Файл: Конспект урока литературы в 10 классе Русская литература xix века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автор-разработчик – Малюкова Вера Фёдоровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов г. Ивантеевки Московской области, эксперт ЕГЭ по русскому языку, Почётный работник общего образования РФ.
Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классе
Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы
(с использованием технологий проблемного обучения и здоровьесбережения)
Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!
Александр Блок
Тип урока: изучение нового материала - «открытие» учащимися новых знаний.
Методы работы: лекция с элементами беседы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:фронтальная, групповая
Цели урока:
1)образовательные:
-
выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения, читательские интересы, литературный кругозор; -
во вступительной лекции охарактеризовать историческое развитие России в первой и во второй половине XIX века, дать общую характеристику литературе века, выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.
2) развивающая:
-
развивать у школьников умение составлять план (конспект) рассказа учителя, фиксировать его основные положения, составлять опорные таблицы, делать выводы;
3) воспитательная:
-
способствовать эстетическому воспитанию учащихся, воспитанию ценностного отношения к произведениям искусства.
Оборудование: учебник литературы для 10 класса. Часть 1. Авторы: В.Сахаров, С.Зинин. Москва «Русское слово», 2007; репродукции картин русских художников: «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» В.Г. Перова, «Не ждали» И.Е. Репина, «Побеждённые. Панихида» В.В. Верещагина, «Берёзовая роща» И.И. Левитана;
Использованные технологии: здоровьесбережения, технологии проблемного обучения
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
-
Знакомство с классом. -
Знакомство со структурой учебника.
Учебник состоит из двух частей. В книге даётся глубокий анализ изучаемых произведений, историко-теоретические, литературоведческие сведения, развёрнутый биографический материал, предлагаются размышления, которые помогут понять суть произведения. В учебнике есть статьи, раскрывающие сущность литературоведческих понятий.
Однако вы должны понимать, что никакой учебник или справочник не может заменить само художественное произведение. Только прочитав произведение, вы можете составить СВОЁ личное мнение о прочитанном. В учебнике есть задания, помеченные звёздочкой * – это задания для углублённого изучения какого-то вопроса или повышенной сложности и носят индивидуальный характер. В учебнике много репродукций картин, рисунков, которые тематически перекликаются с произведениями русской классической литературы.
-
Требования к учащимся: чтение текстов произведений, записи в рабочих тетрадях, портфолио достижений (участие в предметных конкурсах и олимпиадах); накопительная оценка (выполнение индивидуальных и групповых заданий: презентации, доклады и т.п.). Тексты наизусть – обязательно для всех!
II. Постановка учебной задачи. Работа по теме урока
1. Слово учителя. Вступительная беседа
Тема нашего вводного урока: «Русская литература XIX века».
Наша задача - выявить основные этапы развития русской классической литературы XIX века, литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.
Обзорные лекции предполагают конспектирование, поэтому сегодня мы с вами будем также развивать умение составлять план (конспект) рассказа учителя, фиксировать основные положения лекции и т. п.
В 8-9 классах вы изучали произведения, написанные в первой половине XIX века.
-
Назовите основные произведения, изученные вами в 8-9 классах.
(«Капитанская дочка», «Ревизор», «Недоросль», «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мёртвые души»)
Программа 10 класса предполагает знакомство с произведениями второй половины XIX века. И самое первое произведение – это роман И.А.Гончарова «Обломов».
2. Работа с эпиграфом. Прочитайте. В конце урока сделаем вывод:
-
Почему Александр Блок сказал, что «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!»
3. «Открытие» учащимися новых знаний. Конспект основных положений лекции. Составление таблицы
Периодизация русской литературы XIX века | Общая характеристика периода | Развитие основных литературных жанров |
I. I четверть (1801—1825) | Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-х годов — рождение метода критического реализма. Ведущий художественный метод — романтизм. | Баллада, лироэпическая поэма, психологическая повесть, элегия. |
II. Литература 30-х годов (1826—1842) | Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве А. Пушкина. Расцвет революционного романтизма М. Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Усиление демократических тенденций. Правительство активно пропагандирует теорию «официальной народности». | Развитие прозаических жанров. Романтические повести А. Марлинского, В. Одоевского. Реалистическая эстетика в критических статьях В. Белинского. Романтический характер исторических романов М. Загоскииа, драматургии Н. Кукольника, лирики В. Бенедиктова. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике. |
III. Литература 40—50-х годов (1842—1855) | Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба славянофилов и западников. Расцвет «натуральной школы». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы гоголевской школы и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе. | Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков |
IV. Литература 60-х годов (1855—1868) | Подъем демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Н. Чернышевского. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (А. Фет, Ф. Тютчев. А. К. Толстой, А. Майков, Я. Полонский) | Демократическая повесть, роман. Активизация жанров литературной критики и журналистики. Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков. |
V. Литература 70-х годов (1869—1881) | Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского, Г. Успенского, Н. Лескова | Очерк, рассказ, повесть, роман, сказ. |
VI. Литература 80-х годов (1882—1895) | Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко и др. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона и В. Гаршина. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого. | Рассказ, повесть, роман. Романтические жанры в поэзии С. Надсона, социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев |
VII. Литература 90-х годов (1895—1904) | Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве В. Короленко. Зарождение пролетарской литературы (М. Горький), развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого, А. Чехова. | Рассказ, повесть, роман. Публицистические жанры. Жанры в традициях революционной поэзии. Драматические жанры |
III. Включение новых знаний в систему знаний и повторение. Первичное закрепление.
-
Докажите справедливость утверждения А.Блока, что «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» -
Дайте краткую характеристику основных этапов исторического развития России.
(Развитие идей дворянской революционности. Кризис крепостничества. Подъём демократического движения. Развитие капитализма в России. Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей.)
IV. Домашнее задание. Комментарий
Учитель. Дома внимательно прочитайте ваш конспект. Обратите внимание на основные этапы исторического развития России и русской классической литературы. В лекции встречались понятия, которые вам, возможно, незнакомы.
1). Д/З: стр. учебника – 141. Основные понятия: славянофильство и западничество, «физиологический» очерк, «чистое искусство», антинигилистический роман, народничество, «почвенничество».
В справочной литературе найти толкование этих понятий и записать кратко в тетради.
Цель нашего вводного урока - не только выявить основные этапы развития русской классической литературы XIX века. Не менее важная цель – это определения уровня литературного развития каждого учащегося. И определить это позволит небольшая анкета, на вопросы которой вы ответите дома.
2). ВСЕМ: вопросы анкетирования:
-
Какие произведения русской литературы XIX века вы прочли летом? Оцените их по 5-балльной системе. -
Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня? -
Какие герои литературы XIX века вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.
3).ВСЕМ: подготовиться к беседе по 1-10 гл. романа «Обломов».
4). И/з: подготовить сообщение илипрезентацию «Очерк жизни и творчества Гончарова» (учебник: стр. 176-184)
V. Рефлексия деятельности. Самооценка результатов. Итог урока (выставление оценок)
- Какую задачу ставили на уроке? Удалось ли решить поставленную задачу? Где можно применить новое знание?