Файл: Способы выделения композиционного центра. Композиционные упражнения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования детей
«Детская школа искусств имени А.И. Баева»
Северного района Новосибирской области.
План – конспект
Открытого занятия
На тему: «Способы выделения композиционного центра. Композиционные упражнения»
Преподаватель изобразительного искусства
Лушова Татьяна Васильевна.
с. Северное 2020 г.
План- конспект открытого урока по композиции.
Тема: « Способы выделения композиционного центра. Композиционные упражнения».
Цели урока:
Обучающие: Закрепить определение и понятие композиции, познакомить со способами выделения композиционного центра в станковой композиции. Познакомить с понятиями « сгущение», «разряжение». Формировать навыки и умения при организации композиционного пространства, применяя полученные знания на практике;
Развивающие: Совершенствовать способности образного мышления, продолжать развивать у обучающихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственную работу, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей.
Воспитательные: Воспитывать культуру труда, аккуратность, прилежность, трудолюбие, усидчивость, развивать умение высказывать оценочные суждения при разборе выполненных работ.
Задачи урока:
• Выполнение композиционных упражнений из геометрических или упрощенных форм с использованием ограниченного количества цветов.
• Закрепление умений пользоваться изобразительными материалами и инструментами, необходимыми при выполнении упражнений.
• Побуждение детей к поиску индивидуального творческого решения поставленных учебных задач.
• Формирование умения ставить цель и решать ее в условиях ограниченного времени.
• Знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через правильную композиционную схему.
Оборудование урока:
Зрительный ряд:
• Репродукции картин Рембрандта «Возвращение блудного сына», Александра Иванова « Явление Христа народу», Леонардо да Винчи « Тайная вечеря»;
• Наглядные пособия в виде готовых упражнений;
Материалы:
•Бумага формата А3;
•Акварель;
• Гуашь;
•Акварельные карандаши;
•Простой карандаш, ластик.
План урока:
-
Организационный этап. -
Сообщение темы и цели урока. -
Этап формирования новых знаний. -
Этап закрепления новых знаний (практическая часть). -
Подведение итогов урока. -
Домашнее задание.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!
Сегодня мы с вами погрузимся в удивительный мир композиции. Цель нашего урока – заглянуть в лабораторию настоящего художника, в которой создаются произведения искусства путем смешения различных секретных ингредиентов – правил и приёмов, с помощью которых мастер управляет восприятием зрителей, созерцающих его шедевр. Мы с вами выполним ряд упражнений на выделение главного в композиции. А для начала, нам нужно вспомнить- что же такое композиция?
Слово «Композиция» переводится с латинского языка, как сочинение, соединение, составление, расположение, связь, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой- либо идеей.
Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.
Главные ингредиенты в композиции - это средства художественной выразительности. Что же это такое, что за ингредиенты? К средствам художественной выразительности относятся:
•Формат;
•Композиционный центр;
•Равновесие;
• Ритм;
•Контраст;
• Светотень;
• Цвет;
• Динамика и статика;
• Симметрия и асимметрия;
• Открытость и замкнутость.
С некоторыми средствами мы уже знакомились ранее, многие еще предстоит узнать. А сегодня мы с вами рассмотрим такой прием композиции, как выделение сюжетно – композиционного центра.
Когда художник создает свою картину, свой шедевр он должен позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть сюжетно – композиционный центр, который часто называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины. Конечно, в сюжете не все одинаково важно
, и второстепенные части подчиняются главному. Композиционный центр должен привлекать внимание. Цельность композиции зависит от способности художника подчинять второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. Каждая деталь добавляет что – то новое к развитию замысла автора. Каждый объект в композиции занимает строго отведённое для него место. Из хорошей, продуманной картины ничего нельзя убрать, заменить или добавить без вреда для общего замысла.
Центр композиции включает: сюжетную завязку, основное действие и главного героя.
Главный герой в композиции есть всегда, но не обязательно это человек. Это может быть животное, растение, постройка, любой предмет, даже просто пустое пространство.
Давайте рассмотрим средства выделения композиционного центра. Я знаю вас как умных, любознательных и очень активных учеников и надеюсь, что вы сами сможете сегодня сделать много важных и интересных открытий, которые пригодятся вам в дальнейшей работе. Сегодня у нас не совсем обычный урок, а урок – исследование. И мы с вами в лаборатории художника! Приступаем к открытиям?
Я сейчас буду показывать композиционные схемы, а вы будите называть средства, с помощью которых выделяется центр композиции.
-
Выделение цветом. (изображение на доске). -
Выделение светом .( изображение на доске). -
Выделение формой. ( изображение на доске). -
Выделение размером. (изображение на доске). -
Выделение фактурой.
Художники придумали множество вариантов композиционного построения картины, когда центр композиции смещается в любую сторону от геометрического центра холста, если этого требует сюжет картины. В этом мы сейчас убедимся собственным расследованием. Внимательно рассмотрим три картины, которые являются безусловными шедеврами в истории мировой художественной культуры. Учитесь смотреть вдумчиво и внимательно.
Перед вами картина Рембрандта « Возвращение блудного сына» - пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центра для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. Главное – центр в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нем наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына
, стоящего справа.
Следующая картина «Явление Христа народу» Александра Иванова, рассказывает нам о библейском сюжете. Центр приподнят вверх. Фигура Христа возвышается над всеми, придавая ей большую значимость.
А на картине Леонардо да Винчи « Тайная вечеря» центр – фигура Иисуса Христа.
Сегодня мы познакомимся еще с некоторыми приёмами выделения композиционного центра. Перед вами конверты - в них одинаковые фигуры по цвету, форме. Размеру.
- Если раньше была одна главная деталь , то сейчас их много и все они равны! Как же теперь организовать или выделить на плоскости листа композиционный центр среди множества одинаковых форм?(Ответы детей).
Пример: Собрали в поле много ромашек и превратили их в букет (сгруппировали), главное в данной композиции – букет! Такой приём выделения композиционного центра называется «сгущение». Приведите примеры. Которые можно встретить в жизни( ответы детей) –Бабочки собрались на один цветок, ягоды поспели.
Существует ещё один способ выделения композиционного центра , противоположный первому, который называется « разряжение» или « композиционная пауза».
Пример: хаос, мыши в кладовке лакомились сыром и вдруг увидели кошку….- разбежались!
Вот столько интересного мы с вами сегодня узнали. Оказывается, для создания композиции, картины нужно знать много правил и уметь ими пользоваться. Так же ,как в математике, русском языке и других предметах!
Теперь, перед практической работой нам нужно немного размяться, чтобы отдохнуть и приступить к выполнению задания.
Физкультминутка.
Практическая часть.
Задание: Выполнить композиционные упражнения с использованием различных способов выделения композиционного центра. На выбор.
Обучающиеся выполняют практическое задание. В ходе урока идёт дополнительное обсуждение правил и приёмов композиции. Используется комплекс фронтальных и индивидуальных форм работы.
Подведение итогов:
Включает в себя:
-просмотр выполненных заданий;
- обсуждение с обучающимися выполнение поставленных перед ними учебных задач;
-обобщающий анализ учителя с акцентом на допущенные ошибки и удачное решение данного задания.
Спасибо всем за внимание! Все вы молодцы! Урок окончен.