Файл: Социальный маркетинг Понятие социального маркетинга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальный маркетинг

Понятие социального маркетинга

Определение 1

Социальный маркетинг – применение маркетинговых инструментов, нацеленное на повышение уровня и качества жизни как отдельных людей, так и общества в целом.

Под социальным маркетингом иногда также понимают работу организаций, которая направлена на продвижение бренда путем использования различных социальных ценностей. Связь бренда с какой-либо полезностью для общества позволяет улучшить его имидж в глазах потенциальных потребителей.

Социальный маркетинг может быть разнонаправленным. Среди проблем, на которые направлен социальный маркетинг – экология, медицина и другие общественно значимые феномены. Социальный маркетинг является инструментом изучения и продвижения в обществе некоторых социальных идей. В рамках социального маркетинга обычно не реализуется прямое продвижение продукции, но итогом влияния на общество становится повышение уровня лояльность к конкретной компании или бренду, которая явилась участником или организатором социального маркетингового мероприятия.

Замечание 1

Социальная реклама предполагает отсутствие упоминаний конкретных продуктов или услуг и нацелена на привлечение внимания к социально значимому событию или феномену.

Социальный маркетинг нацелен на создание и поддержание восприятия какой-либо социально значимой идеи обществом и повышение благосостояния социума в долгосрочной перспективе. При этом в рамках социального маркетинга происходит укрепление рыночной позиции бренда или компании в глазах целевой аудитории (и более широкого круга потенциальных потребителей).

Цели социального маркетинга

Итоговая цель социального маркетинга вне зависимости от специализации компании, обратившейся к этой концепции, заключается в повышении лояльности клиентов, в том числе и потенциальных потребителей. Достичь этого удается путем оказания различных услуг или реализации продукции совместно с проектами, несущими пользу для общества.

Поставленные задачи.

Социальный маркетинг применяется предприятиями и организациями для решения следующих задач, ставящихся перед ним:


1. Повышение лояльности к бренду как у текущих клиентов, так и тех, которые проявят интерес после завершения комплекса мероприятий.

2. Сбор, изучение и систематизация информации о целевой аудитории для разработки долгосрочных и краткосрочных стратегий.

3. Повышение качества предоставляемых услуг и реализуемых товаров.

4. Укрепление

бренда, повышение его устойчивости в конкурентной среде.

Принципы социального маркетинга

При детальном рассмотрении этой концепции специалистами обычно выделяется 6 основных принципов социального маркетинга:

1. Удовлетворение спроса, создаваемого потребителем, является одним из базовых принципов, как и для других маркетинговых моделей.

2. Концентрация ресурсов и усилий для изготовления и обеспечения потребителя наиболее значимыми для него товарами.

3. Социальная ориентированность подхода. Решение важнейших технических, экономических и других задач осуществляется с учетом изменения личных перспектив развития потребителей, принадлежащих к разным социальным группам и институтам.

4. Принцип непрерывности подразумевает сбор и анализ доступных сведений, дающих системное представление обо всех внешних и внутренних сторонах предприятия.

5. Комплексность заключается в создании и обеспечении согласованной стратегии развития и направления деятельности, а также целевых точек, имеющих отношение к маркетинговым и хозяйственным сторонам вопроса.

6. Применение на практике ситуативного подхода. Суть этого принципа заключается в ориентировании на выбор и принятие верного решения, для которого устанавливаются определенные сроки и одновременно с этим происходит выявление возможных проблем и отрицательных сторон.

Модели социального маркетинга

Среди моделей социального маркетинга выделяют:

1. Традиционную. Данная модель построена на идее создание нового бренда, продукта или целой компании в рамках уже существующей инфраструктуры. 

2. Производственную. Эта модель социального маркетинга предполагает выдачу гранта определенным производителям, что дает им возможность проводить более активную рекламную кампанию и, как следствие, снизить стоимость товара. То есть, в данном случае речь идет о получении некоторых выгод от участия в социальной программе.



Концепции социального маркетинга

В настоящее время выделяют следующие важнейшие стереотипы реализации социально ориентированного маркетинга:

1. Этический маркетинг (или социально ответственный маркетинг). Главной целью выступает удовлетворение запросов целевого рынка при условии внимательного отношения к природной среде и соблюдения общественного благополучия. То есть, более важную роль играет не сам товар, а то, какую социальную функцию он выполняет в обществе. Социально ответственный маркетинг подразумевает пропаганду пользы и безопасности выпускаемой продукции для окружающей среды и социума.

2. Партнерские отношения. В рамках этой концепции важно выстраивать долговременные отношения с другими участниками рынка. Базисом служит определение и становление новых ценностей, а впоследствии получение выгоды от наличия этих ценностей. В процессе взаимодействия с потребителями в рамках концепции партнерских отношений компания приобретает лояльных клиентов, что, собственно, и является целью.

Для реализации любой из концепций социального маркетинга используют инструментарий, который позволяет достичь определенных результатов именно в сфере продаж социально значимых продуктов. Можно сказать, что социально ориентированный маркетинг является движущей силой развития общества.

Замечание 1

Социальный маркетинг не только предоставляет обществу информацию о наличии некой проблемы, но и предлагает оптимальные ее решения. 

Концепция социального маркетинга направлена на создание условий, которые будут стимулировать потребителя на совершение полезных для общества действий.
Типология

Типология социального маркетинга динамична и находится в развитии, поскольку данный подход считается относительно новым.

На текущий момент можно выделить следующие его основные разновидности:

1. Мероприятия, проходящие в сфере заботы о здоровье; повышение интереса и популяризация здорового образа жизни.

2. Маркетинговые мероприятия, проводимые в религиозной сфере.

3. Маркетинговые мероприятия, проводимые в культурной отрасли.

4. Благотворительность.

5. Мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки и проводимые в сфере защиты окружающей среды от негативного воздействия человеческих факторов.


6. Поддержка спортивных мероприятий, проведение различных турниров и состязаний.

7. Маркетинговые решения, связанные с продвижением образовательных проектов.
Социальный маркетинг способствует эффективному удовлетворению жизненно необходимых и первостепенных потребностей всех представителей общества:

потребность в безопасности; потребность в образовании; потребность в здравоохранении; потребность в участии и управление государством; потребность в реализации гражданских прав и свобод; потребность в самосознании и самореализации; потребность в социальных, культурных и иных ценностях.

Социальный маркетинг отличается от других подходов к изменению поведения. Сравнивать их не стоит, каждый вносит свой уникальный вклад в развитие маркетинговой деятельности компании.

Социальный маркетинг основывается на многих традиционных процессах и принципах традиционного маркетинга:

1. ориентация на потребителя; 2. теория обмена;

3. комплекс маркетинга 4Р;

4. конкуренция;

5. сегментация;

6. позиционирование;

7. партнерские отношения и ориентация на обслуживание.

Составные части технологии социального маркетинга

1. Фандрайзинг подразумевает принятие мер по объединению усилий и ресурсов для обеспечения благоприятной экономической обстановке в конкретном регионе.

2. Спонсорство выделяется и в качестве одного из наиболее популярных и востребованных направлений социального маркетинга. Его суть заключается в обеспечении помощи для отдельных групп лиц с демонстрацией данного процесса или его результата обществу. Среди примеров можно выделить организацию различных спортивных турниров или оказание помощи семьям с низким уровнем дохода.

3. Комплекс мер, направленных на увеличение числа продаж, включающих в себя проведение акций для формирования у потенциального потребителя ощущения сопричастности к положительному воздействию на общество.