Файл: Контрольная работа по дисциплине "Городское хозяйство" на тему 10 "Экологическая безопасность города".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Территории с наиболее сильно поврежденной растительностью на промышленном юго-востоке города. Один из самых загрязненных в Москве.

На качество атмосферного воздуха в основном влияют Капотненский нефтеперерабатывающий комбинат и Люблинский сталелитейный завод, а также множество предприятий, расположенных вдоль Москвы-реки. Предприятия-загрязнители имеются практически на всей территории округа. Тем не менее, Кузьминский лесопарк влияет положительно на экологическую ситуацию в округе.

В Южном округе на качество атмосферного воздуха в основном влияют Московский нефтеперерабатывающий завод и Люблинский литейно-механический завод. Следует обратить внимание на микрорайоны Братеево и Орехово-Борисово, в которых, несмотря на небольшое количество выбросов, рельеф местности способствует накоплению вредных веществ в воздухе, что делает эти микрорайоны одними из самых загрязненных в Москве в те дни, когда метеоусловия способствуют накоплению вредных примесей в атмосфере. Именно из этих районов поступает наибольшее количество жалоб от населения. Также в южном округе работает мусоросжигательный завод, что осложняет экологическую ситуацию. Причина летнего листопада - высокое содержание угарного газа в воздухе.

Состояние атмосферного воздуха

Среди источников загрязнения Москвы на первом месте стоят выхлопные газы автотранспорта.

Проблема выбросов в атмосферу автотранспортом остро ощущается в центральных районах города, территория которых имеет наибольшую плотность улично-дорожной сети: около 11% площади Центрального административного округа столицы занята транспортными магистралями. Для сравнения: на северо-востоке Москвы этот показатель составляет 6,2%, а в других округах столицы значение этого показателя еще ниже - менее 5%.

Основные виды деятельности правительства Москвы в целях сокращения выбросов автотранспорта в атмосферу это:

  • повышение экологических требований к техническому состоянию автотранспорта, выпускаемого отечественными заводами, а также ввозимого на территорию России и эксплуатируемого в Москве, и выполнение на этой основе требований по выбросам загрязняющих веществ, соответствующих ЕВРО-3 для автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями до 2010 г.;

  • замена в течение 10-15 лет существующего автопарка столицы на автомобили с улучшенными экологическими характеристиками, что позволит сократить выбросы загрязняющих веществ на 30–50%;

  • исследование, разработка и внедрение транспортных средств, использующих другие источники энергии, например электрические или комбинированные тяговые устройства;

  • перевод транспортных средств на альтернативные виды топлива (пропан-бутан).


Состояние водных ресурсов

Комплекс водных объектов Москвы в настоящее время представляет собой сложную гидрографическую сеть, состоящую из более чем 140 рек и ручьев протяженностью около 600 км, 4 озер и более 400 водоемов естественного и искусственного происхождения общей площадью 1 тыс. 34 га, в том числе 170 - руслового происхождения. Эта сеть водоемов в столице, сильно измененная в процессе хозяйственной деятельности, обеспечивает регулирование и отвод поверхностного и грунтового стока, несет рекреационные нагрузки, используется для хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, судоходства и других целей.

На территории города выделяются девять главных водотоков: реки Москва, Яуза, Сетунь, Городня, Сходня, Нищенка, Пахра, Пехорка, Клязьма. Большинство рек и ручьев заключены в коллекторы. Протяженность речных коллекторов составляет 278 км, протяженность открытых русел - около 395 км, из них полностью открытые реки имеют протяженность 246,4 км (кроме того, река Москва - 83 км в черте города). Доля полностью закрытых водотоков достигает 50%.

Контроль за качеством воды в водных объектах осуществляется санитарно-эпидемиологической службой города. Большая часть обследованных декоративных водоемов в летнее время имела нормальный уровень воды и достаточно стабильный и чистый качественный состав. Контроль за качеством поверхностных вод источников питьевого водоснабжения вне города и водных объектов в черте города, кроме специально уполномоченных органов (МосЦГМС, МГЦГСЭН, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы) проводят ведомственные муниципальные организации ГУП "Мосводоканал", ГУП "Мосводосток".

По итогам 2010 года, состояние большинства водных объектов Москвы признано удовлетворительным. Качество воды в водохранилищах по большинству контролируемых показателей соответствует нормативам, предъявляемым к водоемам рыбохозяйственного назначения. Качество воды в водоемах естественного и искусственного происхождения также находится в пределах установленных нормативов.

Для дальнейшего улучшения качества питьевой воды на Западной станции водоподготовки в Москве планируется построить в конце 2010 - начале 2011 года новый блок очистных сооружений для очистки воды методом озонирования, новый блок очистных сооружений работает сейчас и на Рублевской станции, где вместо хлорирования используется озонирование. Для экономии питьевой воды власти Москвы планируют полностью перейти на техническую воду для полива улиц к 2016 году.



Радиация

Самыми опасными предприятиями в Москве считаются Курчатовский институт и МИФИ, где действуют исследовательские ядерные реакторы. В курчатовском институте скопилось порядка 6 тонн отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов суммарной активностью 3 миллиона кюри. По информации центра "Радон-пресс", в июне МосНПО "Радон" отправил на кондиционирование 41 машину с радиоактивными отходами. В частности, с территории Московского завода полиметаллов и прилежащего берега Москвы-реки было изъято более 14 тонн радиоактивного грунта. Из Строгина в этом месяце было вывезено 1340 кг грунта, металла и окалины, загрязненных радионуклидами.

Метро не самое полезное для здоровья место в городе. Химические исследования взятых в метро проб воздуха показали превышение предельно допустимой концентрации двуокиси азота, а также окиси и двуокиси углерода. Зафиксировано и нарушение санитарных норм по содержанию пыли. Как объяснили в центре экологической оценки "Эколайн", оксиды азота и углерода не являются специфическими для метро загрязняющими веществами, они попадают сюда с поверхности. Вентиляционные шахты метро расположены вдоль автомагистралей, и отравленный транспортными выбросами воздух спускается в тоннели. 27 самых "грязных" станций (превышение ПДК в 1,4 раза) как раз и находятся в центре города, вблизи автодорог и привокзальных площадей.

Вывод. Государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления в городе Москве в целом осуществляют общее руководство решением проблем экологической безопасности, а также определяют направления, пути и способы повышения безопасности окружающей природной среды. Принимают меры для совершенствования и развития нормативной правовой, методической базы, регулирующей деятельность в области экологического права.

Достигнута определенная стабилизация экологической обстановки за счет снижения выбросов с ТЭЦ, внедрения нейтрализаторов вредных выбросов на автотранспорте, ликвидации свалок, использования современных технологий утилизации отходов, очистки территории города от различного рода загрязнений.

Однако обобщенные данные свидетельствуют о сложном экологическом состоянии Москвы. Город стремительно растет, переходит за кольцевую дорогу, сливается с городами-спутниками. Средняя плотность населения 8,9 тыс. чел. на 1 кв. км. Сотни тысяч источников выбрасывают в воздух огромное количество вредных веществ, так как частичная очистка внедрена только на 60 % предприятий. Особый вред наносится автомобилями, технические параметры многих из которых не соответствуют требованиям по качеству выхлопных газов и сошли с конвейера ещё в советские времена. Износ шин дает цинк, дизельные моторы - кадмий. Эти тяжелые металлы относятся к сильным токсинам. Промышленные предприятия дают очень много пыли, окисей азота, железа, кальция, магния, кремния. Эти соединения не столь токсичны, однако снижают прозрачность атмосферы, дают на 50 % больше туманов, на 10 % больше осадков, на 30 % сокращают солнечную радиацию. В целом на одного москвича приходится 46 кг вредных веществ в год.


Заключение
Как же решаются экологические проблемы в Российской Федерации? Коротко можно ответить так: "применительно к бедности". В условиях экономического кризиса природоохранная деятельность финансируется по остаточному принципу, но на фоне эффектных деклараций. Перспектива реальной разработки и практической реализации эффективной государственной экологической политики кажется достаточно зыбкой, если предположить, что последние административно-управленческие реформы (например, понижение статуса Минприроды РФ, упразднение Государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ) отражают подлинное отношение высших эшелонов власти к экологическим проблемам.

Правительство России в определенном смысле оказалось заложником собственного курса на повсеместное внедрение рыночных механизмов в сферу экологии в связи с нехваткой ресурсов и недостаточной отработанностью правовых основ охраны природы. Между тем построение механизмов природоохранной деятельности на базе устаревшей концепции экономического редукционизма, не учитывающей самой ценности человеческой жизни и пытающейся свести к стоимостному подходу все факторы, включая и установление "цены жизни человека", уже давно вызывает обоснованную критику отечественных и зарубежных специалистов.

Эффективная государственная экологическая политика, на сегодняшний день, не может обойтись без затратных, финансируемых из бюджета направлений. К их числу относятся обеспечение национального выживания в условиях мирового экологического кризиса, т. е. выделение ресурсов на случай развития событий по "пессимистическим сценариям", выполнение мероприятий по достижению устойчивости или приемлемого уровня изменений ключевых экологических систем.

Сложность и важность задачи формирования государственной экологической политики России предполагают участие в ее разработке общественных организаций, в том числе экологических партий и движений. В период острой социально-экологической напряженности установление конструктивного взаимодействия органов власти с этими партиями и движениями может превратиться в одно из необходимых условий сохранения управляемости социально-экологических процессов.
Список использованной литературы
1. ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года.

2. ГОСТ 2974-82 "Вода питьевая".

3. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы. ГН 2.1.6.1338-03. Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы. ГН 2.1.6.1339-03. М., 2003.


4. СанПиН 2.1.6.1032-01. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. М., 2001.

5. СанПиН 2.1.4.1074-01. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. М, 2002.

6. СанПиН 2.1.7.1038-01. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. М., 2001.

7. Акимова Т.А., Хаскин В.В., Сидоренко С.Н. и др. Макроэкология и основы экоразвития. - М.: Издательство РУДН, 2005.

8. Голицын А.Н. Основы промышленной экологии - М.: Academia, 2007.

9. Голицын А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды - М.: Оникс 21 в, 2007.

10. Калыгин В.Г. Промышленная экология - М.: Academia, 2007.

11. Мазур И.И., Молдаванов О.И. Курс инженерной экологии: Учебник для студентов втузов / Под ред. И.И. Мазура. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2001.

12. Росляков П.В. Методы защиты окружающей среды: учебник для вузов / П.В. Росляков. - М.: Издательский дом МЭИ, 2007.

13. Сафронов Э. Начало реформирования ГПТ - совершенствование маршрутных сетей городов /Э. Сафронов; К. Сафронов; Д. Киммель // Автомобильный транспорт. - 2004. - N 5.

14. Экология крупного города (на примере Москвы). Учебное пособие. Москва: Изд-во ПАСЬВА, 2001.

15. Тиверовский В.И. Городской транспорт и его развитие за рубежом /В. И. Тиверовский //Бюллетень транспортной информации. - 2004. - N 7.

16. Транспорт в инфраструктуре города //Автомобильный транспорт. - 2004. - N 3.

17. Транспорт в России, 2007: стат. сб. / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике (Госкомстат России) - М.: 2007.

18. Устойчивое развитие: транспортные системы. Ч.II //Архитектура и строительство России. - 2004. - N 6.

Приложения
1. Объекты охраны окружающей среды от загрязнения – это:

а) земли, недра, почвы

б) леса и иная растительность

в) дороги местного значения

г) поверхностные и подземные воды.

2. Методы управления состоянием окружающей среды можно подразделить на:

а) территориальные

б) экономические

в) административные

г) методы общественного участия.

3. В России действуют экономические инструменты в области охраны окружающей среды:

а) планирование и финансирование природоохранных мероприятий

б) разграничение предметов ведения между уровнями власти

в) установление лимитов использования природных ресурсов

г) экологическое страхование.

4. В местные бюджеты:

а) поступают все налоги и платежи за пользование природными ресурсами

б) поступает земельный налог

в) не поступают налоги и платежи за пользование природными ресурсами.