Файл: Формы и методы индивидуальной работы с подчинёнными. Методика проведения индивидуальной беседы с военнослужащим.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 345
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обладая сведениями об особенностях протекания психических познавательных процессов, об уровне развития чувств и воли у каждого из военнослужащих, командир (начальник) сможет сделать вывод о том, к чему наиболее предрасположен тот или иной воспитанник в силу своей индивидуальности. Воспитатель, владеющий информацией о психическом состоянии подчиненного, может наиболее верно понять его индивидуальность.
Индивидуальность — атрибут человека, характеризуемый со стороны социальнозначимых особенностей, отличающих его от других людей.
Она проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, восприятии и интеллекте, потребностях и способностях индивида.
Учитывая все это, следует осуществлять индивидуальный подход в процессе воспитания подчиненных.
Следует подчеркнуть, что для осуществления индивидуально-воспитательной работы не стоит ограничиваться изучением биографических данных и психологических особенностей военнослужащих. Наряду с этим необходимо знать личностные качества подчиненного, уровень развития личности военнослужащего.
Характеристику уровня развития личности военнослужащего составляют следующие показатели:
— степень включенности в систему связей с сослуживцами, командирами (начальниками), другими людьми;
— общительность (коммуникативность);
— место среди членов воинского коллектива (лидер, середнячок, аутсайдер, «белая ворона» и др.);
— степень влияния на других военнослужащих (авторитетность);
— способность адаптироваться к условиям военной службы и др.
Данные об уровне развития личности военнослужащего должны помогать командиру определить место и роль каждого в воинском коллективе.
Таким образом, командиру (начальнику) для проведения эффективной индивидуально-воспитательной работы необходимо специально изучать определенные индивидуально-психологические особенности и личностные качества подчиненных, проявляемые и формируемые в различных видах деятельности.
2. Методика проведения индивидуальной беседы с военнослужащим.
Самым распространенным и наиболее доступным методом индивидуально-воспитательной работы является беседа – один из простых и одновременно комплексных способов воспитательного воздействия на военнослужащего.
Беседа позволяет командиру (начальнику), должностному лицу как субъекту воспитания без трудоемкой и длительной по времени подготовки решать ту или иную воспитательную задачу.
В индивидуальной беседе с подчиненным командир вооружает воспитуемого военнослужащего необходимыми способами поведения и деятельности для данных условий жизни в подразделении, успешного выполнения учебно-боевых задач, методами влияния на сослуживцев, приемами саморегуляции и т. д.
Методические советы для проведения индивидуальной беседы:
1. Определить конкретную цель проведения индивидуальной беседы, очертить ее общие рамки.
2. Быть готовым к тому, что действительные результаты беседы могут не в полной мере совпадать с желаемым.
3. Предварительно обобщить всю имеющуюся информацию о собеседнике. Подобрать время и место для беседы.
4. Составить перечень интересующих вас вопросов, тщательно продумать последовательность их задавания.
5. При официальной беседе можно не скрывать подготовленные материалы, заранее сообщить о поставленных целях разговора. При неформальной беседе вопросы желательно держать в голове, не раскрывать целевых установок, не вести никаких записей.
6. Создать перед началом беседы атмосферу доверия и поддерживать ее до конца встречи.
7. Поддерживать беседу в заданном русле.
8. Во время беседы необходимо проявлять выдержку и твердость, не допускать грубости и эмоциональных срывов.
9. Прекратить беседу после достижения поставленных целей.
10. Прекращение разговора лучше начинать с благодарности за беседу, приглашения к продолжению диалога по прошествии определенного времени.
11.Проанализировать беседу и зафиксировать полученную информацию.
Анализ заключается в определении степени достижения поставленных целей, полноты полученной информации, ее видимой достоверности. Необходимо оценить свое поведение в ходе беседы и вашего собеседника, сделать выводы для последующего общения с ним.
Воспитывающий (субъект воспитания) должен знать некоторые правила для повышения эффективности индивидуальной беседы в воспитательных целях.
Первое правило гласит о том, что беседа тогда достигает цели, когда воспитуемый осознает ее необходимость.
Второе правило состоит в том, что беседа станет тогда результативной, когда командир подготовит условия для взаимопонимания, сумеет расположить к себе собеседника, установит с ним прочный контакт взаимодействия.
Установлению непринужденной, доброжелательной, побуждающей к откровенному разговору обстановки способствует правильная методика постановки вопросов. А именно:
1. ставить лишь те вопросы, которые позволяют глубже познать духовный мир военнослужащего, его индивидуальные психологические особенности; вопросы формулировать понятно, чтобы они не вызывали односложных или двусмысленных ответов;
2. избегать вопросов, которые могут выставить воина в неприглядном свете и вызвать негативный психологический настрой;
3. больше задавать косвенных вопросов, по возможности не вести в процессе беседы никаких записей или делать их как можно меньше, ибо это может насторожить собеседника;
4. не вести беседу в спешке или в возбужденном либо пассивном состоянии (при наличии физической усталости, болезни).
Третье правило, готовясь к беседе, не следует забывать о том, что подчиненный может быть по-разному ориентирован на ее развитие и результат.
Практика показывает, что чаще всего встречается два варианта ориентации:
1. подчиненный не видит в предстоящей беседе смысла и заранее убежден в ее безрезультативности;
2. подчиненный в командире (начальнике) усматривает лицо, инстанцию, которая непременно должна решить его проблему, вразумить, наставить, научить и т. д.
Четвертое правило заключается в том, что беседа может обеспечить ожидаемый воспитательный эффект тогда, когда в ней будет полно реализована возможность основного метода воспитания – метода убеждения, составляющего фундамент беседы.
В случае, когда целесообразность развития определенного качества подчиненного не вызывает сомнений, но он не уверен в том, что сможет развить его у себя, то здесь можно применить метод внушения, т. е. воздействовать словом, интонацией на воспитанника.
Приемы реализации метода нравственного выбора различны. Это может быть ситуация обсуждения военнослужащими на диспуте проблем воинской дисциплины, взаимоотношений в подразделении, которая требует от участников проявления жизненной позиции, нравственного кредо. Уместно поручить подчиненному осмыслить его моральные критерии и соотнести их с военно-этической нормой, после чего подготовиться и выступить на данном диспуте.
Преднамеренное включение в ситуацию нравственного выбора осуществляется и по отношению к нарушителям требований воинской дисциплины.
В этом случае командиру целесообразно, предварительно выяснив степень устойчивости мотивации недисциплинированного поведения у подчиненного, предложить ему еще раз соотнести формы свойственного ему поведения с общей целью коллектива, требованиями боевой готовности, его собственной социальной и служебной перспективой, наконец, с самочувствием подчиненного в группе сослуживцев. Побудить его к тому, чтобы он сам отобрал аргументы за определенные формы поведения, соотнес их с нормами внутри коллективной жизни и требованиями нравственного идеала. Названный прием хотя и не решает в полной мере задачу воспитания подчиненного, но в то же время осуществляет заметные подвижки в его нравственном сознании.
Индивидуальная беседа является одной из действенных форм индивидуально-воспитательной работы. Готовясь к беседе, необходимо продумать ее содержание, ход и направленность, выбрать время и место, создать благоприятные условия для ее проведения. Это в полной мере относится к ознакомительной беседе.
Беседа должна быть откровенной. К ней должен быть готов и воин. Поэтому надо умело использовать естественное желание каждого военнослужащего доверительно по душам поговорить со своим командиром, начальником.
Условно проведение беседы можно разделить на три этапа:
1-й этап - вступительный.
Главная задача – снять напряжение и настороженность. Для этого можно применять несколько способов:
а) сказать несколько теплых слов в адрес военнослужащего (касающихся его личности или каких-либо успехов в ходе службы);
б) хорошая шутка в начале беседы также может уменьшить отчуждение и снять напряжение;
в) рассказать немного о себе.
2-й этап – основной.
Сначала задаются вопросы, касающиеся личности военнослужащего (об интересах, школе, детстве, отношении к службе в армии). Затем следуют вопросы, имеющие своей целью получение более полной информации о воине.
3-й этап – заключительный.
Главная цель этого этапа – создание положительного впечатления от проведенной беседы с соответствующим моральным настроем на хорошую службу.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 2 мин.
1. Напомнить обучающимся тему, цели воспитательной работы, отметить степень их достижения.
2. Ответить на вопросы обучающихся.
3. Вопросы для контроля усвоения пройденного материала:
Каковы задачи индивидуально-воспитательной работы?
Какие существуют принципы индивидуально-воспитательной работы?
На какие этапы можно разделить индивидуальную беседу?
4. Провести краткий разбор учебного занятия и объявить оценки.
Разработал
студент А.Д. Третьяков