Файл: Педагогические науки и психологические науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
19
УДК 371.04
ББК 72100-051
Аванесян Лиана Рубеновна кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых г. Владимир
Avanesyan Liana Rubenovna candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of department of preschool education
Vladimir State University, Alexander G. and Nicholas G. Stoletovs
Vladimir avalr@bk.ru
Сказка в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского
Tale of pedagogical heritage V.A. Sukhomlinsky
В статье изложены взгляды известного педагога прошлого столетия В. А.
Сухомлинского (1918-1970) на роль сказки в процессе воспитания детей.
This article sets out views of the known teacher of last century by
V.A.Sukhomlinsky (1918-1970) of a fairy tale role in the process of education of children.
Ключевые слова: семья, ребёнок, сказка, личность, творчество, воспита- ние.
Key words: family, child, fairy tale, personality, creativity, education.
Воспитание ребенка – сложный процесс, берущий свои истоки в семье.
Успешность воспитания повышается, если рядом с молодыми родителями на- ходятся мудрые бабушки и дедушки, работают грамотные специалисты, имеет- ся необходимая литература.
Знакомство с научным наследием отечественных и зарубежных педагогов способствует расширению области психологических и педагогических знаний, помогает определиться с ответами на непростые вопросы, неизбежно возни- кающие при осуществлении воспитательного воздействия.
Многие современные родители прилагают значительные усилия для все- стороннего развития своего малыша. Некоторые дети, уже в возрасте 5 – 6 лет или даже раньше, начинают изучать иностранный язык, посещать театральные кружки, спортивные секции, и т. д. (В нашей практике встречались случаи об-

20 ращения родителей по поводу посещения ребенком, кроме общеобразователь- ной школы, еще трех – музыкальной, спортивной, художественной! И речь шла о том, что «хочется еще и танцами заняться, но не уже хватает времени и сил.
Как быть?»).
Если нагрузки посильны для ребенка, если он получает удовольствие от того, чем занимается, то плохого здесь нет. Речь лишь о том, что, порой, ув- лекшись горячо желаемым результатом видеть своего ребенка не просто разви- тым и способным к чему-либо, а обязательно талантливым и во многих облас- тях: гордостью школы, победителем (призером) всевозможных конкурсов и со- ревнований, - родители упускают из виду один из важнейших аспектов воспи- тания – духовное развитие ребенка.
Ежедневные, крайне важные для гармоничного развития ребенка, детско- родительские отношения не могут уместиться в рамки вопросов: «что сказал воспитатель?», «ты спал (ел, гулял…) в садике?» и т. п. Ребенку требуется под- линное участие и искреннее внимание родителей, охватывающее гораздо боль- шую сферу его интересов.
Обращаем внимание читателей на следующий показательный случай из практики консультирования. После обсуждения рассказа о негативных измене- ниях в поведении ребенка и последующего анализа сложившейся ситуации бы- ло высказано предположение, что ребенку не хватает личного общения с ма- мой. Ответ удивленной родительницы: «Но ведь у нее все есть. Я ей ни в чем не отказываю!», - выявил противоречие между тем, что требовалось ребенку, по мнению мамы: конфеты, игрушки, красивые наряды…, и тем, в чем нуждался ребенок в реальности: в искреннем, непосредственном, достаточном по време- ни общении.
Теплые доверительные отношения между малышом и родными ему людьми, осведомленность взрослых о том, что происходит в его душе – все это залог того, что поведение ребенка будет предсказуемым, желанным. Проверить глубину, качество детско-родительских отношений можно ответив на вопросы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
21 с кем дружит мой ребенок, а с кем – нет, и почему?; бывают ли конфликты ме- жду ним и другими детьми?, как часто, из-за чего, как он их разрешает?; чем любит заниматься ребенок?, чувствует ли он себя счастливым?...
Целенаправленное формирующее влияние взрослого происходит в про- цессе совместной с малышом деятельности. Это могут быть игры, прогулки, просмотр телепередач, беседы об окружающем мире… Для родителей, имею- щих детей дошкольного и младшего школьного возраста, огромный потенциал таит в себе детская сказка.
В. А. Сухомлинский, выдающийся педагог второй половины прошлого столетия, отводил сказке особое место в процессе формирования и активизации детского мышления, всестороннего развития ребенка. «Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рож- дающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления», - отмечал он [1, 153].
Сначала ребенок прислушивается к новым интонациям в родном голосе, улавливает знакомые слова, складывающиеся в увлекательную историю. Заро- дившийся в малыше интерес к сказке перерастает в нечто большее, в потреб- ность. Потребность заново пережить положительные чувства от общения с родным человеком, от волнения за судьбу героев сказки, от радости ожидания торжества справедливости... Каждое прослушивание сказки приводит к пере- живанию самых разных эмоций, необходимых для общего развития малыша, открывает что-то новое в знакомой истории.
Подрастая, дети (под руководством и с помощью взрослых) познают мно- гогранность сказки. Сказку или ее героев можно представить по-новому, нари- совать, слепить, сочинить самим, изобразить в постановке… Сказка развивает творческий потенциал, воспитывает, приобщает к истории, культурному насле- дию народа…

22
Любимую историю ребенок может слушать или пересказывать неодно- кратно, переживая заново чувства интереса, удивления, страха, волнения. Если взрослый может помочь ребенку осознать переживаемые эмоции, задать вопро- сы, способствующие размышлению на темы добра и зла, правды и лжи, силы и слабости, то время, уделенное прочтению и обсуждению сказки, приобретает статус важнейшего в формировании личности, закладывает фундамент ее ос- новных жизненных принципов, гражданской позиции.
Как правильно выбрать сказку и далее совместно с ребенком «работать» с ней? Достижение желаемого результата возможно при соблюдении следующих рекомендаций.
1. Выбор сказки. Решая, какую сказку предложить вниманию ребенка, не- обходимо учитывать, что в современных реалиях знакомые всем с детства сказ- ки могут претерпевать кардинальные изменения, как в сюжете, так и в словаре.
Выбирая книжку со сказками желательно обратить внимание на издание в це- лом, наличие, качество и сюжет картинок. Желательно, чтобы они были ярки- ми, большими, понятными для ребенка. Чем младше ребенок, тем меньше ри- сунок должен быть «нагружен» лишними деталями. Взрослому необходимо предварительно прочесть сказку и ответить на следующие вопросы: «какие чувства вызывает прочитанная история?», «достаточно ли четко прописаны характерные черты положительных и отрицательных героев», а главное, «како- ва мораль истории, чему она учит?» Ребенка следует предупредить, подгото- вить к прослушиванию новой истории: «У нас сегодня новая сказка! Очень ин- тересная! Уверен, что тебе понравится». Если ребенок начал задавать вопросы, ответы должны полными, но сохраняющими интригу сюжета. Можно расска- зать об авторе сказке, о ее героях…
2. Выбор времени чтения. Времени, отведенного на сказку должно быть достаточно для неспешного прочтения, просмотра картинок, последующего об- суждения, ответов на вопросы и т.п. Необходимо позаботиться о том, чтобы во время прослушивания сказки ничего не отвлекало ребенка, телевизор нужно


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
23 выключить, а любимую игрушку можно посадить рядом, «предупредив» о со- блюдении тишины. Выразительное чтение с использованием всей палитры ин- тонации, способствует повышению интереса ребенка к происходящему дейст- вию, облегчает восприятие и понимание сюжета.
3. Обсуждение и обмен мнениями. О чем была сказка? Понравилась ли она ребенку? Что именно понравилось, а что – нет? Почему? Ответы на эти во- просы дадут взрослому представление о том, какие чувства переживает ребе- нок, что его заинтересовало, взволновало более всего… Это важнейшая инфор- мация для осуществления дальнейшего целенаправленного педагогического воздействия: знакомства с окружающей действительностью, проведения кор- рекционных мероприятий, разъяснительной работы, оказания необходимого влияния на формирование личности в целом.
Хорошо продолжить знакомство со сказкой в виде рисования или лепки, фантазирования по поводу происходящих событий или возможных перемен в поведении героев. Подобная деятельность повышает интерес ребенка к печат- ному слову, способствует развитию абстрактного мышления, придает уверен- ности в собственных возможностях.
В. А. Сухомлинский придавал большое значение эстетике окружения, чтобы ребенку хотелось не только слушать и наблюдать, но и самому быть ак- тивным участником происходящего. В Павлышской школе была организована
Комната сказки, оборудованная силами учителей и учеников. В ней уместились и домик Бабы-Яги, и сказочные персонажи, и зимний лес с сугробами… Первое знакомство со сказкой являлось ярким событием для детей: к нему готовились загодя: создавали обстановку, в которой будет происходить действие, мастери- ли сказочных героев… Занимались в Комнате сказки нечасто: один раз в неде- лю или реже, чтобы «эстетическая потребность никогда не удовлетворялась до пресыщения» [1, 155].
При желании, даже в небольшой комнате, можно организовать «Уголок сказки» или «Музей сказки» совместными с ребенком усилиями. Время, кото-

24 рое ребенок проведет с родителями, создавая декорации или героев, воплощая свои образы в материальные объекты, запечатлеется в его памяти как одно из счастливых. Именно такие, пока еще не совсем осознаваемые ребенком ощу- щения, трансформируются, по мере его взросления, в чувство уверенности, за- щищенности, самодостаточности…
Воспитанники Павлышской школы были не только слушателями. Под ру- ководством учителей они сами становились авторами: сочиняли сказки, корот- кие истории, поэмы – миниатюры. Познакомимся с некоторыми из них.
«Солнышко играет в капельках росы; в дупле проснулась оса; вылезла, чистит золотые крыльца».
«Выпорхнула птичка из гнезда, закачалась веточка, задрожала; упали в пруд капельки росы».
«Что-то зазвенело на лугу, покатилось эхо берегами» [2, 56].
Хвастливая роза
Зацвела красная роза. Хвалится красная роза: «Я лучше солнца». А сол- нышко и спряталось за небосклон. Наступила ночь. Роза посерела. Без солныш- ка все серое. (Елена М., I класс)
Лесные колокольчики
Зацвели цветы – лесные колокольчики. В каждом цветочке маленький молоточек. Как только повеет ветерок, молоточек прикасается к лепесткам и звенит. Плывет звон по лесу. (Валя Щ., I класс) [там же, 65].
Сочинение подобных миниатюр вполне по силам родителям и детям. Ок- ружающая красота природы способствует проявлению творческих задатков.
Находясь в лесу, в парке, на берегу озера можно предложить малышу описать, что он видит вокруг, какие природные явления наблюдает. Даже если рассказ ребенка не поразит оригинальностью и красотой изложения, необходимо про- должать работу в данном направлении. Развитие личности происходит посте-


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
25 пенно, в процессе накопления и освоения не только знаний, но и собственного опыта. Такие качества, как наблюдательность, умение обобщать, анализировать и другие начинают формироваться изначально в практической деятельности ребенка. Организует и управляет ею взрослый (родитель или педагог), ответст- венный за воспитание ребенка.
Если нет возможности побывать на природе, то можно организовать по- добные занятия и дома. У В. А. Сухомлинского были следующие приемы сти- мулирования детской мысли. Рядом с фигуркой цапли учитель ставил фигурку котенка, лягушку разместил у маленькой лодки с веслом, - и вот уже готовы главные персонажи, и постепенно, предложение за предложением, рождается сюжет новой сказки.
Можно предложить вариант выбора героев сюжета по принципу игры в лотерею или фанты. На листочках бумаги пишутся названия животных, птиц, насекомых, растений – будущих действующих лиц сказки. Затем листочки складываются, перемешиваются и помещаются в «волшебную» коробочку или мешочек.
Когда вы готовы начать совместную с ребенком авторскую деятельность по созданию сказочных историй, можно познакомить его с коробочкой, в кото- рой пока «спят» или «прячутся» будущие герои. Пусть малыш сам достанет две или три записки, выберет главных героев, назовет их, наделит чертами характе- ра, становясь полноправным участником созидательного процесса… Управле- ние взрослого заключается в том, чтобы с помощью наводящих вопросов по- мочь развить сюжетную линию. Может случиться так, что понадобится больше информации о том, где живет, как зимует, чем питается прототип сказочного героя в природе. И это явится поводом для посещения библиотеки, музея, зоо- парка…
Сказка представляет собой поистине универсальное средство для воспи- тания необходимых качеств личности, но прежде всего, для освоения родного языка, который, по мнению В.А. Сухомлинского, является окошком познания

26 жизни, мира. Устаревшие слова и названия пусть и не используются в совре- менной речи, но расширяют представления детей об истории народа и его куль- туры.
Совместная деятельность взрослых и ребенка оказывает эффективное воспитательное воздействие. Сказка – доступное средство для проведения с ре- бенком опосредованной воспитательной работы. Смоделируйте необходимую ситуацию в формате сказки, сыграйте в нее с помощью кукол. Пусть взрослый возьмет на себя исполнение роли антигероя – забияки, несдержанного и ка- призного, а ребенку предложит положительного героя. Малыш с удовольствием возьмет на себя роль воспитывающего взрослого.
Залогом становления уверенной самодостаточной личности являются уважение, любовь, понимание со стороны взрослых того, что в данный момент, более всего необходимо ребенку. Искренняя заинтересованность в судьбе ма- лыша подскажет педагогам и родителям верное направление взаимодействия с ним, убережет от ошибок, а процесс воспитания в этом случае принесет больше удовольствия и радости, чем переживаний и тягостных размышлений.
Библиографический список
1.
Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. – Киев: Ра- дянска школа, 1969. – 248 с.
2.
Сухомлинский, В. А. Родина в сердце [Текст] / В.А. Сухомлинский. - Сост.: А. И.
Сухомлинская, Л. В. Голованов; фотоочерк А. А. Кулешова. – М.: Молодая гвардия, 1978. –
175 с.: ил.
Bibliography
1. Sukhomlinsky, V.A. I give my heart to children [Text] / V.A. Sukhomlinsky. – Kiev. –
Radyanska Shkola, 1969. – 248 p.
2. Sukhomlinsky, V.A. Birthplace in the heart / Comp .: A.I. Sukhomlinsky, L. Golovanov; photo essay A.A. Kuleshov. - M .: Young Guard, 1978 - 175 .: silt.