3. – С. 25–32.

  16. Ожиёва Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг [Электронный ресурс] //Психологи и социология. 2008. №5. Режим доступа:http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37294.doc.htm (дата обращения: 03.06.2016)

  17. Петросянц В.Р. Психологические характеристики старшеклассников — участников буллинга в образовательной среде // Эмиссия. Электронный научный журнал. 2010. – URL: http://www.emissia. org/offline/2010/1479.htm

  18. Попова Е. И., Пчелинцева И. В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14158.htm.

  19. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: «Академия», 2000. - 528 с.

  20. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. - М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.

  21. Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга. – М.: Генезис, 2012. — 264 с.

  22. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми - М.: Психология и педагогика, 1993г.

  23. Селиванова О.А., Шевцова Т.С. Профилактика агрессивности и жестокости в образовательном учреждении. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. – 232 с.

  24. Стрельбицкая A.A. Динамика школьного буллинга в коллективах старшего звена // Педагогическая диагностика. – 2010. – №2. – С. 104-124.

  25. Ушакова Е. Буллинг новый термин для старого явления // Директор школы. 2009. №6. С.84-87.

  26. Файнштейн Е.И. Моббинг, буллинг и способы борьбы с ними // Директор школы. 2010. №7. С.72-76.

  27. Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.


Список использованных источников

  1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2006. - 256 с.

  2. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия Российского гос. пед. ун-та имени А.И.Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165.

  3. Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info18.html.

  4. Ожиёва Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг [Электронный ресурс] //Психологи и социология. 2008. №5. Режим доступа:http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37294.doc.html.

  5. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. - М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.

  6. Программа профилактики буллинга в образовательной организации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psy.su/psyche/projects/1813/

  7. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми - М.: Психология и педагогика, 1993г.

  8. Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.

  9. Холодова Ю.Б. Профилактика буллинга в образовательном учреждении // Инновации в образовании и физической культуре: сб. науч. и метод.статей. - СПб: Свое издательство, 2016. - С. 31-38.

  10. Курганский С.М. Профилактика буллинга [Электронный ресурс] Режим доступа: http://klepik.depon72.ru/?p=1348

  11. Доктор Шлаукинд. Моббинг и буллинг, как формы психологического насилия в школе. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ekidz.eu/ru/mobbing-i-bulling-2/

  12. http://mobbingu.net/articles/detail/49/#hcq=I1v4t6q

  13. https://www.b17.ru/article/22384/

  14. http://www.domrebenok.ru/blog/nasilie-v-shkole-chto-takoe-bulling-chem-on-opasen-i-kak-s-nim-borotsya/

  15. http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214740.pdf