Файл: Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение свободинский аграрнотехнический техникум имени к. К. Рокоссовского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отображение Коренной пустыни в живописи

«Крестный ход в Курской губернии» великий русский живописец Илья Репин написал в 1880—1883 годах. Знаменитые критики XIX столетия считали его наиболее зрелым и удавшимся произведением художника, несмотря на то, что автор вольно обошёлся со строго выверенным религиозным действом, подчинив его своему замыслу. Павел Третьяков даже просил Репина переписать ряд особенно несимпатичных ему персонажей, но тот был непреклонен и оставил всё как есть.Картина была представлена зрителям на XXI выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») весной 1883 года и скоро стала частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

   На большом полотне размером почти два на три метра  изображён крестный ход, сопровождающий чудотворную Курскую Коренную икону Божией Матери. Ежегодно, в девятую пятницу по Пасхе, её переносили из Знаменского собора в Курске в Коренную пустынь. Эта церемония сопровождалась народным шествием. Историки полагают, что во второй половине XIX века в нём участвовали от 30 до 60 тысяч человек.
 Известно, что во время работы над картиной Репин ездил в Коренную пустынь, которая была знаменита своим религиозным шествием на всю Россию. Чтобы обогатить и закрепить впечатления посетил он также Киев и Чернигов, где наблюдал крестный ход из Троицкого монастыря. Когда картина всё же была закончена и выставлена на обозрение, критики восприняли её довольно положительно и наперебой отмечали различные достоинства. Так Игорь Грабарь в своей монографии о Репине писал:

 «Крестный ход в Курской губернии» — наиболее зрелое и удавшееся произведение Репина из всех, созданных им до того. Недаром он так долго работал над ним. Каждое действующее лицо картины здесь высмотрено в жизни… изумляешься их разнообразию, неходульности и меткости, с какой художник их выхватил из жизни».

Коренная пустынь во время революции

В 1918 году на Сходе бедноты было принято решение переименовать местечко Коренная пустынь на новое название – местечко Свобода.

В это же время монастырь лишается права юридического лица, а в 1922 году согласно «Декрета ВЦИК от 16 февраля 1922 года» состоялось изъятие монастырских ценностей. Большое количество драгоценных предметов: оклады икон, Евангелий, кресты, облачения и многое другое было увезено навсегда.


В октябре 1923 года пустынь была закрыта. Многочисленная братия была распущена. Некоторые из них, оставаясь преданными Святому месту, терпя голод и холод, ютились в землянках, которые они устроили невдалеке от обители в окрестностях храма Иоакима и Анны села Долгое. По закрытии монастыря оставшиеся ценности, в том числе и уникальная библиотека – разграблены и вывезены. Были разрушены и разобраны на кирпич все храмы обители, крытые сходы к источнику, два яруса колокольни и её шатровый верх, на въездных вратах уничтожены навершия с крестами, разобрана часовня на корню  — место обретения чудотворного образа и многие другие строения. В 1924-1926 был взорван собор; разрушены колокольня, Святые врата, сходы, кладбищенский храм и церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Несмотря на противодействие властей, паломничества к Святому источнику, где была обретена икона, продолжались, поэтому в 1959 его залили бетоном.

Изменились и монастырские окрестности. Богородицкий лес вырубили, а это были реликтовые дубравы, создававшие особый неповторимый целебный воздух. Светлые поляны леса и прибрежные луга давали возможность заготавливать лекарственные травы и растения, которые умело использовали коренские монахи. На месте разрушенного храма Рождества Богородицы в тридцатые годы был сооружен фонтан, украшенный фигурами гипсовых медведей. К этому времени здесь разместился санаторий «Свобода», а после Великой Отечественной войны в уцелевших монастырских зданиях было организовано ремесленное училище.

Восстановление Коренной пустыни

Конец ХХ века воскресил многое из того, чем жила Россия на заре столетия. В 90 –е годы началось восстановление Коренной пустыни как памятника архитектуры, святая обитель вновь открылась как действующий монастырь Русской Православной Церкви.

Осенью 2001 года Курская Коренская ярмарка начала вторую жизнь. Инициатива ее возрождения была поддержана управляющим в то время Курской епархией митрополитом Курским и Рыльским Ювеналием и Губернатором Курской области А.Н. Михайловым. В первой Коренской ярмарке 23 сентября 2001 года принимали участие 36 предприятий, из которых только 10 представляли другие регионы. В первый же год в рамках Коренской ярмарки состоялся День города. В 2001 году Курская Коренская ярмарка начала свою вторую жизнь, и с каждым годом собирает всё большее число участников из многих регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.



Странствие иконы «Божией Матери»

 1918 г. икона и ее список были похищены из Знаменского монастыря неизвестными, но позже случайно обнаружены в мешке рядом с колодцем. Похитителями были скорее всего, чекисты. После прихода белой армии генерала Кутепова в здании Дворянского собрания, где была резиденция большевистской власти, нашли ризы от украденных икон. Хотя возвращение иконы и ее списка стало праздником для верующих, вскоре стало очевидно, что белое движение обречено, и Курск будет оставлен. Генерал Кутепов прямо предложил еп. Феофану и монахам покинуть город вместе с чтимой святыней. В 1919 г. икона была вывезена из города и Осенью 1920 г. Курская Коренная окончательно покидает страну.

Символ русского зарубежья

Вся дальнейшая история святыни связана с Зарубежной Церковью. На некоторое время икону принял сербский монастырь Язак на Фрушковой горе, спустя несколько лет – Белград, где шло формирование самостоятельной церковной организации. Курская икона объединяла верующих, оставшихся без родины, становясь общей памятью и надеждой. С 1944 г. образ был в Германии, куда переехал Синод РПЦЗ. Затем Курская Коренная почти постоянно путешествовала не только по Европе и Америке, посещала храмовые приходы и лагеря беженцев. Хранителями «Одигитрии русского зарубежья», как ее называли, в разные годы были уважаемые пастыри, иерархи Зарубежной Церкви: владыка Феофан (Гаврилов), известный богослов архимандрит Аверкий (Таушев) и другие. В 1951 г. святой образ привезли в Нью-Йорк. Отсюда его не раз возили для поклонения по разным городам США. В настоящее время икона постоянно пребывает в США. Святыню принял освященный в ее честь Знаменский собор в Нью-Йорке.  По договорённости Предстоятелей Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Православной Церкви с 2009 года по 2019 Икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная посещала Курск и Коренной монастырь, собирая, как и в давние годы, тысячи верующих.

История создания ОБПОУ САТТ К.К. Рокоссовского

Не обошла стороной беда этот благодатный край. Как и вся страна, задыхался он в огне Великой Отечественной войны. В самый разгар военных действий — 26 декабря 1943 года — здесь, в Свободе, было организовано специальное ремесленное училище №16. Война предопределила контингент обучающихся: 11-12 летние сироты и воспитанники детских домов за 4 года в стенах училища получали семилетнее образование и специальность токаря-универсала, слесаря-инструментальщика и электромонтера. Именно в этих профессиях нуждалась тогда страна.Перед неопытным тогда еще коллективом преподавателей и мастеров, воспитателей, стояли трудные задачи: в плохо оборудованных классах и мастерских, на устаревших станках и машинах, ребят нужно было научить мастерству, привить любовь к рабочей специальности, дать путевку в жизнь. На период обучения училище становилось для подростков домом, а мастера и преподаватели заменяли родных и близких. Разбитое здание рядом с учебным корпусом было прилажено под общежитие. В нем плотными рядами располагались деревянные топчаны и двухъярусные койки. Другой мебели не было. Обучающиеся, как и мастера находились на казарменном положении. В те тяжелые годы,
училище стало одной большой семьей, в которой радости и заботы каждого касались всех и стали общими. Главной задачей первого коллектива работников училища – было обустройство быта уч-ся. И хотя война давала о себе знать, дети были накормлены, жили в тепле. И хоть разносолами не баловали, но каша-кулеш была досыта, а потому и пошло гулять по Свободе название ученикам училища – «кулешники», а из кулешников между тем, замечательные люди вырастали. Среди первых выпускников училища есть люди исключительные.
Писатель – Иван Захарович Лепин, автор 6 книг, член Союза писателей.В 1951 году РУ №16 закончил уроженец д. Воробьевка Золотухинского района, будущий кандидат педагогических наук, референт отдела просвещения, автор многочисленных научных работ – Щепотин Андрей Федорович. Целый список наград имеет этот человек. Он внес огромный вклад в развитие системы профтехобразования в целом.

Шли годы. Постепенно жизнь училища налаживалась. Классы и мастерские пополнялись наглядными пособиями, станками. Улучшились жилищные условия, росла квалификация преподавательского состава.

В декабре 1953 года по приказу Главного управления профтехобразования, училище преобразовывается в сельское профессионально- техническое, для подготовки кадров для сельского хозяйства. Наступил период реорганизации. В короткий срок необходимо было укомплектовать преподавательский состав, переоборудовать классы и мастерские, снабдить их с/х машинами и оборудованием. Первыми учащимися в реорганизованном училище стали труженики полей, трактористы, комбайнеры, демобилизованные воины. Кроме подготовки специалистов для района и области, готовились механизаторы для освоения целинных и залежных земель. Большое количество выпускников училища осталось жить и работать на целине. За подготовку кадров для целинных земель училище награждено памятным знаменем ЦК ЛКСМ Казахстана.

С 1972 года училище преобразовано в среднее. Молодежь наряду с профессией получает и среднее образование. А на базе училища, благодаря большой поисковой работе, силами обучающихся и инженерно-педагогического коллектива, создается комната боевой славы. В память о тех событиях, которые разворачивались на Свободинской земле в годы войны

Именно этот населенный пункт был выбран командующим Центрального фронта – генерал-полковником Рокоссовским для организации здесь командного пункта. Все управление центральным фронтом велось Рокоссовским из штаба в м. Свобода. В 20-ую годовщину разгрома немецко-фашистских войск, маршал Советского Союза – К.К. Рокоссовский вновь посетил Свободу. Он побывал на том месте, где в 1943 году размещался командный пункт и штаб фронта, территория которого к тому времени превратилась в пустырь. Маршалл стал вспоминать, где находились блиндажи, командование и различные службы фронта. По воспоминаниям старожилов училища,
увидев в центре пустыря стог сена, маршал с досадой в голосе отметил: « А вот на этом месте я хотел бы видеть памятник воину – освободителю». После отъезда маршала, Совет ветеранов Золотухинского р-на и молодежь училища, приняли решение о строительстве мемориального комплекса и создании военно-исторического музея. Работники и учащиеся училища — активные строители мемориала, который возводился методом народной стройки. Мало кто знает, что первыми экспонатами военно-исторического музея «Командный пункт ЦФ» стали экспонаты комнаты боевой славы училища, переданные в дар руководству музея. Церемония открытия мемориального комплекса состоялась 5 августа 1973 года.
Центральные аллеи мемориала ведут к памятнику воину — освободителю, завещанному возвышаться здесь самим маршалом Рокоссовским.
Позже на территории мемориального комплекса молодежь училища посадила яблоневый сад и с тех пор, возвышается над историей наш русский солдат, солдат-освободитель, утопая в розовых облаках цветущего сада, как символ незыблемой памяти спасенных потомков.
А в 1985 году за большую военно - патриотическую работу, за неоценимый вклад в создание музея и мемориального комплекса, училище было присвоено имя дважды героя Советского Союза, маршала – К.К. Рокоссовского. С 1985 по 2008 год руководил училищем — Иван Степанович Бабкин, который впоследствии был удостоен звания «Почетный работник науки и образования Курской области».
Здание училища некогда принадлежало монастырю. Истории святыни – более 700 лет. В годы перестройки культовые организации предъявили права на территорию. Училищу пришлось срочно отстраиваться и переселяться. А потому период руководства И.С. Бабкина был связан со строительством нового административного и учебного корпуса, возведением нового благоустроенного общежития. Современный этап развития училища связан с именем директора, вступившего на должность в 2008 году – Евгением Александровичем Громаковым.
Как и прежде, училище готовит высококвалифицированные кадры рабочих: автомехаников, сварщиков, секретарей, бухгалтеров, поваров, трактористов.

Сегодняшний день училища – это новое административное здание и учебный корпус, оборудованные по последнему слову техники учебные классы и аудитории, просторная библиотека с читальным залом, актовый и спортивный зал, столовая на 120 посадочных мест, благоустроенное общежитие квартирного типа, а также высококвалифицированный инженерно-педагогический коллектив.