Файл: Методические рекомендации одобрены и рекомендованы Министерством просвещения Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества, руководствуясь рекомендациями парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшими в Совете Федерации 17 апреля 2017 года, подготовила методические рекомендации по созданию и развитию сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет» (далее – методические рекомендации).

Методические рекомендации одобрены и рекомендованы Министерством просвещения Российской Федерации.

Методические рекомендации адресованы педагогическим работникам общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях оказания методической поддержки при создании и ведении персональных сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет», а также администрациям общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций и исполнительным органам государственной власти, осуществляющим управление в сфере образования в субъектах Российской Федерации, для организации работы с данной категорией Интернет-ресурсов.  

На данный момент Интернет-ресурсы педагогических работников общеобразовательных организаций занимают важное место в информационно-образовательной среде образовательных организаций в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

Данные Интернет-ресурсы используются педагогическими работниками в образовательном процессе и обучающимися из разных субъектов Российской Федерации при подготовке домашних заданий и для саморазвития по различным учебным дисциплинам образовательной программы.

Федеральные государственные образовательные стандарты отмечают, что эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

Имеется практика учета данных сайтов при аттестации педагогических работников в качестве одной из форм ведения цифрового портфолио и реализации ИКТ-компетенции педагогических работников, предусмотренных приказом Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от «18» октября 2013 г. № 544н (далее – профессиональный стандарт).


Согласно профессиональному стандарту в трудовую функцию педагогических работников входит формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, а в перечень необходимых умений включено владение следующими ИКТ-компетентностями:

  • общепользовательская ИКТ-компетентность;

  • общепедагогическая ИКТ-компетентность;

  • предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Вместе с тем законодательство не регулирует функционирование персональных сайтов и других Интернет-ресурсов педагогических работников и не устанавливает обязательного требования к их наличию.

Согласно пункту 21 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» относится к компетенции образовательной организации. На основании части 1 статьи 29 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582. Требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» и формату представления на нем информации утверждены приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. N 785.

Педагогическим работникам рекомендуется учитывать указанные требования, а при создании и развитии сайтов и (или) страниц педагогических работников в рамках сайта образовательной организации и (или) использовании их в образовательном процессе необходимо следовать данным требованиям.

Рекомендуется также учитывать методические рекомендации по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать (письмо Минтруда России от 14.02.2017 N 18-3/10/П-866).



Данные методические рекомендации разработаны Минтрудом России в соответствии с положениями статьи 20.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статьи 15.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Согласно документу, предоставлять сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, необходимо при соблюдении одновременно следующих условий:

  • на сайте и (или) странице сайта размещалась общедоступная информация;

  • на сайте и (или) странице сайта размещались данные, позволяющие идентифицировать личность служащего или гражданина;

  • общедоступная информация размещалась на сайте и (или) странице сайта непосредственно служащим или гражданином;

  • указанная информация размещалась на сайте и (или) странице сайта в течение отчетного периода (для служащего календарный год, предшествующий году представления сведений, для гражданина три календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу или муниципальную службу.

К сайтам и (или) страницам сайтов в сети "Интернет" согласно данным методическим рекомендациям относятся персональные страницы сайтов социальных сетей, а также блогов, микроблогов, персональные сайты.

Понятие общедоступной информации установлено частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ). Согласно указанным положениям Федерального закона № 149-ФЗ под общедоступной информацией понимаются общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. При этом отсутствие ограничения в доступе к информации предполагает возможность неограниченного круга лиц беспрепятственно получать и по своему усмотрению использовать размещенную информацию без согласия и ведома служащего или гражданина.

В качестве данных, позволяющих идентифицировать личность служащего или гражданина, может выступать совокупность или одно из следующих сведений: фамилия и имя, фотография, место службы (работы).


Таким образом, педагогическому работнику рекомендуется учитывать различные требования к технической форме реализации и содержанию сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет».

Сайт и (или) страница сайта педагогического работника в сети «Интернет» предоставляет собой веб-ресурс, на котором педагогический работник размещает информацию о своей педагогической деятельности, а информация и функционал ресурса сопровождают его педагогическую деятельность и являются продолжением его работы в образовательной организации.

На сайте и (или) страницах сайта педагогического работника в сети «Интернет» размещается общедоступная информация, опубликованная непосредственно педагогическим работником, и данные, позволяющие идентифицировать личность педагогического работника, включая информацию о нынешнем месте работы и должности педагогического работника.

К сайтам и (или) страницам сайтов педагогических работников в сети «Интернет» относятся персональные страницы сайтов социальных сетей, блоги, микроблоги и персональные сайты.

В статье 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ содержатся основные понятия о сайтах и страницах сайтов в сети «Интернет»:

  • сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет";

  • страница сайта в сети "Интернет" (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет";

  • владелец сайта в сети "Интернет" - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте.

Таким образом, персональный сайт представляет собой обособленный Интернет-ресурс, имеющий собственный доменный адрес. В то же время страница сайта в сети «Интернет» не является самостоятельным Интернет-ресурсом.

Сайт и (или) страница сайта в сети «Интернет» педагогического работника в сети «Интернет» имеет следующие цели и задачи:

  • Цифровое портфолио педагогического работника: презентация собственных достижений и успехов обучающихся, собственных разработок и материалов, а также другая информация в целях внешней и внутренней оценки деятельности педагогического работника и распространения опыта и результатов деятельности педагогического работника;

  • Предоставление обучающимся образовательного контента. Интернет-ресурс предоставляет возможность интересными материалами привлечь внимание к изучаемому предмету, на примерах показать возможность широкого применения изучаемых знаний в дальнейшей жизни как для своих обучающихся, так и для обучающихся из других образовательных организаций Российской Федерации;

  • Организация взаимодействия с обучающимися, родителями (законными представителями) обучающихся, педагогическими работниками образовательных организаций, представителями общественных организаций и другими лицами в целях собственного профессионального развития, в частности организации консультаций и распространения собственного педагогического опыта;

  • Организация электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе.


Сайт и (или) страница сайта педагогического работника в сети «Интернет» имеет следующую целевую аудиторию:

  • Обучающиеся образовательной организации, в частности обучающиеся образовательной организации, в которой работает педагогический работник;

  • Педагогические работники и сотрудники образовательных организаций;

  • Сотрудники муниципальных органов управления образования и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования;

  • Родители (законные представители) обучающихся.

Структура и содержание сайта и (или) страницы сайта педагогических работников в сети «Интернет»

 Педагогическим работникам рекомендуется учесть следующие рекомендации по структуре сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет»:




Раздел/подраздел

Содержание

1.

Главная страница сайта и (или) страница сайта 

Данная страница в соответствии с ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Педагогическому работнику необходимо разместить следующие достоверные сведения о себе: ФИО, место нахождения и адрес электронной почты. На данной странице также публикуется информация о навигации (меню) и основная информация из каждого раздела, а также форма обратной связи или контакты.

2.

Раздел «Портфолио»

В данном разделе размещаются основные сведения о педагогическом работнике и непосредственно результаты педагогической деятельности (цифровое портфолио).В верхней части раздела рекомендуется разместить следующие сведения: 1. Фамилия, имя, отчество (при наличии); 2. Занимаемая должность (должности); 3. Место работы; 4. Преподаваемые дисциплины; 5. Ученая степень (при наличии); 6. Ученое звание (при наличии); 7. Наименование направления подготовки и (или) специальности; 8. Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии); 9. Общий стаж; 10. Стаж работы по специальности; 11. Фотография. В данном разделе рекомендуется разместить следующую информацию о деятельности педагогического работника:

Результаты:

освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией;

освоения обучающимися образовательных программ по преподаваемому предмету, курсу, модулю, дополнительной программе;

сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3-5 лет на основании внешних и внутренних мониторингов и результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и т.п.;

работы по выявлению и развитию способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

Результаты работы по повышению качества образования, совершенствованию методов обучения и воспитания, транслированию в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности;

Результаты работы по участию в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах;

Научная и учебно-методическая работа педагогического работника.

Формат представления материалов – текстовый с размещением текстовых таблиц, копии документов в формате PDF. Образец табличной формы представлен в приложении №1.

3.

Раздел «Гостевая книга» 

В данном разделе рекомендуется разместить для коммуникации с обучающимися и их родителями (законными представителями):

Форму обратной связи или указать контактный электронный адрес;

Ссылки на профили педагогического работника в социальных сетях;

Ссылка на сайт образовательной организации педагогического работника с указанием номера телефона образовательной организации.

Политику по обработке и защите персональных данных.

4.

Раздел «Документы» 

В данном разделе размещается следующая информация о педагогическом работнике:

Примерные программы по предмету, рабочие программы, тематическое планирование и другие документы, в соответствии с которыми педагогический работник организует свою работу;

Документы, подтверждающие участие педагогического работника в деятельности образовательной организации, системы образования, конкурсах, мероприятиях и профессиональных сообществах;

Отчеты о результатах самообследования и информация о результатах деятельности в соответствии с утвержденным перечнем показателей эффективности в образовательной организации;

Отчеты о проведенных мероприятиях;

Достижения обучающихся: исследовательские и проектные работы, эссе, дипломы, грамоты, сертификаты и другие документы;

Тексты публикаций, материалов и статей педагогического работника.

Формат представления материалов – текстовый и (или) копии документов в формате PDF.

5.

Раздел «Обучающимся»  

В данном разделе размещается информация образовательного характера для обучающихся образовательной организации педагогического работника и других образовательных организаций:

Конспекты уроков, дополнительная расширенная информация и рекомендации по учебной программе, включая информацию об электронных учебниках и учебных пособиях;

Авторские цифровые образовательные ресурсы;

Ссылки на русскоязычные и зарубежные ресурсы;

Информация и анонсы об олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях для обучающихся;

Расписание занятий и другая информация организационного характера;

Видеозаписи открытых уроков и вебинаров с участием педагогического работника.

Информация данного раздела направлена на повышение подготовки обучающихся по преподаваемой педагогическим работником учебной дисциплине или тематике и предоставление информации для обучающихся, пропустивших учебу по болезни или другим причинам. На базе данного раздела педагогический работник может организовать дистанционное обучение для обучающихся: дистанционные курсы, вебинары, тесты, опросы и консультации по предмету. Формат представления материалов – текстовый и (или) копии документов в формате PDF.

6.

Раздел «Блог» 

В данном разделе публикуются новости и события педагогической работы педагогического работника. Формат представления материалов – текстовый.