Файл: Методическое пособие по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма в доу (дети 5 7 лет).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Методическое пособие
по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ
(дети 5 – 7 лет)
Подготовила
старший воспитатель
Соколова Г.Я.
г. Покачи
Содержание:
-
Введение: ……………………………………………………………………………………………..3 стр.
-
Теоретическая часть: ………………………………………………………………………………..4-7 стр.
-
Практическая часть: …………………………………………………………………………………8-37 стр.
-
Литература: ……………………………………………………………………………………………38 – 40 стр.
«Изучаем Правила Дорожного Движения»
В методическом пособии изложены: содержание, формы и методы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и формированию безопасного поведения детей 5 – 7 лет на дорогах (из опыта работы МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»)
-
Введение.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.
-
Теоретическая часть.
Причины дорожно-транспортных происшествий
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:
1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).
Никакой злонамеренности в большинстве случаев нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей, которые мы рассмотрим далее.
Организация работы с педагогами по предупреждению ДДТТ.
Одно из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма является работа с педагогическим коллективом, которая становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно-образовательного процесса, решающего масштабную задачу – формирование массовой культуры правильного поведения на дорогах. Эта деятельность должна выстраиваться на основании следующих принципов:
1. Принцип целенаправленности – содержание и формы работы должны определяться целью и задачами.
2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую реализацию всех задач.
3. Принцип дифференцированного подхода применяется, в работе с педагогами и родителями, а также при конкретизации целей и задач.
4. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании.
Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Для ДОУ – это, прежде всего:
-
Нормативно–правовое обеспечение -
Научно–методическое сопровождение -
Разработка программ и рекомендаций -
Создание предметно-развивающей педагогической среды
Для реализации поставленных задач необходимо создать оптимальную структуру управления ДОУ, делегировать ряд полномочий. В детском саду должна быть разработана система, в которой четко видна иерархия управления, подчинения и взаимодействия.
Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо проводить соответствующую работу с педагогическим коллективом, родителями (законными представителями), общественностью. А в целях повышения эффективности работы по направлению необходимо:
-
Установить межведомственное взаимодействие дошкольного учреждения и отдела ГИБДД города; -
Разработать совместный план работы с отделом ГИБДД; -
Систематически рассматривать вопросы обеспечения безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса на совещаниях педагогических работников и административных совещаниях при заведующем; -
На базе каждого дошкольного учреждения проводить методические мероприятия по предупреждению дорожно-транспортного травматизма и пропаганде основ безопасности и правил дорожного движения.
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа должна осуществляться в рамках всех разделов, образовательных областей и направлений через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество.
Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.
Количество приобретаемых знаний детьми в детском саду очень важно только в связи с приобретением навыков и привычек таких, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями. Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.
Педагогический процесс дошкольного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, выстраивается в соответствии с годовым планом учреждения. Для повышения педагогического мастерства воспитателей создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников; методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей. Проводятся педсоветы, диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми. На педсоветах и совещаниях обсуждаются вопросы совершенствования педагогического процесса, делается анализ дорожно-транспортного травматизма в районе, городе; обсуждается планирование работы по формированию у детей безопасного поведения, изучается передовой опыт организации работы с детьми по привитию им навыков культурного поведения на улице.
В условиях вариативности и разнообразия содержания, форм и методов работы по формированию у детей безопасного поведения на улице не может быть предложено единой модели планирования. Каждое дошкольное учреждение должно определить свои возможности (используемые программы и методики, материальную базу), а также более широкие – климатические, социокультурные и другие региональные особенности. К работе в данном направлении необходимо привлекать всех имеющихся в ДОУ специалистов и педагогов дополнительного образования. Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развёртывать определённые темы.
При планировании не накладываются ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приёмов. Важно, учитывая опыт детей, подбирать и использовать их адекватно возрастным особенностям и целям развития. Реализация планирования в каждом дошкольном учреждении может осуществляться по-разному. Выбор приоритетных направлений работы должен определяться конкретными условиями проживания детей, месторасположением детского сада и маршрутами движения. Безопасность на улице и дорогах актуальней для детей, живущих в городе или посёлках городского типа, а не в сельской местности, поэтому соответствующему разделу в городских детских садах уделяется времени и внимания больше.