Файл: Пояснительная записка Миссия Программы состоит в воспитании поколения, ориентирован ного на активное участие в реализации модели устойчивого развития России и мира. Предлагаемая.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Пояснительная записка
Миссия Программы состоит в воспитании поколения, ориентирован- ного на активное участие в реализации модели устойчивого развития
России и мира.
Предлагаемая
Программа призвана объединить и развить ключевые идеи Примерной программы воспитания Министерства просвещения РФ и модели «Школы 21».
Необходимым условием успешной реализации настоящей Программы является применение персонализированной модели образования (ПМО) в деятельности школы.
Программа развивает современные гуманистические идеи в воспита- нии человека XXI века, обеспечивает использование позитивного под- хода в педагогике и ориентирована на реализацию личностного потен- циала учащегося, создание условий для достижения субъективного благополучия участниками образовательного процесса и развития образования как национального общественного блага.
Личностный потенциал рассматривается в Программе как совокупность индивидуальных качеств личности, которые стоят за хорошей саморегу- ляцией, позволяют предсказывать её успешное осуществление, а также помогают самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать акту- альные жизненные задачи, строить траекторию своего развития в усло- виях неопределённости.
Личностный потенциал формируется и нарастает уникальным для каж- дого учащегося образом, но на основе общих принципов личностного развития, установленных психолого-педагогической наукой и реализуе- мых в образовательной практике.
Реализация личностного потенциала в условиях школы происходит в процессе решения учащимся образовательных задач, его социализации и самооценки. Школьная среда, создаваемая в логике образовательной программы школы и программы воспитания как её важного компонента, создаёт условия, в которых развивается образовательная мотивация и складываются ценностные ориентиры личности в отношении себя, дру- гих людей и окружающего мира. Опыт реализации своего личностного потенциала, его применения к созданию новых возможностей, разре- шению возникающих противоречий и построению отношений с другими лежит в основе развития образовательного поведения личности как ресурса непрерывного образования.
Программа воспитания
на основе модели «Школы 21» Благотворительного фонда «Вклад в будущее» и «Примерной программы воспитания», утверждённой ФУМО
(Минпросвещения России)
2
Основные идеи Программы воспитания:
— понимание современного школьного воспитания как ресурса соци- ального благополучия, развития гражданской идентичности россий- ского школьника;
— персонализация как условие реализации личностного потенци- ала учащегося, развития его внутренней образовательной мотивации и осознанности;
— развитие культуры детско-взрослого сообщества в процессе развива- ющей социально-значимой деятельности;
— диалог и непрерывное обучение всех участников воспитательного процесса способам взаимодействия, социального проектирования и преадаптации в условиях неопределённости;
— опора на практику выявления, развития, применения системы мяг- ких навыков во всех событиях и процессах, обеспечивающих реализа- цию воспитательных задач школы.
Воспитательный процесс, реализуемый в логике Программы, основан на вовлечении учащегося социально значимыми взрослыми в коллектив- ные дела и события, а также на поддержке проявления им собственной инициативы в проектировании подобных событий вместе со сверстни- ками. Содержание этих событий предполагает:
— осуществление учащимся выбора решаемых образовательных задач;
— анализ собственной эффективности в качестве участника и инициа- тора этих событий;
— расширение круга общения и взаимодействия в целях гармоничного развития себя и окружающего мира.
Реализация личностного потенциала учащегося средствами воспита- тельной деятельности школы обеспечивается тем, что главным ресур- сом реализации личностного потенциала является осознание, при- менение и развитие навыков самоорганизации и командной работы в образовательном процессе. Эти навыки развиваются в условиях полу- чения учащимся опыта проактивного поведения и сотрудничества для достижения своих и общих целей в образовании и повседневной жизни.
Разделы Программы воспитания:
Раздел 1.
Особенности организуемого в школе воспитательного про- цесса.
Раздел 2.
Цель и задачи воспитания.
Раздел 3.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
Раздел 4.
Основные направления самоанализа и оценки эффективности воспитательной работы школы.
Раздел 5.
Примерный календарный план воспитательной работы в рам- ках модуля «СберКлассный час».
Приложение:
«Словарь основных понятий Программы».
3
Раздел 1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
Основным критерием успешности воспитательного процесса в школе является проявление каждым учащимся заинтересованности в осознан- ном выборе предлагаемых ему школой ресурсов для реализации своего личностного потенциала.
Ежедневная школьная жизнь может и должна быть устроена так, чтобы процесс воспитания обеспечивался отношениями сотрудничества и пар- тнёрства школьника с теми, кто заинтересован в его субъективном бла- гополучии и развитии школы как социального моста в будущее для под- растающего поколения.
Основными принципами организации таких партнёрских отношений в процессе воспитания являются:
— триада «Я успешен — Мы успешны — Мы делаем мир лучше» как основа каждого события Программы воспитания;
— ценность мотивов взаимопомощи, взаиморазвития, волонтёрства как основы полноценной и благополучной школьной и шире — социальной жизни, создаваемой каждым её участником;
— создание условий, обеспечивающих баланс ответственности и сво- боды каждой личности в школьной среде;
— развитие взаимного доверия участников образовательного процесса, основанное на институализации практик обратной связи в отношении всех аспектов школьной жизни;
— совместная разработка и соблюдение норм академической честности и образовательной этики в школе;
— защита живого школьного дела от имитационных практик использо- вания детей и подростков в качестве «иллюстративного материала» для формальных отчётов и манипулятивности субъектов идеологического противостояния.
Программа воспитания строится в модульной структуре, где выделя- ются инвариантные и вариативные модули.
Понятие «модуль», используемое в Программе, обозначает целост- ную систему событий и практик, направленную на решение конкретных задач, обеспечивающих продуктивность реализации Программы воспи- тания в её непрерывности по отношению к продолжительной и разноо- бразной школьной жизни каждого учащегося, класса, творческого кол- лектива. Каждый модуль базируется на сочетании смысловых единиц его содержания (например, роль классного руководителя; пространство внеурочной деятельности; развитие индивидуального стиля учебной деятельности, культуры учения) и календарного планирования (цикло- граммы) взаимодействия участников школьной жизни в рамках кон- кретного модуля. Совокупность модулей Воспитательной программы, разрабатываемых и реализуемых конкретной школой, обеспечивает непрерывность и целостность воспитательного процесса в условиях уникального школьного уклада, а также актуальных общественных, культурных, экономических вызовов.
4
К инвариантным модулям Программы воспитания относятся:
1. Модуль «Классное руководство».
2. Модуль «Система внеурочной деятельности».
3. Модуль «Учусь учиться».
4. Модуль «Взаимодействие с родителями».
5. Модуль «Общественное самоуправление».
6. Модуль «Профориентация».
К вариативным модулям Программы воспитания относятся:
1. Модуль «Школьные события».
2. Модуль «Школьный урок».
3. Модуль «Детские общественные объединения».
4. Модуль «Школьные медиа».
5. Модуль «Организация предметно-эстетической среды».
6. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы…».
Раздел 2. Цель и задачи воспитания
Цель, задачи и содержание Программы воспитания в сфере общего образования согласованы с соответствующими понятиями
Федераль-
ного закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года:
1. Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществля- емый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, твор- ческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
2. Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и приня- тых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Настоящая Программа воспитания согласована с Примерной програм- мой воспитания (Минпросвещения России) в том, что «современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, твор- ческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Оте- чества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных тради- циях многонационального народа Российской Федерации». Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для российского общества ценностях: семья, труд, отечество, природа,
мир, знания, культура, здоровье, человек
,
целью воспитания является развитие личностного потенциала учащегося как ключевого условия его осознанного участия в развитии себя, своей страны и мира в целом.
Приведённые выше
ценности рассматриваются не только как содер- жательные
ориентиры построения воспитательных практик, но в боль- шей степени как
ресурсы понимания и применения школьником гармо-
5
ничной, эффективной модели жизни в России XXI века. В соответствии с данным тезисом в Программе эти ценности трактуются следующим образом:
Семья
— источник проявления эмоциональной гармонии и заботы;
Труд (продуктивное образовательное поведение) — ресурс осуществле- ния практической деятельности, смысл, цель, средства и результаты которой привлекательны и понятны;
Отечество
— ресурс проявления национальной/гражданской идентич- ности в конкретных делах, направленных на сохранение и развитие культурно-исторического наследия России;
Природа
— ресурс применения экологического сознания («мысли гло- баль но — действуй локально») к окружающей жизни с целью сохране- ния её природного разнообразия и гармонии;
Глобальный мир
— ресурс развития открытого мышления, социальной мобильности и взаимодействия с другими;
Знания
— ресурс создания, применения технологий и принятия реше- ний;
Здоровье
— ресурс свободы использования остальных ресурсов для саморазвития;
Культура
— ресурс взаимодействия с другими с целью сохранения и развития культурного развития своей страны;
Человек
— ресурс самопознания и активного развития личностного потенциала.
Такое раскрытие этих ценностей не предполагает жёстких содержатель- ных и смысловых границ между ними. Скорее речь идёт об их синергии
(взаимовлиянии и сочетании воспитательных эффектов) в практике кон- кретной школы. Эти ценности составляют содержательную основу тема- тики общешкольных событий, практики классных часов, проблематики социальных проектов и уникальности уклада школьной жизни.
Таким образом предлагаемая Программа раскрывает и уточняет При- мерную программу воспитания (Минпросвещения России) в части её ориентации на решение стратегических и системных запросов обще- ства, государства и личности.
Достижение цели воспитания возможно при выполнении следующих задач, составляющих содержание деятельности участников образо- вательного процесса по выполнению Программы воспитания (модель
«Школы 21»):
1. Создать годовой круг общешкольных событий, основанный на идее вовлечения учащихся в деятельность по освоению ключевых ценно- стей воспитания, понимаемых как ресурсы для реализации личностного потенциала.