Файл: Содержание Введение Признаки, функции, методология изучения и структура среднего класса Проблемы развития среднего класса в России Заключение Список использованной литературы Введение.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение…………………………………………………………….3
§1. Признаки, функции, методология изучения и структура среднего класса……………………………………………………………………....4
§2. Проблемы развития среднего класса в России……………....10
Заключение…………………………………………………………14
Список использованной литературы……………………………..16
Введение
В экономике вопрос о процессе становления и эволюции среднего класса является одним из основополагающих социальных. Проведение экономических реформ предусматривало возникновение обширного социального класса – независимого, имеющего способность выполнять стандартные функции – поддерживать экономику России, обеспечивать поток средств в налоговую систему, стабилизировать общественно-политические процессы. И сам факт становления среднего класса – важный показатель эффективности реформ.
Интерес со стороны науки значительно усилился в начале 1998 г. Это обусловлено тем, что экономическое развитие страны в 90е давало основание считать, что развитие среднего класса протекает благополучно. Одновременно проходило несколько полярных процессов: негативными тенденциями можно назвать напряженную ситуацию на рынке труда, задержки в выплатах заработных плат, кризис пенсионной сферы. С другой стороны намечались и позитивные процессы: рост активности на потребительском рынке, увеличение платежеспособности граждан и объема сбережений. Эти процессы неявно подтверждали существование и рост среднего класса в России.
Известный финансовый кризис в 1998 г. В России не мог не осложнить положение граждан, относящихся к среднему классу. Кризис также оставил свой след в науке – большинство исследований содержат не просто различные, но и противоречивые точки зрения на этот процесс. Это обусловлено еще и тем, что проблема развития среднего класса не разрабатывалась современной наукой довольно долгое время. Сейчас этот термин прочно вошел и в научные исследования, и в сознание общества, хотя проблемы методологии изучения, структурирования, осмысление этого понятия и его роли все еще являются актуальными.
§1. Признаки, функции, методология изучения и структура среднего класса.
Как мы уже отметили, определение "среднего класса" в научной литературе весьма размыто и неоднозначно, одного конкретного подхода к этой проблеме нет у мировых и российских исследователей. Также возникает вопрос о возможности применения западной методологии к разработке проблемы в российской действительности.
Если обобщить уже существующие определения понятия «средний класс», то в можно сказать, что это социальная группа, имеющая список собственных признаков: самоидентификация в этой группе, умеренность политических взглядов, интерес к стабильности, удовлетворенность социальным положением, высшее образование, высокая профессиональная квалификация, владение имуществом и т.д.
Из этого усредненного определения и используя материал некоторых российских исследований можно выделить критерии определения этого явления. (Здесь и далее Методология выделения и основные особенности среднего класса в современной России Тихонова Н.Е. SPERO, осень-зима, №9)В ряд этих критериев входят: 1) для оценки социально-профессионального статуса — критерий нефизического характера труда; 2) для оценки объема человеческого капитала — критерий имеющегося как минимум среднего специального образования; 3) для оценки экономического статуса — критерий среднемесячных доходов не ниже среднестатистических значений по рынку для данного типа.
Что касается ситуации с социально-профессиональным статусом, то один из самых спорных моментов: включение/исключение из среднего класса людей рабочих профессий. Специально для анализа этого момента была проведена исследовательская работа, которая сделала следующий вывод: группа работников физического труда, с высоким уровнем квалификации, по многим основным параметрам (уровню образования, автономности, положением на рабочем месте, ценностям) сильно отличается в РФ от всех остальных подгрупп среднего класса. Вследствие такого отличия основных характеристик этой группы от типичных для среднего класса было принято решение об исключении рабочих из подгрупп среднего класса.
Критерий наличия как минимум среднего специального образования, т. е. профессионального, давал возможность отделить тех, кто имел довольно сформированные профессиональные умения, а следовательно, имел человеческий капитал, допускающий возможность получения на него доходов.
Что же по отношению по экономическому статуса, то при его перационализации отправной точкой служило то, что этот критерий должен иметь определенное научное обоснование, обусловленное спецификой самого места среднего класса в социальной структуре общества. То есть это должен быть такой уровень доходов, который обеспечивает ему как минимум простое воспроизводство себя как класса и своего человеческого капитала как основного актива, приносящего ему доход.
Необходимо учесть различие в уровне доходов жителей мегаполисов, поселков, деревень, областных городов, которое отражается в различии цен и специфики образа жизни. но указание в качестве отличительного признака только уровня дохода не даст возможность правильно выделить тех, кто имеет временные трудности с текущими доходами.
Текущий уровень доходов ниже среднестатистического тех, кто оказался в описанной жизненной ситуации, не значит, что их необходимо исключить из структуры среднего класса —классовая принадлежность весьма стабильная во времени черта.
Это обусловило возникновение второго, контрольного, признака благосостояния среднего класса — количество товаров длительного пользования (ТДП), которое должно быть не ниже среднего для общества. Этот признак отображал устойчивый уровень жизни домашнего хозяйства, не только текущие, повседневные, но и накопленные во времени доходы.
Этот критерий также не является полностью безоговорочным, т.к. определение числа ТДП в качестве показателя благосостояния как единого критерия, некорректно, т.к. из списка автоматически выпадают такие социальные группы, как молодежь, не успевшая накопить необходимое имущество, но по остальным показателям (уровень доходов, например).
Отсюда следует использование обоих вышеописанных критериев для определения среднего класса, если хотя бы один выполняется, то индивид относится к нему по экономическому положению.
Наряду с этими признаками ученые использовали еще один критерий, а именно особенности самосознания его потенциальных представителей. Работа с этим критерием вычеркнула из списка тек граждан, которые имели сознание социальных аутсайдеров, т.к. они заведомо отличны от среднего класса по особенностям самоопределения и поведенческим характеристикам. Этот критерий достаточно категоричен и строг, т.к. разделение индивидов по этому признаку показывает еще и то, что две трети не оказавшихся в среднем классе по признаку идентификации определяют себя чаще на третью снизу позицию на шкале статусов, которая часто свидетельствует не столько об реально невысоком статусе, сколько о завышенных социальных ожиданиях и значительном разрыве между желаемым и объективным статусом опрашиваемого.
При обработке собранной информации в числе наиболее отличительных черт среднего класса в России также оказались:
— непосредственная включенность в систему информационных технологий (основная профессиональная деятельность связана с частым применением компьютерных технологий, навык работы с техникой не ниже среднего, компьютер также присутствует дома и используется вне работы);
— качественные характеристики занятости (степень автономности работы, оценка индивидом уровня ее престижности, интересности, востребованности, специфику занятости, профессиональные требования);
— наличие/отсутствие управленческого статуса;
— отличающиеся от других слоев общества жизненные шансы (имеется в виду возможность изменить к лучшему некоторые аспекты своей жизни, например, перспективы карьерного роста);
— отличительные черты круга общения (уровень образования индивидуумов, составляющих ближайшее окружение, места, в которых проходит общение);
— самоидентификация (большая часть причисляет себя с интеллигенцией и средним классом) и ценности (черты, подчеркивающие степень модернизированности сознания и поведения);
— специфика проведения досуга (активный досуг: театр, спорт, культурные мероприятия, выставки, кинотеатр, интерес к самообразованию и повышению уровня внутренней культуры);
— наличие в окружении социального капитала (означает наличие в ближайшем кругу семей, считающимися богатыми, влиятельными, успешными);
— более высокий уровень здоровья и повышенное внимание к его сохранению (редкое обращение к медицинским услугам, употребление алкогольных напитков).
Учитывая все эти критерии, становится понятным, почему изучаемый средний класс имеет значительно более высокую степень довольства своей жизнью и общественным статусом, смотрит в будущее с оптимизмом, в том числе уверен в устойчивости своего профессионального положения, чем оставшиеся более массовые слои населения.
Несомненно, это явление уникально для мировой истории вследствие своей специфики и относительной молодости. Впервые появилось в 20в для выполнения роли общественного стабилизатора: существует прямая зависимость между объемом среднего класса и вероятность конфликтов, революций, войн. Средний класс – разделительная граница между двумя противоположными сторонами – богатыми и бедными. Средний класс – это основа, позвоночник общества, т.к. он представляет собой удельную массу потребительского рынка.
Само понятие “средний класс” появилось в 17 веке в Англии. Оно представляло собой группу предпринимателей, буржуа, менеджеров, противоборствующих с крупными землевладельцами и нищетой.
В современности средний класс состоит из предпринимателей и менеджеров. Такие характеристики явления как структура, численность, функции, положение в обществе среднего класса зависят от уровня социально-экономического развития. Самым основным для выделения критериев среднего класса является исторический подход. Это обусловлено спецификой занятости населения, уровня образования, уровня доходов, образ жизни, социально-политическая обстановка в стране, экономическое состояние, ее историческим развитием. Например, послевоенная Западная Германия: реформы по устранению последствий войны подняли экономику на новый уровень и создали сильный средний класс. Это произошло благодаря усиленной поддержке мелкого и среднего предпринимательства, возрождению крупных банков, восстановлению промышленности.
Помимо экономического, существует и идеологический фактор влияние на развитие среднего класса. Правительство, например, всячески пропагандирует здоровый образ жизни, добиваясь поддержки представителей среднего класса, их лояльности. Ведь только тот средний класс обеспечивает стабильность, который удовлетворен своим состоянием и социально-экономическим порядком в стране. Сам факт наличия среднего класса в государстве подтверждает его высокоразвитую экономику, стабильную финансовую систему, надежное политическое состояние.
Можно сделать вывод, что при наличии нормальной рыночной экономики средний класс выполняет важнейшие функции:
А) Политическую – обеспечивает стабильность действующему правительству. Численность среднего класса довольно высокая, благодаря этому его представители имеют большинство в государственных органах и общественных учреждениях, оказывая влияние на идеологию, общественные стандарты, государственную политику, обеспечивают политическую свободу граждан и политическую стабильность общества. Средний класс в развитых странах имеет возможность понять свои цели, ясно их выразить и вступить в диалог с государством. Это, во-первых, способность среднего класса выступить субъектом завершения социокультурной, экономической и политической модернизации России, и, во-вторых, способность его выступить в российских условиях гарантом не просто устойчивого и стабильного, но и прогрессивного развития страны.