Файл: Особенности работы психолога с одаренными детьми Содержание Введение.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Характеристика психогеометрических типов подростков.
Выбор основной фигуры, субъективной формы, учащимися разнообразен. Но преобладающей формой является зигзаг (13 из 23) [приложение 3] Эта фигура символизирует креативность, творчество, ей свойственны образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Доминирующим стилем мышления является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот что нравится зигзагам. Такое мышление позволяет зигзагам строить целостные, гармоничные концепции и образы [2, 13 ].
Результаты исследования творческого мышления по тестам Туник Е.Е. хорошо кореллируют с выявленными психогеометрическими типами подростков: учащиеся, выбравшие основной формой зигзаг (символ креативности), показали высокие результаты в тестах Туник Е.Е (Колбасенко А., Костырева Н., Никогосян Д., Серебров Д., Рева Н., Сербинов Б., Симонов А.).
Подростки охотно выбирали на первое место круг (5 из 23) – символ гармонии, самый доброжелательный из пяти форм. Круги стабилизируют группу. Это лучшие коммуникаторы, обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией. Круги, как и зигзаги, относятся к “правополушарным” мыслителям. “Правополушарное” мышление – более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее.
Линейные формы (квадрат, треугольник, прямоугольник) выбрало меньшее количество подростков – 5. Эти психогеометрические типы характеризуются аналитическим “левополушарным” мышлением, способностью глубоко и быстро анализировать ситуацию.
4. Исследование тревожности по методике Нюттена.
Для изучения потребностей и тревожности учащихся была применена методика “Незаконченные предложения” Нюттена.
Получены следующие результаты: высокой тревожностью обладают дети с нестандартным креативным мышлением [приложение 4]. Особенно ярко проявляются межличностная и учебная тревожность. У некоторых детей это выражается в трудностях в общении со сверстниками и неуспешном школьном обучении.
5. Исследование познавательной активности одаренных детей по методике СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности).
5.1. Описание методики СОНА.
Методика представляет собой начальную формализацию обычной беседы, которая ведется с ребенком и его родителями. Ориентирована на спонтанное описание одаренным ребенком и его родителем деятельности, любимой ребенком, в течение прошедшей до момента обследования недели.
В основе методики лежит идея о том, что чем больше доля познавательных интересов в общем “раскладе” деятельности ребенка, тем более он творчески одарен.
Беседа велась с наиболее одаренными учащимися - Сербиновым Б. и Симоновым А.
-
Результаты исследования.
В ходе беседы с Сербиновым Б.(12 лет) мы получили общее, спонтанное перечисление ребенком его занятий за неделю:
-
изучал Ветхий завет; -
изучал стратегию и тактику Жукова и других великих полководцев; -
наблюдал за поведением муравьев, подсчитывал количество муравейников, переселял муравьев из разрушенных муравейников в новые места обитания; -
составлял кроссворды по географии, истории и языковедению; -
разводил шмелей в квартире, кормил, наблюдал за их жизнедеятельностью, сравнивал с поведением ос; -
писал лики святых акварелью на деревянной заготовке; -
к семейному празднику сервировал стол; -
гадал на иглах, свинце и воске; -
лечил деда мысленными посылами, особыми формулами; -
изучал белую и черную магию, заговоры, астрологию; -
мастерил лук и стрелы; -
гулял; -
изучал азербайджанский язык; -
играл в шахматы; -
вязал мягкую игрушку; -
собирал усилители для радиоприемника; -
проводил исследования по своему генеалогическому дереву; -
клеил макет замка; -
сочинял стихи о смысле жизни; -
пополнял коллекцию бабочек и гербарий; -
строил двухэтажный шалаш во дворе; -
изучал династии китайских правителей; -
читал книги по уфологии; -
изучал старые книги 1856 года издания.
Уже одно перечисление занятий дает достаточное представление о широте его интересов.
Тот факт, что в перечне нет общения с друзьями, вполне отражает реальную жизнь этого ребенка.
Такой же спонтанный рассказ матери о деятельности ребенка дал примерно те же результаты.
В приведенном примере из перечисленных занятий 23 являются познавательными, из них 16 можно отнести к творческим (в них проявляется направленность не на усвоение, а на создание нового, например, “писал лики святых на дереве”).
Индекс познавательных интересов равен 96, а индекс творческих 70.
Беседа с Симоновым А.(10 лет) дала следующие результаты:
-
готовился к экзамену по геометрии; -
читал “Капитанскую дочку”, “Евгения Онегина”; -
учил в оригинале 8 сонет Шекспира для выступления на конкурсе “Ученик года”; -
занимался английским языком; -
играл на фортепьяно; -
усиленно занимался пением в хоре в музыкальной школе; -
выступал с хором в музыкальной школе и городской филармонии; -
посещал конкурс педагогов-пианистов, где выступала его преподавательница; -
был на заключительном концерте коллективов из музыкальных школ и на концерте музыкантов-профессионалов, посвященном 200-летию А.С. Пушкина. -
готовился к конкурсу “Ученик года” в музыкальной школе; -
стал победителем конкурса “Ученик года”; -
ездил на дачу, работал в саду; -
делал уборку квартиры; -
немного гулял; -
решал и составлял кроссворды по географии, истории и т.д.; -
изучал немецкий язык.
Количество познавательных интересов составило 11, индекс познавательных интересов – 68, индекс творческих интересов – 54.
Эти результаты являются типичными для одаренного ребенка в том случае, когда прогноз развития достаточно благоприятен.
Глава 3. Разработка программы работы практического психолога с одаренными детьми и учителями в условиях иннавационного образовательного учреждения.
-
Программа работы практического психолога с одаренными детьми (по Матюшкину А.М.).
Программа позволяет практическому психологу вести работу с одаренными детьми на всех этапах развития: в дошкольном возрасте, школьном, юношеском.
1.1. Развитие одаренных детей в семье.
Цель: Обеспечить психологическую подготовку родителей и воспитателей, необходимую для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка.
Реализация: подготовить консультативные материалы для родителей об одаренных детях и их воспитании; регулярно представлять психологические материалы в печати, в TV и радиопрограммах.
1.2. Развитие одаренных детей в дошкольных учреждениях.
Цель: Обеспечить психологическую подготовку дошкольных учреждений к выявлению и психологической помощи одаренным детям и их родителям.
Реализация: обеспечить дошкольные учреждения творческими играми, а также специальными учебными материалами, предназначенными для развития любознательности и исследовательской активности дошкольников.
Разработать методики для выявления творческого потенциала детей всех групп детского сада.
Способствовать выявлению и развитию специальной одаренности (музыкальной, художественной, математической и т.д.).
Разработать программу для педагогических училищ по работе с одаренными и талантливыми детьми.
1.3. Развитие одаренного ребенка в начальной школе.
Цель: Обеспечить психологическую подготовку учителей начальных классов к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми.
Реализация: на этапе поступления в школу выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности.
Разработать специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей.
Определить методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей.
Способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений.
Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье.
Проводить уроки творчества для одаренных детей.
1.4. Развитие одаренных подростков.
Цель: обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества.
Реализация: выявление и развитие творческих возможностей и профессиональных интересов учащихся в области естественнонаучных, гуманитарных, художественных, социальных, технических сфер деятельности с целью разработки индивидуальных программ развития таланта и помощи в профессиональной ориентации.
Проведение для подростков факультативов “Психология творчества” и “Психология творческой личности”.
Организация творческого обучения и воспитания по индивидуальным учебным программам в кружках по интересам при школе, клубах, библиотеках, музеях и др.
Психологическое консультирование учащихся.
1.5. Развитие и обучение одаренных юношей и девушек на этапе профессионального самоопределения.
Цель: развитие творческих способностей одаренных учащихся старших классов в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения.
Реализация: выявление одаренных и талантливых школьников по итогам конкурсов в основных областях науки, техники, литературы, искусства при университетах, ВУЗах, научно-исследовательских и других учебных заведениях.
Развитие и воспитание талантливых учащихся в работе школьных факультативов и классов с углубленным изучением отдельных предметов.
Разработка и проведение факультативов “Творческая личность”, “Научное творчество”, “Техническое творчество”, “Художественное творчество”, “Лидерство” и др.
1.6. Развитие одаренных в среднем специальном образовании.
Цель: развитие профессиональных видов творчества на основе специальных способностей учащихся, профессиональных интересов