Файл: Понятие, система и функции правоохранительных органов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• федеральные законы. К их числу относятся все остальные законы, принимаемые на федеральном уровне: Федеральные законы «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ, «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», от 03 апреля 1995 г. № 40 – ФЗ, «О полиции» , от 07 февраля 2011 г. № 3 – ФЗ и многие другие;

2) законодательство субъектов РФ:

• конституции и уставы субъектов РФ;

• законы субъектов РФ, регулирующие вопросы, относящиеся к правоохранительной деятельности. К числу таких законов следует, например, отнести Закон г. Москвы от 28 марта 2001 г. № 9 «Об участии жителей Москвы в охране общественного порядка», Закон г. Москвы от 26 июня 2002 г. № 36 «О Московской городской народной дружине», Закон Московской области от 29 декабря 2000 г. № 111/2000-ОЗ «О порядке назначения на должность и деятельности мировых судей в Московской области» и др.

При этом следует отметить, что все наиболее важные вопросы, касающиеся устройства и деятельности правоохранительных органов, отнесены в силу ст. 71 Конституции РФ к исключительной компетенции Российской Федерации. Законодательство же субъектов РФ может регламентировать только те вопросы, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Применительно к правоохранительной сфере такими вопросами в соответствии со ст. 72 Конституции РФ являются:

• защита прав и свобод человека и гражданина;

• обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

• административное и административно-процессуальное

законодательство;

• кадры судебных и правоохранительных органов;

• адвокатура и нотариат.

Регулирование законодательством субъектов РФ вопросов, относящихся к совместному ведению субъектов РФ и Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов. Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

4. Указы и распоряжения Президента РФ. Данные нормативно-правовые акты издаются в случае необходимости обеспечения исполнения требований Конституции РФ и федерального законодательства по вопросам, относящимся к правоохранительной деятельности. Содержание указов и распоряжений Президента РФ всегда определяется Конституцией РФ и законами. Как правило, указы Президента РФ издаются по вопросам, не регламентированным законодательными актами. К числу актов президентского нормотворчества, касающихся организации и деятельности правоохранительных органов, относятся, Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» и др.


Часть указов Президента РФ носит индивидуальный характер: ими назначаются на должность федеральные судьи и иные должностные лица правоохранительных органов. Указы и распоряжения Президента РФ не могут противоречить положениям Конституции РФ и законов.

5. Постановления и распоряжения Правительства РФ. Они издаются по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, более детально регламентируют вопросы, установленные законодательными актами, создают механизм реализации от дельных правовых норм и институтов.

К числу таких актов Правительства РФ следует отнести, например, постановление Правительства РФ от 22 июня 1999 г. № 660 «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности», распоряжение Правительства РФ от 06 октября 1994 г. № 1133-ФЗ «О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или судьи» и др. Правительственные акты не должны противоречить вышестоящим правовым актам.

6. Ведомственные правовые акты — акты министерств, ведомств и служб. Они издаются руководителями соответствующего уровня. К числу таких актов относятся инструкции, приказы, распоряжения, указания и т.д. Они детально и применительно к той или иной сфере, тому или иному ведомству регулируют вопросы, уже затронутые в вышестоящих нормативно-правовых актах, определяющих правоохранительную деятельность в Российской Федерации. Ведомственные нормативно-правовые акты не должны противоречить предписаниям актов, имеющих высшую юридическую силу. К числу ведомственных нормативно-правовых актов относятся приказы, указания и распоряжения Генеральной прокуратуры РФ и Генерального прокурора РФ (приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 января 2003 г. № 3 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации», указание Генеральной прокуратуры РФ от 1 декабря 1997 г. № 72/7 «Об усилении воздействия на должностных лиц, не выполняющих законные требования прокуроров», приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30 марта 2001 г. № 17 «О полномочиях прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях» и др.), Министерства юстиции РФ (приказ Минюста России от 29 июня 2015 г. № 151 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса», приказ Минюста и Минфина России от 6 октября 2003 г. № 257/89-н «Об утверждении порядка оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела», приказ Минюста России от 23 апреля 2014г. № 85 «Об утверждении Порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации» и др.).



Глава 2. Характеристика правоохранительных органов

2.1. Система правоохранительных органов

В юридической науке нет единой точки зрения по вопросу о том, какие из органов следует отнести к числу правоохранительных. Существует два основных взгляда на проблему определения круга правоохранительных органов. Одни авторы полагают, что к числу правоохранительных органов следует относить лишь органы, осуществляющие борьбу с преступностью и охрану правопорядка, другие значительно расширяют круг правоохранительных органов, включая в него судебные органы, нотариат, таможенные органы и др. Правоохранительные органы могут выполнять различные функции, но одним из основных направлений деятельности каждого из этих органов является осуществление деятельности правоохранительной. Систему правоохранительных органов можно подразделить на:

- органы суда (суды);

- иные правоохранительные органы.

Суды в свою очередь состоят из конституционных судов, судов общей юрисдикции, арбитражных судов.

Система конституционных судов РФ включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

В этой системе Конституционный Суд РФ занимает особое положение. Он является вышестоящим судом не только по отношению к местным конституционным судам, но в определенной мере по отношению ко всем прочим судебным органам. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ моделируют деятельность Конституционного Суда РФ применительно к подведомственным территориям, а также опираются в своей деятельности на схожие принципы функционирования и формирования судейского корпуса.

Система судов общей юрисдикции своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под его юрисдикцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.4

В системе судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган — Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды, мировых судей. Система военных судов состоит из судов округов (флотов) и гарнизонных судов.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения хозяйственных споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов, арбитражные суды субъектов РФ.


Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

- органов прокуратуры;

- органов внутренних дел;

- федеральной службы безопасности;

- органов государственной охраны;

- органов государственной налоговой службы;

- таможенных органов;

- органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

- органов предварительного расследования;

- органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

- конституционный контроль;

- отправление правосудия;

- прокурорский надзор;

- расследование преступлений;

- оперативно-розыскная функция;

- исполнение судебных решений;

- оказание юридической помощи и защиты по уголовным

делам;

- предупреждение преступлений и иных правонарушений.

Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

2.2. Функции правоохранительных органов

Известно, что многие государства, например, США, Англия, Франция, придерживаются принципа разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной. Суть такого принципа состоит в независимости этих властей друг от друга, обеспеченной системой “противовесов” и процедур, которые повышают их ответственность, максимально сокращают возможность злоупотребления властью. Представляется, что правоохранительные органы и их деятельность следует оценивать с позиции существа названного принципа.

При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции, которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод.

В совокупности эти функции характеризуют распределение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа. Ниже будет дана подробная характеристика всех правоохранительных органов. Здесь же рассмотрим только некоторые общие вопросы соотношения функций, распределения их между правоохранительными органами и другими участниками правоохранительной деятельности, определения места правоохранительных органов в системе органов власти и управления.


Наиболее тесно связаны между собой функции, осуществляемые по уголовным делам: оперативно-розыскная, расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Эти функции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой, могут реализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное - для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществляться и не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функцию обвинения, сам подсудимый - выполняет функцию защиты.

Некоторые одноименные функции выполняются различными правоохранительными органами при разграничении их подведомственности, подследственности или подсудности: функцию оперативно-розыскной деятельности выполняют органы внутренних дел, органы безопасности, налоговой полиции и др.; функцию расследования при дознании выполняют органы милиции, безопасности, налоговой полиции, пожарной охраны и т.д.; функцию расследования при производстве предварительного следствия выполняют следователи прокуратуры, внутренних дел, безопасности, налоговой полиции; функцию правосудия выполняют суды общей юрисдикции по гражданским и уголовным дедам, военные суды по уголовным делам, а также арбитражные суды.

Функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. Среди правоохранительных органов нет такого, который был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию обязаны выполнять по существу все без исключения правоохранительные органы. Депо в том, что осуществление любой другой функции так или иначе в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает, а наоборот, предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной. Такая обязанность прямо записана, например, для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосудия.

Выполняемой функцией определяется место правоохранительных органов в системе органов власти и управления. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ с системой общих и военных судов, а также Высший Арбитражный Суд РФ и нижестоящие арбитражные суды представляют судебную власть в стране - одну из трех ветвей власти. Это важно подчеркнуть, поскольку в печати и иных средствах массовой информации иногда высказывается мнение о том, что судебная власть - это только Конституционный Суд. Такая трактовка субъектов судебной власти противоречит главе VII Конституции Российской Федерации о судебной власти (ст. 118 и 128).