Файл: Введение Понятие процедуры наблюдения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание


Введение…………………………………………………………………………...3

    1. Понятие процедуры наблюдения…………………………………………….5

    2. Основные положения процедуры наблюдения……………………………6

    3. Порядок проведения процедуры наблюдения………………………………9

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованных источников…………………………………………...21


































































Введение


Роль банкротства в рыночной экономике хорошо известна и во многих аспектах (как позитивных, так и негативных) описана в обширной литературе. Угроза банкротства корпорации при ошибочной политике менеджеров на рынках (в наиболее жестком варианте переход контроля к кредиторам) стандартно рассматривается в качестве внешнего инструмента корпоративного управления.

Очевидным ожидаемым итогом применения такого механизма (независимо от плюсов и минусов конкретных страновых моделей - прокредиторских или продолжниковых) должны быть оздоровление финансов и повышение эффективности деятельности корпорации, ставшей объектом соответствующих процедур.

Характерная черта большинства современных развитых систем регулирования несостоятельности - наличие и развитие реабилитационных процедур по сохранению бизнеса в дополнение к такому классическому механизму банкротства, как распродажа активов должника в ходе конкурсного производства.

К настоящему времени в России сформировались все основные элементы института несостоятельности. Модель банкротства, получившая свое воплощение в современном - третьем - законе о банкротстве, со всей очевидностью несет в себе черты компромисса, формировавшегося на первых этапах ее становления. Вместе с тем, институт банкротства в России пока нельзя рассматривать как стабильный и эффективный механизм, направленный на оздоровление управления и финансов компаний. Существующий институт несостоятельности, несмотря на рост количества дел о признании должников банкротами, не решает и макроэкономическую задачу вывода неэффективных предприятий с рынка, а также не обеспечивает предсказуемого распределения рисков для кредиторов.


Процедура наблюдения - важнейшая процедура банкротства, введенная Федеральным законом от 8 января 1998 года № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», является новеллой для российского законодательства, регулирующего вопросы несостоятельности субъектов хозяйственной деятельности. Как показала уже сложившаяся за этот весьма короткий для «жизни» закона период правоприменительная практика, данная процедура является одной из самых сложных и ответственных: итогом проведения процедуры наблюдения является принятие решения о дальнейшей судьбе должника.

Основной целью данной процедуры является принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа финансово-экономического и хозяйственного состояния должника, установление размера задолженности перед кредиторами.

В отличие от таких процедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые могут применяться либо не применяться в делах о банкротстве, наблюдение является обязательной процедурой при рассмотрении дел о банкротстве, которая вводится на основании определения арбитражного суда.

Цель исследования: раскрытие процедуры наблюдения как одной из процедур банкротства.



  1. Понятие процедуры наблюдения


Наблюдение, согласно статье 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с данным Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Эта процедура позволяет сбалансировать законные интересы участников дела о банкротстве, в частности предупредить злоупотребление правами, как со стороны должника, так и со стороны кредиторов.

Представляется, что сущность процедуры наблюдения связана с таким признаком современного законодательства о несостоятельности, как возможность проведения в рамках дела о банкротстве восстановительных процедур. Это значит, что указанная процедура прежде всего направлена на выявление перспектив осуществления реорганизационных мероприятий. В связи с этим главной целью наблюдения является проведение анализа финансового состояния должника с целью определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, установленные Законом о банкротстве. «Именно в ходе анализа финансового состояния должника можно сделать вывод о материальной основе дела о банкротстве и о возможности или невозможности

восстановления платежеспособности должника, а также удовлетворения требований кредиторов» [3,с.109].

В период наблюдения выявляется размер требований кредиторов, определяются конкурсные кредиторы и количество голосов, принадлежащих каждому кредитору на собрании кредиторов. Временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, которому докладывает результаты финансового анализа и предложения о дальнейшей судьбе должника.

Наблюдение заканчивается в момент вынесения соответствующего решения (определения) арбитражного суда по существу рассматриваемого дела либо о прекращении производства по делу в случаях, предусмотренных законом. Работа, проведенная в период наблюдения, является необходимой основой для проведения иных назначаемых арбитражным судом процедур банкротства [5,с.98].

В юридической литературе выделяют обеспечительную и подготовительную функции наблюдения. Обеспечительная функция позволяет создать условия для сохранения имущества должника, имеющегося на момент возбуждения дела о банкротстве. Подготовительная функция заключается в содействии организации подготовки дела к судебному разбирательству. Наблюдение в процессуальном смысле рассматривается «как применение меры по обеспечению требований кредиторов и исполнения решения о признании должника банкротом».
2 Основные положения процедуры наблюдения
В ст. ст. 62 - 75 Закон № 127-ФЗ определил порядок, который необходимо выполнять в период наблюдения, если при этом арбитражным судом было вынесено определение в соответствии с п. 3 ст. 48 этого Закона о признании требований заявителя обоснованными, и вводится наблюдение, то есть одна из процедур банкротства, применяемая к должнику для обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов должника и проведения первого собрания кредиторов.

Статья 62 действующего Закона о банкротстве установила расширенное толкование введения наблюдения, а именно:

1. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Федерального закона.


2. При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом к должнику должна быть применена иная процедура банкротства. В случае возбуждения дела о банкротстве на основании заявления должника о введении наблюдения необходимо в определении суда указать о принятии заявления должника.

3. Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, предусмотренных ст. 51 настоящего Федерального закона [4,с.106].

Как указано в п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве, определение арбитражным судом о введении наблюдения может быть вынесено только в том случае, когда требования заявителя соответствуют условиям п. 2 ст. 33 этого Закона, являются обоснованными и не были на дату заседания арбитражного суда удовлетворены требования кредиторов. В п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве установлено, что требования к должнику не должны составлять менее 100 тыс. руб.

Процесс наблюдения завершается в срок, указанный в ст. 51 Закона о банкротстве, то есть не больше 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

«Ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения» (ст. 64), которая установила следующее.

1. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными п. п. 2 и 3 ст. 64 Закона № 127-ФЗ.

2. Органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме (за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом), сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

  • связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

  • связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

3. Органы управления должника не вправе принимать решения:

  • о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

  • о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

  • о создании филиалов и представительств;

  • о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

  • о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

  • о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;

  • об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

  • о заключении договоров простого товарищества.


4. Руководитель должника в течение десяти дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника - унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.

5. Должник вправе осуществить увеличение своего уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих учредителей (участников) и третьих лиц в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами должника. В этом случае государственная регистрация отчета об итогах выпуска дополнительных обыкновенных акций и изменений учредительных документов должника должна быть осуществлена до даты судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве [5,с.68].

Значимость данной статьи заключается в следующем:

- введение наблюдения не может явиться основанием для отстранения руководителя и других органов управления должника от осуществления должностных обязанностей;

- в течение 10 дней руководитель должника в обязательном порядке должен обратиться ко всем заинтересованным лицам с предложением о проведении общего собрания, на котором рассмотреть вопросы о мерах, необходимых для обеспечения выполнения требований Закона о банкротстве;

- предоставлено право должнику решить вопрос в установленном порядке об увеличении своего уставного капитала за счет дополнительных вкладов не только учредителей (участников), но и за счет других физических и юридических лиц.
3 Порядок проведения процедуры наблюдения
Утверждение, наделение правами и возложение обязанностей временного управляющего определены в ст. ст. 65 - 67 Закона № 127-ФЗ, из которых вытекает:

1) учитывая ст. 45 Закона о банкротстве, временный управляющий назначается арбитражным судом с определением размера его вознаграждения и пересмотром его в дальнейшем на собрании кредиторов;

2) отстранение временного управляющего также производится арбитражным судом в случаях:

- удовлетворения арбитражным судом жалоб лиц, участвующих в деле о банкротстве, на неисполнение временным управляющим возложенных на него обязанностей по ст. 67 Закона о банкротстве, но при условии нарушения права или законных интересов заявителей жалоб или если неисполнение (ненадлежащее исполнение) уже повлекло убытки должника или его кредиторов, а также могло их повлечь;