Файл: Методическая разработка по учебному предмету Живопись в 1 классе дхш на тему.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Муниципальная организация дополнительного образования
«Детская художественная школа городского округа Прохладный»
Методическая разработка
по учебному предмету «Живопись»
в 1 классе ДХШ на тему:
«Поэтапное выполнение натюрморта из трёх предметов
в сближенной цветовой гамме на цветном фоне,
гармоничных по общему цветовому тону»
Разработала:
преподаватель высшей категории
Чернова Снежана Александровна
2017 г.

2
АННОТАЦИЯ
В методической разработке отражены проблемы, которые возникают у учащихся 1 класса ДХШ на уроках учебного предмета «Живопись» при работе над натюрмортами – это трудность в создании гармоничных, эмоционально-выразительных по цвету образов, однообразие и стереотипность в цветопластическом решении натюрморта, а в частности, возникающие сложности восприятия нюансов цветовых сочетаний при передаче колористической гаммы натюрморта. На примере поэтапного выполнения задания по теме: «Натюрморт из трёх предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне, гармоничных по общему цветовому тону» отражены этапы освоения основ колористики, а также показаны приёмы, помогающие развить у учащихся восприятие нюансов цветовых оттенков при передаче сближенной цветовой гаммы.

3
СОДЕРЖАНИЕ
I. Аннотация 2
II. Введение 4 1. Актуальность методической работы 4 2. Основные цели и задачи 4 3. Отличительные особенности методической работы 5 4. Возраст обучающихся 5 5. Сроки выполнения задания. Формы и типы занятий 5 6. Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов 6 7. Ожидаемые результаты обучения 6
III. Основная часть 6 1. Характеристика темы 6 2. Основные акценты в методике преподавания учебного предмета
«Живопись» в 1 классе 7 3. Роль натюрморта в заданиях по учебному предмету «Живопись» 7 4. Проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся 1 класса на уроках живописи 8 5. Основы цветоведения 9 6. Приёмы и методы, помогающие развить у учащихся восприятие нюансов одного цвета и научить видеть разнообразие оттенков цветов сближенной цветовой гаммы. Роль краткосрочных этюдов на определение цветовых отношений 11 7. Рекомендации поэтапного ведения работы акварелью над натюрмортом в сближенной цветовой гамме 13 8. Планы – конспекты занятий к заданию 21
IV. Заключение 26
V. Список используемых источников 27
VI. Приложение 28

4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность методической работы и её практическая значимость
Так как основу учебного предмета «Живопись» в 1 классе составляет развитие у учащихся умения работать над цветовыми отношениями, строящимися на цветовой гармонии и большая часть тем отводится цветовым гармониям, выполнение методической разработки по теме
«Поэтапное выполнение натюрморта из трёх предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне, гармоничных по общему цветовому тону» является актуальной. Актуальность методической разработки заключается в том, что в ней отражены основные проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся первого года обучения на уроках учебного предмета «Живопись», а также показаны эффективные способы их решение на примере конкретного учебного натюрморта. Задание, этапы выполнения которого представлены в разработке, поможет раскрыть и развить творческий потенциал каждого учащегося, сформировать стойкий интерес к художественной деятельности; привить интерес к учебному предмету «Живопись»; развить у учащихся восприятие нюансов цветовых оттенков и научит видеть и передавать в своих работах разнообразие оттенков цветов сближенной цветовой гаммы, а также научит практическим навыкам и приёмам ведения работы в технике письма акварелью.
Применение её на уроках живописи позволит преподавателю доступно объяснить и наглядно показать, как грамотно поэтапно вести работу над натюрмортом в сближенной цветовой гамме.
Основные цели и задачи
Цель: на основе теоретического анализа учебно - методической специализированной литературы и педагогического опыта, а также творческо-практической работы проанализировать проблемы, возникающие у учащихся 1 класса ДХШ на уроках учебного предмета «Живопись»;


5 разработать методическую разработку с наглядным материалом поэтапного выполнение натюрморта из трёх предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне, гармоничных по общему цветовому тону.
Задачи: разработать планы - конспекты занятий; выполнить самостоятельную творческую работу по данной теме; разработать и внедрить приемы реализации поэтапного выполнения задания по теме:
«Натюрморт из трёх предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне, гармоничных по общему цветовому тону».
Отличительные особенности методической работы
Отличительная особенность данной работы заключается в том, что в процессе её реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности каждого учащегося в живописи. Данное задание помогает развить у учащихся восприятие нюансов цветовых оттенков и научить их видеть разнообразие оттенков цветов сближенной цветовой гаммы, а также освоить приёмы работы акварелью.
Возраст обучающихся
Выполнение задания по теме «Натюрморт из трёх предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне, гармоничных по общему цветовому тону» проводится в 1 классе на уроке живописи. Возраст обучающихся 10 – 12 лет.
Сроки выполнения задания. Формы и типы занятий
На выполнение задания в 1 классе по учебному предмету
«Живопись» по теме «Натюрморт из трёх предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне, гармоничных по общему цветовому тону» даётся
9 часов – это 3 аудиторных занятия по 3 урока. Продолжительность уроков –
40 минут.
Занятия проводятся в форме мелкогрупповых занятий, численностью до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу,

6 которая необходима для закрепления пройденного материала. На самостоятельную работу даётся 6 академических часов.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов
Во время проведения занятий применяется поурочный, тематический, отметочный и итоговый контроль знаний. Уровень усвоения материала выявляется в последовательном выполнении всех этапов работы над натюрмортом, умении применить теоретические знания на практике. В процессе обучения преподаватель ведёт индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.
Ожидаемые результаты обучения
По итогам выполнения задания в 1 классе по учебному предмету
«Живопись» по теме «Натюрморт из трёх предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне, гармоничных по общему цветовому тону» учащиеся закрепят, полученные раннее, знания об основах цветоведения, цветовых отношениях, цветовой гармонии, колорите. У учащихся должно улучшиться восприятие нюансов цветовых оттенков и умение видеть разнообразие оттенков цветов сближенной цветовой гаммы. При выполнении задания освоят на практике поэтапное ведение работы над натюрмортом, научатся использовать в процессе работы различные приёмы техники письма акварелью, умение вести поиск тонких цветовых отношений, а также умение передать форму и материальность предметов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Характеристика темы
Курс живописи является одним из важнейших разделов учебного процесса детской художественной школы. Среди всех видов изобразительного искусства живопись особенно выделяется, так как ей доступно воспроизведение на плоскости объёма предметов, их материальной плотности фактуры, глубины изображаемого пространства, окружающей предметы световоздушной среды, впечатляющих эффектов освещения, она воплощает образы действительности в их красочном многообразии.


7
Живопись способна запечатлеть и раскрыть сложный мир человеческих чувств, переживаний, характеров, тончайшие оттенки настроения, неуловимые мгновения в жизни человека и природы.
Основные акценты в методике преподавания
учебного предмета «Живопись» в 1 классе
Для успешной работы на занятиях живописи в 1 классе, где цвет играет важную роль, учащимся необходимо усвоить основные законы цветоведения, художественные и эстетические свойства цвета, закономерности создания цветового строя, колорита, понятия цветовой гармонии и декоративности цвета, а также познакомиться с различными приёмами использования контрастов, с соотношениями цвета с другими компонентами художественной формы, такими как линия, пластика, светотень. Учащиеся первого класса знакомятся со свойствами живописных материалов, приемами работы акварелью и гуашью, получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, а также навыки построения цветовой гармонии. Обучение теории живописи и живописной практике уделяется большое внимание. Систематическое и последовательное изучение теории изобразительной грамоты является одним из важнейших условий успешного обучения учащихся в детской художественной школе. Только опираясь на прочные теоретические положения профессиональной грамоты, можно успешно усвоить практические навыки мастерства и заниматься творчеством.
Роль натюрморта в заданиях по учебному предмету «Живопись»
Как бы глубоко не изучалась теория, мастерство в любом виде искусства приобретается главным образом в процессе многочисленных, систематических и последовательных практических упражнений, выполняя которые учащиеся развивают руку, глазомер, учатся видеть пропорции и тончайшие градации светотени и цвета, знакомятся с палитрой и приобретают навыки составления тёплых и холодных нюансов цвета, острую

8 наблюдательность и чувство композиции. Все эти качества грамотного реалистического изображения можно приобрести при выполнении учебных натюрмортов. Именно натюрморт является особенно ценным объектом изображения для познания основ изобразительной грамоты. При выполнении этюдов натюрморта у учащихся 1 класса часто возникают проблемы колористического решения живописного произведения и сложности в использовании законов цветовой композиции, а также затруднения при передаче изменений локального цвета предметов под влиянием световоздушной среды и передаче пространства. Комплексные решения перечисленных проблем способствуют успешному выполнению в дальнейшем более сложных задач.
Проблемы, с которыми сталкиваются
учащиеся 1 класса на уроках живописи
Дети 10 – 12 лет, поступившие в первый класс ДХШ имеют небольшой опыт работы с цветом. Определённые навыки работы с цветом они получили в образовательных учреждениях и начальной школе. При поступлении в детскую художественную школу, при сдаче вступительных экзаменов по живописи и композиции, для большинства ребят этой возрастной группы характерно плоскостное решение образов, предметов в рисунках, каждый из которых раскрашен каким – либо одним цветом. В своих рисунках ребёнок пытается передать естественным образом свои чувства, образы, соответствующие его уровню сознания и воображения.
Именно цвет является тем важным элементом, экспериментируя с которым ребёнок развивает художественное восприятие мира.
На первых занятиях живописи в первом классе ДХШ преподаватели определяют уровень подготовки учащихся, где уже в первых работах видны характерные ошибки: использование готовых цветов из наборов красок, нет навыков работы с палитрой для нахождения более сложных оттенков.
Задача преподавателей ДХШ – развить у учащихся способности видеть и изображать окружающий мир во всём его многообразии цветовых отношений.


9
Развитие цветового восприятия нюансов одного цвета на уроках живописи, поможет детям выполнять работы более гармоничные по цвету и колориту. Перед учащимися откроются большие возможности при живописном решении, не только учебных постановок, но и при выполнении работ на занятиях станковой и прикладной композициях.
Основы цветоведения.
Одна из главных составляющих подготовки обучающихся в художественной школе – колористическая подготовка требует особого внимания, поскольку колористическая способность является общей для многих видов изобразительной деятельности (живопись, цветная графика, композиция, скульптура, декоративно-прикладное искусство). В настоящее время среди учебных дисциплин в ДХШ живопись считается ведущим предметом, где цвет имеет первостепенное значение, что позволяет целенаправленно осуществлять колористическую подготовку, развивать колористические способности учащихся. Поэтому исследование проблемы колористической подготовки учащихся художественной школы на занятиях по живописи становится особенно актуальным. Колористическая подготовка учащихся ДХШ в процессе обучения живописи включает усвоение колористических знаний, умений и навыков, к которым относятся: знания в области теории цвета; живописная грамота; знание колористических понятий и умение их применить на практике; колористические умения, необходимые для развития таких способностей, как ощущение и восприятие цвета, цветовая память и представление цвета, образное мышление и воображение, эмоциональная отзывчивость на цвет, переживание и чувство цвета, техническое исполнение в избранном красочном материале и цветовоспроизведение, выражение мысли, настроения цветом. Отмечая обусловленность развития способностей уровнем усвоения знаний, умений и навыков, многие психологи и художники-педагоги связывают недостатки живописных работ учащихся с недостаточной организацией колористической деятельности, которая играет

10 существенную роль в создании художественного образа. Следовательно, уровень колористической подготовки в ДХШ, отражающий степень сформированных колористических знаний, умений, навыков и развитие колористических способностей учащегося, может определять его дальнейшую профессиональную направленность. В этой связи одной из важных методических проблем является организация обучения живописи, способствующего целенаправленной колористической подготовке, развитию колористических способностей учащихся.
При выполнении натюрморта в сближенной цветовой гамме необходимо уделить большое внимание основам цветоведения, основным принципы колористики. Более подробно остановиться на информации о родственных и родственно – контрастных цветах.
Родственные цвета - это цвета, расположенные рядом в цветовом круге. К родственным цветам и оттенкам относятся те, которые располагаются в одной четверти цветового круга и объединены каким-либо цветом. Например, можно составить сочетание желтого, желтовато-зеленого и желто-зеленых тонов. Существует четыре группы родственных цветов: желто-зеленый, желто-красные, красно-синие и сине-зеленые.
Родственно-контрастные цвета - это цвета, лежащие в разных четвертях цветового круга. Родственно-контрастными имеются такие цвета, которые располагаются в лежащих рядом четвертях цветового круга. Они, как правило, объединяются общим оттенком. В цветовом решении композиций можно использовать четыре сочетания, родственно-контрастных цветов желтовато-зеленого и сине-зеленый, сине-зеленый и сине-красный, желто- зеленый и желто- красный, красно-синий и красно-желтый. При сочетании родственно-контрастных цветов и оттенков необходимо придерживаться правила гармонии. Гармоничным сочетанием таких красок будет лишь в том случае, если количество общего цвета будет одинаковым в обоих оттенках. Сочетание родственно-контрастных цветов выглядит более насыщенным, нежели сочетания родственных оттенков. Родственные сочетания цветов — это сравнительно сдержанная уравновешенная


11 спокойная колористическая гамма, особенно когда они не содержат резких светлотных противопоставлений. Гармония родственных цветов основана на похожести цветовых тонов и на легком их противопоставлении.
Выполнение натюрморта в сближенной цветовой гамме поможет учащимся улучшить восприятие нюансов цветовых оттенков и колористической гаммы. Цветовая гармония – важнейшее средство художественной выразительности в живописи. Это согласованность цветов между собой, их равновесие и созвучие, основанное на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета.
Приёмы и методы, помогающие развить у учащихся
восприятие нюансов цветовых оттенков и научиться видеть
разнообразие оттенков цветов сближенной цветовой гаммы
Роль краткосрочных этюдов на определение цветовых отношений
На первых порах обучения начинающие художники, как правило, пытаются копировать объекты натуры «в упор». Внимательно и поочерёдно они присматриваются к предметам, тщательно выписывают детали. В результате получается дробное и пёстрое изображение. Этот недостаток происходит от неумения передавать на этюде большие цветовые отношения между предметами натуры. В живописи любых объектов (натюрморте, пейзаже) следует научиться, прежде всего, находить цветовые отношения между основными обобщёнными пятнами предметов или объектов натуры.
Умение цельно воспринимать объекты натуры и находить большие, основные цветовые пятна – необходимый профессиональный навык, который должен быть выработан сначала обучения живописи.
Необходимо на начальном этапе ведения работы над натюрмортом выполнять этюды небольших размеров и находить, прежде всего, основные цветовые отношения. В этюдах малых размеров устраняется дробность воспроизведения деталей, так как художник не стремиться к «списыванию» с натуры, а разбирает большие цветовые отношения. Цель выполнения краткосрочных этюдов может быть различна: в одном случае этюд выполняется перед началом длительной работы и в нём анализируются и

12 изучаются цветовые отношения натуры, фиксируется первое впечатление о её колористических данных; в другом – для дополнительного, конкретного изучения формы. Выполняются этюды и на изучение отдельных закономерностей живописи: состояния общей освещенности, единства и родства колорита. Общее тоновое и цветовое состояние натюрморта можно хорошо пронаблюдать и понять, если выполнить несколько краткосрочных этюдов с одной и той же простейшей натурной постановки, но расположенной на разном расстоянии от источника света. Эти учебные постановки и выполненные с них этюды помогут понять как выглядят светотень и цвет отдельных предметов, общее тоновое и цветовое состояние натуры в зависимости от усиления или ослабления освещённости.
Важно выполнить краткосрочные этюды на колорит, на единство и гармонию цветового строя. Постоянные упражнения развивают необходимое чувство контраста цветовых различий, наблюдательность, живописное видение, умение мастерски владеть изобразительными средствами. Общие и большие цветовые отношения между основными объектами натуры, выдержанные в определённом цветовом масштабе – это живописная основа построения цветового строя изображения, то есть колорита. На этой основе осуществляется дальнейшая, более детальная цветовая нюансировка объектов, которая является результатом внимательного наблюдения. Любую натурную постановку следует рассматривать как единый цельный образ. Все предметы или объекты натуры – это части единой живописной картины, цветовое звучание которой проявляется при целостном её восприятии и изображении.
Практические советы
1. Краткосрочные этюды на общий тон поначалу лучше выполнять в технике «гризайль». Это сосредоточит внимание только на тональной передаче, научит чувствовать тональную шкалу и определять самое светлое и тёмное место в натурной постановке.
2. Прежде чем приступить к написанию этюда красками, надо проделать не мало работы: решить его композицию, выполнить подготовительный