Файл: Реферат по философии студент группы эм154 Губанов Н. А. Проверил доцент, к филос н. Н. В. Казанова.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили 3. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер.
В 50—70-е гг. XX в. стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники, в первую очередь компьютеров, и НТР в целом.
Ни один из исследователей, писавших о данной проблеме, не сомневался в радикальном обновлении всей жизни человечества, но большинство из них анализировали проблему односторонне, будь то с политической, экономической или социальной точки зрения. Это породило огромное количество разнообразных названий и определений.
Любопытно заметить, что почти все предложенные названия имеют латинскую приставку «пост-», т. е. «после-», словно их создатели ожидают какого-то всемирного катаклизма, глобального переворота в технике и в сознании людей, после которого вдруг начнется новая эра, новая эпоха, возникнет новое общество.
Именно поэтому было так важно найти принципиально новое название, одновременно показывающее преемственность и принципиальную новизну грядущего общества. И таким названием стало придуманное Тоффлером «информационное общество».
Мощной единой базой процесса глобализации является вся культура, созданная человечеством, а мощным инструментом создания реалий современной культуры, глобализации информационного пространства — техника и сложные технологические процессы.
Стремительное превращение человечества в глобальное информационное сообщество имеет свои объективные и сложные онтологические (бытийственные), гносеологические (познавательные), исторические, социокультурные, аксиологические (ценностные) и другие основы.
В 70—80 гг. XX в. появилось множество концепций, рисующих будущее техносферы в рамках супериндустриального, технотронного, кибернетического, информационного и другого общества. Для них характерны две посылки.
-
1. Одним из факторов появления этого общества считается информационная техника, в силу чего термин «информационное общество» постепенно вытесняет все другие; -
2. Выделение информационного общества в качестве особой стадии эволюции техносферы, исторического, культурного и социально-экономического развития общества.
Согласно Тоффлеру, вся история человеческого развития укладывается в три волны: первая связана с аграрной культурой,
вторая — с индустриальной, третья — с информационной или постиндустриальной.
Информация становится более важной составляющей, чем земля, труд, капитал, сырье, а массовое, стандартизированное производство заменяется новой системой индивидуального «ремесленного» производства, в основе которого лежит умственный труд, базирующийся на информатике и супертехнологии. Будущее техносферы определяет будущее общества.
Главными характеристиками информационного общества, согласно Тоффлеру, выступают: а) демассификация и дестандартизация всех сторон экономической и социальной жизни; б) высокий уровень инноваций, скорость происходящих в обществе изменений.
В связи с формированием информационного общества на базе развития техносферы, среди проблем, с которыми в ближайшее время столкнется человечество, отметим:
-
— необходимость осуществления психологической подготовки человека к новой жизни в информационном обществе; -
— создание среды массовой компьютерной грамотности; -
— формирование информационной культуры и др.
Это повлечет за собой изменение всей ноосферы: произойдут существенные изменения в духовной жизни общества, мышлении, образе жизни, появится новая «среда обитания», сформируется так называемая инфосфера.
В информационном обществе двигателем развития является информация.
Эволюция техносферы в инфосферу превращает информацию в товар: ее производят, продают и покупают.
Авторы концепции «информационного (постиндустриального) общества» так и не пришли к единому мнению, что первично в их исторической концепции — духовная (как предлагает Ясперс) либо материальная сфера (как утверждает Тоффлер).
Культура нового общества представляет собой весьма неоднородную массу, ибо находится в процессе формирования, завершения которого следует ждать, по всей очевидности, к середине XXI в.
Теперь обратимся к философскому анализу такого фундамента глобального технизированно-информатизированного сообщества, как искусственный интеллект, т. е. ЭВМ и всемирная информационная сеть «Интернет».
10. Предмет и генезис философии техники. Что такое техника?
Философия техники зародилась в середине XIX в. в Германии как новая форма философской рефлексии техники и научно-технического прогресса. Термин «философия техники» был введён в 1877 г. Эрнстом Каппом. Для первых этапов развития философии были характерны 2 основных направления: технический оптимизм и технический пессимизм. Характерная черта технического оптимизма – идеализация техники, переоценка возможностей её развития: техника рассматривалась как единственный или как первостепенный детерминирующий фактор социального прогресса.
Технический пессимизм характеризовался отрицанием, демонизацией техники. Представители этого направления проклинали технику как врага человечества и причину всех его бед. Философия техники – это одно из важных направлений современной науки, призванное исследовать наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической деятельности, проектирования, технических наук, а также их место в человеческой культуре, современном обществе, отношениях человека и техники, эстетические, глобальные и другие проблемы современной техники и технологий.
Философия техники – это: особая дисциплина, располагающаяся в точке пересечения философии и верхнего слоя технического знания, в которое она входит в качестве составной части; та сфера духовной деятельности, где формируется мировоззренческие, нормативные и ценностные основы технического мира, сама идея технического, понимание техники, её места и роли в истории и т.д. Философию техники интересуют следующие вопросы: что есть техника? что есть технический мир? Чтобы определить предмет и объект философии техники, необходимо различать техническое действие, техническое знание и техническое сознание.
Результатом технического действия является техника в виде технического устройства (артефакта). Результат технического знания есть техническое действие, направленное на создание артефакта. Результат технического сознания – выявление места и роли техники, технической деятельности и технического знания в истории и современной культуре. Если техника, как техническое устройство (артефакт) - это объект технологии; артефакт плюс техническое действие – объект технической науки, то техника, техническая деятельность и техническое знание, взятые вместе как феномен культуры, является объектом философии техники.
Предмет технологии – техническое действие. Предмет технической науки – техническое знание. А предмет философии техники – развитие технического сознания. Проблемы философии техники: проблема сущности, смысла и понятия техники/технологии; проблема формирования новой концепции природы; проблемы человека, создающего и использующего технику; проблема истоков технической деятельности; проблемы ответственности за использование техники.
Список использованных источников
1. Алексеев П.В. История философии: – учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 – 240 с.
2. Борзенков, В.Г. История и философия науки. В 4 кн. Кн. 1: Общие вопросы / В.Г. Борзенков. — М.: Моск.университета, 2012. — 264 c.
3. Дебольский, Н. Г. Философия будущего: соображения о ее начале, предмете, методе и системе / Н. Г. Дебольский. – Москва: URSS: Либроком, 2012. – 154 с.
4. Смирнова, О.В. Философия науки и техники: Учебное пособие / О.В. Смирнова. — М.: Флинта, 2014. — 296 c.
5. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник / В. Г. Кузнецов и др. – Москва: Инфра–М, 2013. – 517 с