Файл: Особенности работы психолога с одаренными детьми Содержание Введение.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, преобладающих стилей мышления, особенностей личности.

Реализация: выявление талантливых учащихся, их индивидуальных способностей, склонностей и профессиональных интересов на основе творческих работ и участия в конкурсах, выставках и др.

Реализация специальных учебных курсов “Творчество в моей профессии”.

1.7. Высшее образование.
Цель: развитие и реализация способностей одаренных студентов на основе творческого профиля специальности.

Реализация: развитие исследовательских навыков на основе участия в исследовательских проектах и конкурсах.

Проведение творческой работы в научных спецсеминарах.

Осуществление индивидуальной работы с научными руководителями при кафедрах и лабораториях.

Включение в работу научных школ.

2. Система семинаров для учителей “Педагогика для одаренных детей”.
Цель семинаров: Обеспечить психологическую подготовку учителей к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми.
2.1. Семинар №1 “Особенности работы с одаренными детьми”
Сохранение и развитие одаренности – это проблема и прогресса общества, реализации его творческого потенциала, и индивидуальных судеб.

В чем смысл работы с одаренными детьми?

При изучении особо одаренных детей стоят следующие задачи: 1.способствовать развитию каждой личности; 2.довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня; 3.способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.(Ж.Брюно)

Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом. В зависимости от результатов первого этапа ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные прежде всего на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей (например, методика Векслера, шкала интеллекта Стайфорине и т.д.)


У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога не только олределить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления (Стенфордский тест достижений).

Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку прежде всего их творческих наклонностей (тесты Торренса) и личностных характеристик (опросники Аизенка, Личко, тест Люшера и т.п.).

Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае вам помогут личностные методики и социометрия.

Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма, так как эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста.

Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Диагностика одаренности в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации, тахикоскопией.

Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их.

На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия - консультации и т.п., а также разносторонние программы в лицеях, гимназиях, колледжах).



Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.
Проблемы одаренных детей.
Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детми.

  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

  2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

  3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

  4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

  6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

  7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.


Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами.

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми.

(критерии американской программы “Astor”)

Учитель должен:

  1. быть доброжелательным и чутким;

  2. разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

  3. иметь высокий уровень интеллектуального развития;

  4. иметь широкий круг интересов и умений;

  5. иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;

  6. быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

  7. иметь живой и активный характер;

  8. обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);

  9. проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

  10. иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

  11. обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

  12. иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.


2.2. Семинар №2 “Методики работы с одаренными детьми”
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.

Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста.

  1. Содержание учебной программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.

  2. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.

  3. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.

  4. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.

  5. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.

  6. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.

  7. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.


Эти принципы призваны помочь специалистам, занятым в области обучения одаренных и талантливых детей.

Карне, Шведел и Уильямс (1983) выделяют следующие особенности программ для одаренных детей:

  • знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;

  • поощрение глубокой проработки выбранной темы;

  • осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью;

  • акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов высокого уровня;

  • большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;

  • более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;

  • предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;

  • поощрение творческого и продуктивного мышления;

  • воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;

  • создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.

Ниже приводятся некоторые наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.

  1. Познавательные способности и навыки

  • Владение большим объемом информации.

  • Богатый словарный запас.

  • Перенос усвоенного на новый материал.

  • Установление причинно- следственных связей.

  • Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

  • Умение делать выводы.

  • Умение интегрировать и синтезировать информацию.

  • Участие в решении сложных проблем.

  • Организация информации.

  • Умение улавливать сложные идеи.

  • Умение замечать тонкие различия.

  • Чувствительность к противоречиям.

  • Использование альтернативных путей поиска информации.

  • Анализ ситуаций.

  • Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

  • Умение предвидеть последствия.

  • Умение рассуждать.

  • Построение гипотез.

  • Применение идей на практике.

  • Способность к преобразованиям.

  • Критичность в мышлении.

  • Высокая любознательность.



2.Творческие способности

  • Способность рисковать.

  • Дивергентное мышление.

  • Гибкость в мышлении и действиях.

  • Быстрота мышления.

  • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

  • Богатое воображение.

  • Восприятие неоднозначных вещей.

  • Высокие эстетические ценности.

  • Развитая интуиция.