Файл: Духовнонравственное воспитание младших школьников как ключевая проблема современной начальной школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

 

Защита духовно–нравственного развития и воспитания гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. В современной педагогической литературе нравственное воспитание рассматривается, как процесс, направленный на развитие у обучающихся системы нравственных знаний, чувств и стремлений. Изучением духовно – нравственного развития и воспитания детей с ранних лет, занимались А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. В их трудах описаны понятия воспитания и развития нравственной личности, и методы нравственного воспитания детей. Школа является главным центром воспитания младших школьников. Поэтому перед образовательной школой ставится задача подготовить гражданина, который сможет сам оценить происходящее и будет обладать не только знаниями, но и эстетическими чертами личности. Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются назад в прошлое. Происходящие в стране социально-экономические и политические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни людей, что привело к изменению ценностных ориентаций людей, ранее существовавших убеждений и взглядов, поэтому в сложившейся ситуации не эффективны разовые меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы. Все содержание образования должно быть направлено на овладение детьми лучшими традициями народной педагогики, приобщение детей к культуре предков, усвоение «общечеловеческих ценностей» как основы формирования у школьников патриотического сознания, гражданственности, долга и ответственности, гуманного отношения к природе, окружающим, выработке культуры общения.

К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания.  В воспитании младших школьников, мы считаем, такой стороной будет нравственное воспитание, т.к. младшие школьники более восприимчивы к  чувственной стороне жизни.В понятие нравственность вкладываются духовные качества и этические нормы, которыми руководствуется человек. Чуткость, ответственность, честность, вежливость, патриотизм – некоторые из отличительных черт человека нравственного. Эти качества должны закладываться с малых лет.


В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом в процессе обучения. Школа – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Основная цель школы – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Для организации комплексных мероприятий работа образовательного учреждения строится следующим образом:

- взаимодействие с учениками;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с администрацией, специалистами, коллегами.

Задачи духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении:

1. Повышение человеческого в человеке;

2. Воспитание человека, понимающего обязанности нравственного выбора;

3. Процесс становления нравственного сознания, которое характеризуется накоплением человеком нравственных представлений и понятий, опирающихся на личный опыт переживания нравственных чувств;

4. Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим;

5. Усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России.

Задача классного руководителя – помочь учащимся понять, что без принятия духовно-нравственных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни. Для обеспечения духовно-нравственного воспитания школьников классный руководитель должен работать по следующим направлениям:

1. Выработка совместно с семьей единой тактики в духовно-нравственном воспитании;

2. Осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика;

3. Организация и проведение классных часов.



Формы работы с учащимися начальной школы:

1. Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;

2. Проведение праздников и мероприятий;

3. Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);

4. Исследовательская деятельность учащихся;

5. Экскурсии;

6. Организация выставок;

7. Тематические и творческие вечера;

8. Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

Главной формой воспитательной работы является классный час. Он выполняет различные функции:

- просветительскую – расширение информационного поля учащихся о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе, в семье;

- ориентирующую – обсуждение духовно-нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста;

- направляющую – приобретение практического опыта учащимися при обсуждении духовно- нравственных проблем;

- формирующую – развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа.

Стержнем всех мероприятий является деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения. Учитель только координирует поиск решения проблемы, следуя общепедагогическим принципам доступности, научности, связи с жизнью, сознательности. В целом развитие духовной нравственности тесно переплетается с уроками литературы, русского языка, окружающего мира и даже математики, младшие школьники узнают такие нравственные понятия, как совесть, справедливость, добро и зло, честность, ответственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость и многие другие. В ходе занятий дети учатся сопереживать, не быть равнодушными, они остро реагируют на возникшие в мире конфликтные ситуации.

Для этого необходимо:

• изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

• психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

• защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания на духовно-нравственные темы;


- лектории для родителей;

- выставки, конкурсы;

- совместно организованные с родителями праздники;

- анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

- общешкольные и общественные конференции;

- посещение на дому;

- родительские чтения (очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении);

- родительские вечера (форма работы, которая сплачивает родительский коллектив, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос).

Проблема воспитания высоких моральных качеств личности была актуальна во все времена. На данном этапе развития общества она не потеряла своей актуальности. Нельзя переоценить значение  начальной школы в формирование полноценной, духовно-нравственной, целостной личности. Эта ступень развития человека неповторима ценностной характеристикой. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Основа воспитания, определяющая нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является опора на чувства, эмоциональную отзывчивость детей.

Изучив проблему духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников я пришла к выводу, что нравственное воспитание нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование моральных качеств протекает в процессе все многогранной деятельности детей. Перед учителем стоит задача, не зависимо от ситуации, создавать условия для развития этих качеств.

 

Список литературы

  1. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев. – М. : Просвещение,1979.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков)//Вестник образования.– № 17.

  3. Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника/ В. А. Сухомлинский. М. : Учпедгиз, 1961.

  4. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения / К.Д. Ушинский Собр. соч. в 11 т. – Т. 2. – М-Л. : Изд-во. АПН РСФС