Файл: Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение свободинский аграрнотехнический техникум имени к. К. Рокоссовского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СВОБОДИНСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ К.К. РОКОССОВСКОГО»
ПРОЕКТ
«Коренная пустынь, духовный символ России!»
Работу выполнила:
обучающиеся группы №6
Макарова М.И.
Руководитель:
преподаватель
Ковальцова О.С.
м СВОБОДА
2023г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
| |
Заключение | |
Литература | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Аннотация
Мой проект является историческим. Коренная пустынь — знаковое место, всё впечатляюще, памятно, везде хочется побывать, всё рассмотреть, явиться в храмы и непременно к святым источникам. К этому подвигнет сама история Коренной пустыни, её значимость и почитаемость.
Введение
В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы встречаемся с разными людьми, учимся, работаем. Мы совершаем поступки, которыми потом гордимся, а порой и такие, которых приходится стыдиться. Мы знаем, когда родились, когда пошли в школу, помним, как впервые встретились с человеком, который стал нашим другом. Все события в нашей жизни, как бы собраны в цепочку.
Я учусь «Свободинском аграрно–техническом техникуме им. К.К. Рокоссовского», который расположен в удивительном месте . Рядом с техникумом находится жемчужина российского православия - Коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь. Это соседство настолько поразило мое мировосприятие, что заинтересовавшись краеведением и параллельно начала интересоваться православием. Я начала исследовать историю старинных Курских монастырей, от их создания до наших времён. Многовековая история отложила неизгладимый отпечаток на облик монастырей и храмов. И именно это я рассматриваю в своём исследовании.
Целью моей работы - проследить историю происхождения, становления и развития монастыря Коренная пустынь, а также на конкретных примерах показать, какую роль он играли в культурной, общественной, государственной жизни страны и народа. В основе моей работы лежит принцип повествования о истории монастыря.
Для этого мне нужно решить следующие задачи:
-найти источники информации;
-выяснить историю образования, становления и развития монастыря Коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь
-проанализировать полученную информацию.
Я использовала в своей работе ряд специальных исследований по истории развития Курских монастырей, работы русских летописцев, учебную литературу.Распространение монастырей в Древней Руси началось с XI века. Их строительство поддерживалось князьями и чернью, поскольку те и другие испытывали постоянную потребность иметь земное представительство перед Богом. В своих делах и чаяниях, а в монахах как раз и видели постоянных богомольцев за свои души, заступников перед Богом….
С распространением христианства на Руси создавалось особое Церковное сообщество. Церковь опекала и кормила немощных, давала приют и покровительство изгоям, потерявшим защиту мирских союзов. Получая в своё владение и приобретая сёла, она организовывала труд, судила и рядила мирян. Кроме того, именно в рамках церковной организации развивалось просвещение, живопись, музыкальная культура, архитектура. Хотя вполне естественно, что церковь способствовала распространению прежде всего христианского просвещения, церковного искусства, храмного зодчества.
Родоначальником монашества на Руси принято считать Феодосия Печорского. Свой путь он начинал в Курске. Именно древнейший город Курск был христианским раньше прочих соседних мест. Самый древнейший монастырь земли Курской считается Николаевский монастырь, основанный в 1505 году.
Объектом моих исследований стал монастырь Коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь
История образования Коренной пустыни.
Среди древних русских обителей Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь была одной из самых известных с давних пор. Это один из первых монастырей в курском крае. Коренная пустынь расположена на правом берегу реки Тускарь в 30 километрах от Курска по направлению на север.История Курской Коренной пустыни относится к 1295 году, когда на месте посёлка Свобода Курской области находились густые леса, и туда приезжали на охоту. Приехали туда охотники из Рыльска. Один из них, проходя по лесу увидел у корней дерева (отсюда и само название пустыни –Коренная) лежащую ликом вниз икону Богоматери «Знамение», которую поднял и на месте её нахождения забил источник. Так была обретена чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная, сыгравшая огромную роль в истории Курского края.
На Знаменской площади, перед воротами Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни находится памятник в честь чудесного обретения в 1295 году иконы Божией Матери «Знамение» Курской - Коренной. Освящение памятника состоялось 14 августа 2003 года. Автором памятника является курянин, знаменитый скульптор, народный художник России, академик, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Клыков.
Потом охотник со своими товарищами построил на месте явления иконы деревянную часовню. Вскоре об этом событии узнал Рыльский князь Шемяка, который велел перенести икону в Рыльск, но она чудесным образом возвратилась обратно в часовню. В 1383 году напавшие на Курскую область татары взяли в плен служившего при часовне священника Боголюба, зажгли часовню, а икону рассекли пополам, одну половину бросили в огонь, а другую - в сторону. Священник был отведён в Крым, где провёл в плену несколько лет, выполняя тяжёлые работы. Однажды московские послы, проезжая мимо татарского стана, услышали русские песнопения ко Пресвятой Богородице. Узнав о пленном священнике, послы выкупили его из рабства, и он вернулся на место под Курском, где когда-то стояла часовня с чудотворной иконой.
На месте сгоревшей часовни священник нашёл одну половину, а другую после поисков обнаружил в стороне в траве.На что указали два благоухающих куста роз. С верою сложил он две половины вместе, и они чудесно срослись.
В 1601-1603 годах Россию поразил голод, но Курская земля давала урожай и снабжала столицу хлебом. Считалось, что это из-за чудотворной иконы, поэтому царь Борис Годунов пожаловал Коренной пустыни денежную казну, ризы, свечи, ладан, иконы, колокола, книги.
Курский край потерпел серьёзные разрушения в период Смутного времени: разбой, пожары, грабежи. В 1611 года Коренная пустынь была разорена. Поскольку, как и часовня, храм был сделан из дерева, поэтому при нашествии он быстро сгорел. Ещё один храм из дерева был построен на этом месте в 1618 году.
«Крестный ход»
Знаменательным событием в жизни Курского края c XVII в. является крестный ход с чудотворной иконой Курской Коренной Божией Матери от Знаменского монастыря в Коренную пустынь. Тысячи богомольцев из окрестных сел, уездных городов и со всей России собирались в Курске к девятой пятнице по Пасхе. К этому же событию приурочивалось и открытие ярмарки.
Самый первый в истории крестный ход с Курской Коренной состоялся в 1618 году, в девятую пятницу по Пасхе, по высочайшему Указу царя Михаила Федоровича. В этот летний день чудотворная икона была торжественно перенесена из Знаменского монастыря (основан в 1612 году) в «пустыньку» что на корню».
Время пребывания святыни в Коренной пустыни менялось: сначала — одна неделя, С 1765 года срок этот по просьбе игумена Коренной обители Исайи московским патриархом был продлен до двух недель.
А в 1768 году Указом Священного Синода носить икону в Коренную пустынь запретили по причине нарушения Духовного Регламента, вылившегося в недостойные споры между настоятелями и монахами Знаменского и Коренного монастырей по поводу доходов от крестного хода и Коренной ярмарки. А во время крестного хода в 1767 году возникли даже беспорядки.
Запрет на крестный ход в Коренную пустынь просуществовал 22 года. Он пришелся на времена правления императрицы Екатерины II, которая мнила себя стоящей на страже нравственности своих подданных. Крестный ход, имевший 150-летнюю традицию, привлекал в Коренную обитель паломников. После его запрета стал падать авторитет Курской ярмарки, стали подрываться интересы торгового люда, что в итоге наносило ощутимый урон и государственной казне.
И только в 1790 году после многочисленных просьб духовенства, чиновничьего люда Священный Синод внял просьбам курян и вновь разрешил проводить крестные ходы. По прошествии 22 лет, в июне 1791 года, в девятую пятницу по Пасхе чудотворная икона, сопровождаемая тысячами паломников, торжественно прошествовала из Знаменского монастыря в Коренную пустынь. Среди участников возобновленного крестного хода были паломники из Петербурга, Москвы, Киева, Греции, Польши, Валахии и других стран.
С 1805 года были изменены и сроки нахождения иконы в Коренной пустыни. Это было сделано Александром I в ответ на прошение игумена Коренного монастыря Макария. Русский император разрешил находиться чудотворной иконе в Коренной пустыни не две недели, а с девятой седмицы по Пасхе до 12 (25) сентября — праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
В середине XIX века (май 1852 года) Государственный Совет принял решение о том, чтобы сделать дни крестного хода нерабочими. Традиция крестного хода, которая укреплялась веками, представляла собой хорошо отработанный порядок и церемониальную часть. После получения Курском статуса губернской столицы (1775 г.) и епархиально -административного центра (1833 г.) значение этого обряда значительно возросло. Возведенный в ранг губернского праздника, крестный ход объединял курян, сближая светских чиновников, духовенство и простой люд. Кроме того, участие в крестных ходах губернаторов и духовенства придавало этому обряду особую торжественность и значимость.
По воспоминаниям архиепископа Курского и Белгородского Серафима, накануне выноса чудотворной иконы, в четверг вечером, кроме архиерейской всенощной в Знаменском соборе служилась еще и народная всенощная на особом помосте посредине Красной площади. Начиналась она после 8 часов вечера и кончалась за полночь. Десятки тысяч лиц озарялись горящими во тьме свечами. Стоголосый хор разносил по округе священные песни. Звон монастырских колоколов подхватывали звонари всех курских церквей. И благодать опускалась на каждого, кто собрался на крестный ход из ближних и дальних губерний России и иных стран.Традиция крестного хода в Курской губернии была прервана событиями 1917 года. После выхода декрета (23.01.1918 г.) об отделении церкви от государства и государства от церкви, как писал в те дни в своём отчаянном послании Святейший Тихон, патриарх Московский и Всея Руси, «гонение жесточайшее воздвигнуто и на святую Церковь. Святые храмы подвергаются или разрушению через расстрелы из орудий смертоносных… или ограблению… безбожными властелинами века сего… Власть… проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всем и, в частности, над Святой Церковью Православной».
Но искоренить силовыми методами веру окапалось невозможным. Всеми способами верующие искали общения со своей святыней. Перемены произошли только в 1988 году, в 1000-летнюю годовщину крещения Руси. В этом году последовало обращение правящего архиерея Курской епархии Ювеналия к Патриарху Московскому и Всея Руси Пимену и главе государства М. С. Горбачеву с просьбой вернуть Коренную обитель верующим.После этого обращения 7 августа 1989 года исполком областного Совета народных депутатов издал решение о поэтапной передаче епархиальному управлению части историко-архитектурного комплекса «Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь. 15 августа состоялось первое богослужение на месте, где до революции 1917 года возвышался храм Пресвятой Богородицы.