Файл: Способы выделения композиционного центра. Композиционные упражнения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования детей

«Детская школа искусств имени А.И. Баева»

Северного района Новосибирской области.

План – конспект

Открытого занятия

На тему: «Способы выделения композиционного центра. Композиционные упражнения»

Преподаватель изобразительного искусства

Лушова Татьяна Васильевна.

с. Северное 2020 г.

План- конспект открытого урока по композиции.

Тема: « Способы выделения композиционного центра. Композиционные упражнения».

Цели урока:

Обучающие: Закрепить определение и понятие композиции, познакомить со способами выделения композиционного центра в станковой композиции. Познакомить с понятиями « сгущение», «разряжение». Формировать навыки и умения при организации композиционного пространства, применяя полученные знания на практике;

Развивающие: Совершенствовать способности образного мышления, продолжать развивать у обучающихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственную работу, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей.

Воспитательные: Воспитывать культуру труда, аккуратность, прилежность, трудолюбие, усидчивость, развивать умение высказывать оценочные суждения при разборе выполненных работ.

Задачи урока:

• Выполнение композиционных упражнений из геометрических или упрощенных форм с использованием ограниченного количества цветов.

• Закрепление умений пользоваться изобразительными материалами и инструментами, необходимыми при выполнении упражнений.

• Побуждение детей к поиску индивидуального творческого решения поставленных учебных задач.

• Формирование умения ставить цель и решать ее в условиях ограниченного времени.

• Знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через правильную композиционную схему.


Оборудование урока:

Зрительный ряд:

• Репродукции картин Рембрандта «Возвращение блудного сына», Александра Иванова « Явление Христа народу», Леонардо да Винчи « Тайная вечеря»;

• Наглядные пособия в виде готовых упражнений;

Материалы:

•Бумага формата А3;

•Акварель;

• Гуашь;

•Акварельные карандаши;

•Простой карандаш, ластик.

План урока:

  1. Организационный этап.

  2. Сообщение темы и цели урока.

  3. Этап формирования новых знаний.

  4. Этап закрепления новых знаний (практическая часть).

  5. Подведение итогов урока.

  6. Домашнее задание.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!

Сегодня мы с вами погрузимся в удивительный мир композиции. Цель нашего урока – заглянуть в лабораторию настоящего художника, в которой создаются произведения искусства путем смешения различных секретных ингредиентов – правил и приёмов, с помощью которых мастер управляет восприятием зрителей, созерцающих его шедевр. Мы с вами выполним ряд упражнений на выделение главного в композиции. А для начала, нам нужно вспомнить- что же такое композиция?

Слово «Композиция» переводится с латинского языка, как сочинение, соединение, составление, расположение, связь, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой- либо идеей.

Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.

Главные ингредиенты в композиции - это средства художественной выразительности. Что же это такое, что за ингредиенты? К средствам художественной выразительности относятся:

•Формат;

Композиционный центр;

•Равновесие;

• Ритм;

•Контраст;

• Светотень;

• Цвет;

• Динамика и статика;

• Симметрия и асимметрия;

• Открытость и замкнутость.

С некоторыми средствами мы уже знакомились ранее, многие еще предстоит узнать. А сегодня мы с вами рассмотрим такой прием композиции, как выделение сюжетно – композиционного центра.

Когда художник создает свою картину, свой шедевр он должен позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть сюжетно – композиционный центр, который часто называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины. Конечно, в сюжете не все одинаково важно

, и второстепенные части подчиняются главному. Композиционный центр должен привлекать внимание. Цельность композиции зависит от способности художника подчинять второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. Каждая деталь добавляет что – то новое к развитию замысла автора. Каждый объект в композиции занимает строго отведённое для него место. Из хорошей, продуманной картины ничего нельзя убрать, заменить или добавить без вреда для общего замысла.

Центр композиции включает: сюжетную завязку, основное действие и главного героя.

Главный герой в композиции есть всегда, но не обязательно это человек. Это может быть животное, растение, постройка, любой предмет, даже просто пустое пространство.

Давайте рассмотрим средства выделения композиционного центра. Я знаю вас как умных, любознательных и очень активных учеников и надеюсь, что вы сами сможете сегодня сделать много важных и интересных открытий, которые пригодятся вам в дальнейшей работе. Сегодня у нас не совсем обычный урок, а урок – исследование. И мы с вами в лаборатории художника! Приступаем к открытиям?

Я сейчас буду показывать композиционные схемы, а вы будите называть средства, с помощью которых выделяется центр композиции.

  1. Выделение цветом. (изображение на доске).

  2. Выделение светом .( изображение на доске).

  3. Выделение формой. ( изображение на доске).

  4. Выделение размером. (изображение на доске).

  5. Выделение фактурой.

Художники придумали множество вариантов композиционного построения картины, когда центр композиции смещается в любую сторону от геометрического центра холста, если этого требует сюжет картины. В этом мы сейчас убедимся собственным расследованием. Внимательно рассмотрим три картины, которые являются безусловными шедеврами в истории мировой художественной культуры. Учитесь смотреть вдумчиво и внимательно.

Перед вами картина Рембрандта « Возвращение блудного сына» - пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центра для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. Главное – центр в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нем наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына
, стоящего справа.

Следующая картина «Явление Христа народу» Александра Иванова, рассказывает нам о библейском сюжете. Центр приподнят вверх. Фигура Христа возвышается над всеми, придавая ей большую значимость.

А на картине Леонардо да Винчи « Тайная вечеря» центр – фигура Иисуса Христа.

Сегодня мы познакомимся еще с некоторыми приёмами выделения композиционного центра. Перед вами конверты - в них одинаковые фигуры по цвету, форме. Размеру.

- Если раньше была одна главная деталь , то сейчас их много и все они равны! Как же теперь организовать или выделить на плоскости листа композиционный центр среди множества одинаковых форм?(Ответы детей).

Пример: Собрали в поле много ромашек и превратили их в букет (сгруппировали), главное в данной композиции – букет! Такой приём выделения композиционного центра называется «сгущение». Приведите примеры. Которые можно встретить в жизни( ответы детей) –Бабочки собрались на один цветок, ягоды поспели.

Существует ещё один способ выделения композиционного центра , противоположный первому, который называется « разряжение» или « композиционная пауза».

Пример: хаос, мыши в кладовке лакомились сыром и вдруг увидели кошку….- разбежались!

Вот столько интересного мы с вами сегодня узнали. Оказывается, для создания композиции, картины нужно знать много правил и уметь ими пользоваться. Так же ,как в математике, русском языке и других предметах!

Теперь, перед практической работой нам нужно немного размяться, чтобы отдохнуть и приступить к выполнению задания.

Физкультминутка.

Практическая часть.

Задание: Выполнить композиционные упражнения с использованием различных способов выделения композиционного центра. На выбор.

Обучающиеся выполняют практическое задание. В ходе урока идёт дополнительное обсуждение правил и приёмов композиции. Используется комплекс фронтальных и индивидуальных форм работы.

Подведение итогов:

Включает в себя:

-просмотр выполненных заданий;

- обсуждение с обучающимися выполнение поставленных перед ними учебных задач;

-обобщающий анализ учителя с акцентом на допущенные ошибки и удачное решение данного задания.

Спасибо всем за внимание! Все вы молодцы! Урок окончен.