Файл: Возможные ответы учеников, подведение итога разговора.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме: «Что мы Родиной зовем?»
Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование презентации и игру.
Ход урока:
Учитель: как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.
Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о родине. А что такое Родина, как вы думаете?
Возможные ответы учеников, подведение итога разговора.
Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни. Задание.
Учитель: Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).
Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали? Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).
Распечатанный файл с определениями из разных толковых словарей для парной работы, если нет возможности визуализации на экране. 1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего: Москва - его р. Индия - р. шахмат. 2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать. 3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является. 4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор. 5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо. |
Учитель: А как называется главный город нашей страны? (Москва) — Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
Вам очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для детей Родина начинается с того, что к нему ближе всего.
Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете у вас есть «малая Родина»? Как она называется?
Правильно ребята, наша малая Родина – это наш город Сургут
Учитель: Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему городу и поиграть в пути. (Показ презентации)
Учитель: Я буду загадывать загадки об известных местах Сургута, а вы должны будите отгадать, что это за место.
Отгадайте, что за дом,
Музыку услышишь в нём,
Пенье, танцы, плач и смех,
Удовольствие для всех! (Филармония )
Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём-
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)
Это крупный магазин,
У него полно витрин,
Всё найдётся на прилавке-
От одежды до булавки. (супермаркет)
Раз- два- три- четыре- пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Тут полным – полно ребят
Что за дом здесь? (Детский сад)
Здесь работают врачи
Не шуми и не кричи
Попил из холодильника
Идите в ……..(поликлинику)
Здесь фонтаны и аллеи
Детские есть карусели
Здесь на пони можно сесть,
Уткам хлеба дать поесть. (парк)
Площадь памяти бойцам,
Сохранившим жизни нам.
Здесь за Родину сражались,
В вечной памяти остались. (Мемориал Победы)
Учитель: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» (дети говорят полным предложением, за что любят свой город).
Учитель: Ребята, а вы знаете, что каждого города нашей страны есть свои символы? Какие? (ответы детей: герб, флаг, гимн).(Презентация)
Учитель: посмотрите – это герб Сургута. Что изображено на нем? Как вы думаете, почему именно? (ответы детей:)
Герб Сургута
Исторически принято, что каждый город обязан иметь свою символику. Официально герб Сургута появился в 1785 году. Первоначально он отличался от современного варианта и в зависимости от исторических событий на протяжении трехсот пятидесяти лет в него привносились довольно значительные изменения.
1 7 марта 1785 года высочайше утверждён новый герб Сургута: «Щит пересечённый. В верхнем лазоревом поле - возникающая золотая пирамида с воинской арматурой, червлёными знамёнами, барабанами, золотыми алебардами. В нижнем золотом поле - идущая чёрно-бурая лисица, в знак изобилия оных в окрестностях этого города».
В 1867 г. был разработан проект нового герба в соответствии с реформой Кене: "В золотом щите черная бегущая лисица с червлеными глазами и языком. В вольной части герб Тобольской губернии. Щит увенчан серебряной башенной короной о трёх зубцах и окружён золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой". Проект не был утвержден.
В советское время герб представлял собой щит, в верхней части которого на красном фоне серебром дано название города. Остальное поле щита синего цвета, которое в нижней части пересекается серебряной волнообразной линией, делящей основное поле на 2 части. В верхней части основного поля щита изображена снежинка, которую рассекает буровая вышка... снежинка состоит из элементов национального орнамента, символизирующего принадлежность города к Ханты-Мансийскому автономному округу. Буровая вышка - символ нефтяного края. В нижней части - бегущая лиса - символ тайги, элемент старого герба. Автор проекта герба - В.Н. Горда. Утвержден в 1975 г.
С начала 1990-х гг. в качестве современного герба Сургута использовался исторический герб 1785 г. Но этот герб не соответствовал современным требованиям к гербам муниципальных образований - необходимо было убрать из герба чум с флагами и копьями, символизирующий Тобольскую губернию. Символику Тобольской губернии решили убрать, а черно-бурую лисицу из нижней части герба перенести наверх. В нижней части на синем фоне художник изобразил снежинку, а внутри снежинки - нефтяную вышку с фонтанчиком нефти. Лису изобразили бегущей вперед и глядящей назад (символ развития с оглядкой на историческое прошлое). Снежинка говорит о северной зиме, а нефтяная вышка - о новейшей истории Сургута, как нефтедобывающего региона.
В таком виде проект герба был представлен депутатам Думы Сургута на утверждение в 2002 г. Депутаты, в большинстве своем - руководители "Сургутнефтегаза", лишь высказали сомнения относительно нефти, фонтанирующей из вышки. Если бы экологи заметили нечто подобное в реальности, штрафы за вред природе были бы обеспечены. Депутатов убедили, что нефтяной фонтанчик на гербе вовсе не символизирует экологическое преступление. Дума герб утвердила.
П о решению Думы Сургута эскиз герба направили в Геральдический совет при Президенте РФ. Но специалисты по геральдике вновь не одобрили проект герба. т.к. требовалось соответствие историческому гербу города. Лиса не должна была бежать и смотреть назад. Она должна стоять и смотреть вперед. К нефтяной вышке претензий не возникло, но снежинку предложили убрать, так как это символ, равный по значению с лисицей, а это противоречит геральдическим нормам. То же самое касается и названия города, которое художник написал на гербе (названия городов в гербах не указываются).
Современный герб города Сургута утверждён решением городской Думы от 4 ноября 2003 года и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением номера 1207. Описание герба гласит: «В золотом поле - чёрная с серебряным концом хвоста лисица, идущая по лазоревой земле».
Учитель: Второй символ Сургута – это флаг. Описание флага.
Флаг города Сургута
Историческая справка о флаге*
Ф лаг города утверждён 25 апреля 2005 года. Представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, в центре которого на золотом фоне лисица с серебряным концом хвоста, идущая по лазоревой земле. Принят решением городской думы города Сургут. Геральдическое описание и графическое изображение (рисунок) флага утверждены решением Думы города от 25.04.2005 № 454-III ГД.
Порядок использования флага утвержден решением Думы города от 06.10.2005 № 492-III ГД.
Чёрный Лис - исконный символ Сургута
Сказ про Лиса, или Возвращение к истокам.
В незапамятные времена собирались угорские богатыри с дальних и ближних озёр, помериться силой, ловкостью и выносливостью. Одно из испытаний сохранилось в преданиях - богатыри брали камень по силе и несли его на холм - Лисий холм, весь источенный норами.
Кто знает, может, речь идёт о Барсовой горе? Героем становился тот, кто смог занести самый большой камень на вершину холма и удержать его там.
Затоптали богатыри лисьи норы, ушли лисы от людей далеко за болота. И лишь один Чёрный Лис не сдавался, не уходил, бродил поблизости. Старые люди говорят, что некоторым богатырям внезапно являлся Чёрный Лис, они спотыкались, сила покидала их, и они роняли свой камень. Когда люди уходили на свои угодья, бесстрашный Лис поднимался на свой холм и садился по-хозяйски на богатырский Камень, на котором до сих пор сохранились отпечатки ладоней угорских богатырей...
Город Сургут основан летом 1594 года, во времена Бориса Годунова и царствования Федора Иоанновича, после экспедиции в Сибирь легендарной дружины Ермака. В царском наказе от 19 февраля 1594 года говорится: «... быть на службе в Сибири вверх по Оби реке, ставить город в Сургуте... А пришед князю Федору и Владимиру в Сургут, в котором, меме пригоже, высмотря место крепкое поставить город всеми ратными людьми и тамошними остяками».
Острог выстроили отрядом из 155 служилых людей и кодских хантов на правой стороне Оби под командованием первого сургутского воеводы князя Федора Петровича Борятинского, письменного головы Владимира Аничкова (Оничкова) и при помощи «тутошних» остяков князя Бардака, принявшего русское подданство.
Тайга вокруг нового города была богата пушным зверем. Самыми ценными и дорогими в ту пору считались соболь и чёрная лисица. Чёрный лис занимал особое место в жизни хантов и манси. Являясь покровителем человека, он непременно обитал под каждым священным деревом обских угров. Много славных мифов, сказаний, легенд, загадок посвящали аборигены края Чёрному Лису.
С приходом отряда казаков на древнюю сургутскую землю жизнь аборигенов края изменилась. Они стали «людьми государевыми», получили право на защиту со стороны государства, государство, в свою очередь, обложило их «государевой» податью — ясаком. Ясак принимали преимущественно пушниной. Пушнина для царской казны была такой же валютой, каковой в наше время является нефть. Царскими грамотами Сибирского приказа строжайше запрещалась всякая продажа лисьего меха и вывоз его с сибирских земель. Мех чёрной лисицы считался исключительно источником пополнения государственной казны.
Во многом благодаря этому Россия смогла преодолеть кризис начала XVII века — Смутное время. В обмен на меха государство могло приобрести оружие, драгоценные металлы, заморские товары. Ни одно посольство не отправлялось в зарубежные страны без роскошных мехов в дар их правителям. Большое поголовье сургутской лисицы и её «доброта» ещё в XVII веке были закреплены на уровне геральдики.