Файл: Чильчинская средняя общеобращовательная школа тындинского муниципального округа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одномоментно и навсегда искоренить проблему буллинга невозможно. Однако если ею будут вплотную и серьезно заниматься все участники образовательного процесса, то высока вероятность избежать многих конфликтов.
Ключевые слова, раскрывающие сущность профилактики буллинга: предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль. Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения.
Необходимо организовывать информационные часы, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Педагоги-психологи должны проводить с детьми тренинги на сплочение коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.
Основная цель профилактических мероприятий направлена на то, чтобы, помочь ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.
Задачи профилактики буллинга:
• подготовка учителей для работы с трудными детьми;
• содействие улучшению социального самочувствия;
• психолого-педагогическое просвещение родителей;
• устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;
• снижение риска злоупотребления токсическими веществами, наркотиками и алкоголем;
• развитие и формирование самостоятельности и социальной компетентности;
• изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.
Объединение профилактических мероприятий в единую систему позволит создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство. В основном меры сводятся к формированию определенных установок у каждого отдельного ученика, а также введению правил и норм, направленных против буллинга.
Заключение
Предупреждение буллинга (моббинга) в образовательной среде требует комплексного, систематического подхода к рассмотрению данной проблемы и реализации определенных профилактических мероприятий.
Буллинг (моббинг) – это сложноорганизованное явление, представленное целой совокупностью форм его проявления, что составляет основу для многоплановой разработки мероприятий. Знание основных личностных особенностей, возрастных характеристик участников буллинга (моббинга) позволяет выявить конкретные формы взаимодействия с ними, разработать тактику профилактической работы. Индивидуальная работа с учащимися должна быть организована на основании изученных особенностей поведения подростков в целом, их индивидуальных качеств и возможных психоповеденческих отклонений.
Профилактическая работа с данной проблемой должна начинаться с выявления причин и последствий буллинга (моббинга) в конкретной образовательной среде, так как они имеют четкую взаимосвязь и составляют совокупность асоциальных факторов девиации подростков. Самой распространенной причиной являются конфликтогенность в ученическом коллективе, а также отсутствие надлежащего контроля за ситуацией в группе со стороны педагога, в связи с чем подростки лишаются возможности развиваться физически и нравственно в психологически благоприятных условиях.
Реализация программы профилактики буллинга (моббинга) должна осуществляться группой специалистов, профилактическая деятельность которых разграничена и определена в соответствии со спецификой деятельности каждого из них.
В настоящее время проблема буллинга (моббинга) еще недостаточно проработана как отечественными исследователями, так и на законодательном уровне. Однако, данное явление существует в образовательной среде и требует разработки и реализации предупредительных мер. Необходим комплекс мероприятий, который будет направлен, прежде всего, на проработку системы отношений в детском коллективе, с учетом особенностей членов группы, на индивидуальную работу с каждым участником, а также на просвещение всех субъектов образовательных отношений (администрации, педагогического коллектива, родителей и учащихся) в рамках настоящей проблемы и в области разработки направлений профилактики буллинга (моббинга).
Главным принципом как в проведении профилактической работы в рамках проблемы буллинга (моббинга), так и в отношениях, в общении на разных уровнях должен стать «Не навреди!».
Феномен буллинга присутствует в повседневной жизни. Мы сталкиваемся с ним не только в образовательном учреждении, но и во взрослой жизни. Злоба, зависть, ненависть, раздражение всегда способствуют возникновению буллинговых ситуаций. Поэтому нам всем необходимо научиться противостоять моральному и физическому давлению, чтобы не оставалось «шрамов после гвоздей».
Примерный комплексный план мероприятий по профилактике явлений
буллинга (моббинга) в МОКУ «Чильчинская СОШ»
на 2022-2023 уч.год
1-11 классы | |||||||
№п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные | ||||
Нормативно-правовое и информационное обеспечение мероприятий, определяющих профилактику буллинга: | |||||||
|
• комплексный план мероприятий по профилактике и предотвращению буллинга (моббинга)на учебный год; • методические материалы (рекомендации для педагогов и родителей, классные часы, беседы, тренинги и пр.) в рамках реализуемого плана мероприятий
• информационный материал по профилактике детского насилия и буллинга (моббинга) для размещения на сайте; • раздаточные материалы (памятки, буклеты, стендовую информацию) для всех субъектов образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей) по проблеме буллинга; | сентябрь сентябрь в течение уч.года сентябрь-октябрь октябрь | зам. директора зам. директора по ВР зам. директора по ВР зав. библиотекой зам. директора | ||||
Организационно-педагогическая и научно-методическая работа с педагогическим коллективом | |||||||
2. |
• распространенность и особенности проявления буллинга (моббинга) в группах обучающихся; • буллинг (моббинг): актуальность, состояние проблемы и психологическое сопровождение жертв буллинга (моббинга); • роль педагога в профилактике буллинга (моббинга) в ученических коллективах; • анализ работы педагогического коллектива по профилактике детского насилия и буллинга (моббинга) за учебный год Беседа 1. Буллинг как форма насилия в ученическом коллективе. Беседа 2. Буллинг: причины и последствия Беседа 3. Буллинг как дискриминация прав ребенка на образование Беседа 4. Как педагогу противостоять травле детей
| Сентябрь-октябрь Ноябрь-декабрь январь март май в течение уч.года | зам. директора зам. директора | ||||
Работа с родителями обучающихся | |||||||
3. |
• О правах ребенка на защиту от любой формы насилия. • Как предотвратить и преодолеть буллинг (моббинг)?
• Буллинг (моббинг) – это не детская шалость. • Невидимый буллинг. • Психологический дискомфорт обучающихся в образовательной среде: причины, проявления, последствия и профилактика • Буллинг, изгои, отверженные – одна проблема?
• Анкетирование «Как я воспитываю своего ребенка» • Анкетирование «Оценка уровня удовлетворительности образовательной средой в МОКУ «Чильчинская СОШ» | январь январь-февраль в течение уч.года апрель в течение уч. года | зам. директора педагоги педагоги зав. библиотекой зам.дтиректора по ВР | ||||
Информационное, организационно-кадровое обеспечение профилактики и предотвращения буллинга (моббинга) обучающихся | |||||||
4. |
7-11 лет: • Законы сохранения доброты. • Я не дам себя обижать. • Наш Центр живет без насилия. • Давайте жить дружно! • Мы против насилия. Как защитить себя? • Будем добрыми. • Как я отношусь к насилию. • Как научиться жить без драки. 12-15 лет: • Бояться страшно. Действовать не страшно. • О правилах поведения и безопасности на улице. • Буллинг как стадный допинг. • Безопасное поведение. • Что такое агрессия? • Добро против насилия. • Как не стать жертвой насилия. • Способы решения конфликтов с ровесниками. 16-18 лет: • Навыки саморегуляции. • Воспитание характера. • Предупреждение насилия и жестокости в жизни. • • Как бороться с конфликтами. • Нравственный закон внутри каждого. • Моя жизненная позиция
• Мы – против насилия! • Мы – против жестокого обращения!
• Буллинг как этическая проблема. • Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. • Детство, свободное от жестокости. • Скажем «Нет» равнодушию к детскому насилию
• выявление детей, склонных к проявлению жестокости к другим обучающимся; • взаимоотношения в группе; • изучение личностного развития обучающихся с целью профилактики нарушений в развитии личности (толерантность, самооценка и уровень притязаний, тревожности, мотивации)
| в течение уч. года | Педагоги, заместитель директора по ВР | ||||
ГДО | |||||||
Нормативно-правовое и информационное обеспечение мероприятий, определяющих профилактику буллинга: | |||||||
| 1. Утвердить на методическом совете программу профилактики буллинга (моббинга) на учебный год 2.Разработать: • комплексный план мероприятий по профилактике и предотвращению буллинга (моббинга)на учебный год; • методические материалы (рекомендации для педагогов и родителей, классные часы, беседы, тренинги и пр.) в рамках реализуемого плана мероприятий 3.Изучить нормативно-правовые документы по профилактике явлений буллинга (моббинга)в образовательной среде 4. Подготовить: • информационный материал по профилактике детского насилия и буллинга (моббинга) для размещения на сайте; • раздаточные материалы (памятки, буклеты, стендовую информацию) для всех субъектов образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей) по проблеме буллинга; | сентябрь сентябрь в течение уч.года сентябрь-октябрь | зам. директора воспитатель ГДО, зам. директора по ВР воспитатель ГДО, воспитатель ГДО, зам. директора по ВР | ||||
Работа с родителями обучающихся | |||||||
2. |
• О правах ребенка на защиту от любой формы насилия. • Как предотвратить и преодолеть буллинг (моббинг)?
| в течение уч.года | Воспитатель ГДО | ||||
Информационное, организационно-кадровое обеспечение профилактики и предотвращения буллинга (моббинга) обучающихся | |||||||
3. |
• Законы сохранения доброты. • Я не дам себя обижать. • Давайте жить дружно! • Будем добрыми. • Как научиться жить без драки.
| | |
Рекомендуемая литература
-
Аверьянов А.И. Буллинг как вызов современной школе // Педагогика, психология и социология. – 2013. – № 18. – С. 45-50. -
Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2006. - 256 с. -
Бердышев, И.С. Лекарство против ненависти // Первое сентября – 2005. – № 18. – С. 3. -
Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. – Т. 10. – № 3. – С. 149-159. -
Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографической обозрение. – 2010. – №2. – С. 55-68. -
Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. – Р-н/Д: Феникс. 2006. – 157 с. -
Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия Российского гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165. -
Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info18.html. (дата обращения: 06.06.2016) -
Кривцова С.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. - М.: Федеральный институт развития образования, 2011. - 120 с. -
Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал практического психолога. Вып.1. 2007. С. 72—90. -
Лаптева В.Ю. Психологические особенности подростков с разным уровнем защищенности от психологического насилия в образовательной среде : автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб, 2010. 26 с. -
Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) //Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. - СПб: Питер, 2001. С. 240-276. -
Маланцева, О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. – 2007. – № 4. – С. 90–92. -
Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах/Сост. А.Е. Довиденко и др. – Екатеринбург: «Семья детям», 2014. - 29 с. -
Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? // Директор школы. 2000. – № 3. – С. 25–32. -
Ожиёва Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг [Электронный ресурс] //Психологи и социология. 2008. №5. Режим доступа:http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37294.doc.htm (дата обращения: 03.06.2016) -
Петросянц В.Р. Психологические характеристики старшеклассников — участников буллинга в образовательной среде // Эмиссия. Электронный научный журнал. 2010. – URL: http://www.emissia. org/offline/2010/1479.htm -
Попова Е. И., Пчелинцева И. В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14158.htm. -
Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: «Академия», 2000. - 528 с. -
Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. - М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с. -
Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга. – М.: Генезис, 2012. — 264 с. -
Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми - М.: Психология и педагогика, 1993г. -
Селиванова О.А., Шевцова Т.С. Профилактика агрессивности и жестокости в образовательном учреждении. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. – 232 с. -
Стрельбицкая A.A. Динамика школьного буллинга в коллективах старшего звена // Педагогическая диагностика. – 2010. – №2. – С. 104-124. -
Ушакова Е. Буллинг новый термин для старого явления // Директор школы. 2009. №6. С.84-87. -
Файнштейн Е.И. Моббинг, буллинг и способы борьбы с ними // Директор школы. 2010. №7. С.72-76. -
Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.
Список использованных источников
-
Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2006. - 256 с. -
Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия Российского гос. пед. ун-та имени А.И.Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165. -
Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info18.html. -
Ожиёва Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг [Электронный ресурс] //Психологи и социология. 2008. №5. Режим доступа:http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37294.doc.html. -
Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. - М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с. -
Программа профилактики буллинга в образовательной организации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psy.su/psyche/projects/1813/ -
Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми - М.: Психология и педагогика, 1993г. -
Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: АНО «Цнпро», 2015. - 150 с. -
Холодова Ю.Б. Профилактика буллинга в образовательном учреждении // Инновации в образовании и физической культуре: сб. науч. и метод.статей. - СПб: Свое издательство, 2016. - С. 31-38. -
Курганский С.М. Профилактика буллинга [Электронный ресурс] Режим доступа: http://klepik.depon72.ru/?p=1348 -
Доктор Шлаукинд. Моббинг и буллинг, как формы психологического насилия в школе. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ekidz.eu/ru/mobbing-i-bulling-2/ -
http://mobbingu.net/articles/detail/49/#hcq=I1v4t6q -
https://www.b17.ru/article/22384/ -
http://www.domrebenok.ru/blog/nasilie-v-shkole-chto-takoe-bulling-chem-on-opasen-i-kak-s-nim-borotsya/ -
http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214740.pdf