Файл: Пояснительная записка Миссия Программы состоит в воспитании поколения, ориентирован ного на активное участие в реализации модели устойчивого развития России и мира. Предлагаемая.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6 2. Обеспечить организационно-методические условия для реализа- ции практик «СберКлассного часа» как системы согласованной работы классных руководителей, учителей и управленческой команды школы.
3. Разработать систему сопровождения и развития инициатив учащихся в области самоуправления, самоорганизации и обратной связи в отно- шении образовательного процесса на уровне класса и школы.
4. Реализовать практику внеурочной деятельности, доступной, привле- кательной и полезной каждому учащемуся как пространство самореа- лизации, образовательного сотрудничества и получения опыта выбора добровольной ответственности.
5. Вовлечь учащихся в создание предметно-эстетической среды класса, школы, соблюдая принципы творчества, целесообразности, экологиче- ского и дизайн-мышления в этой практике.
6. Организовать взаимодействие с родителями в плане их участия в раз- работке, обсуждении, реализации и оценке (обратной связи) воспита- тельных практик, составляющих содержание Программы воспитания.
7. Построить систему социального партнёрства школы с активными участниками (людьми, сообществами, организациями) инновацион- ных процессов в социальной, производственной, научной и культурной сфере для развития осознанного интереса учащихся к своему образова- тельному и профессиональному будущему.
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности в рамках реализации Воспита-
тельной программы
Воспитательная практика школы должна помогать учащемуся проявлять себя и развивать свой личностный потенциал
в следующей совокупно-
сти видов деятельности:
1. Общение. Этот вид деятельности является основным в процессе раз- вития отношений с другими с целью взаимодействия и саморазвития.
Воспитательная деятельность должна создавать условия для реализа- ции потребности в общении с разными людьми и на разные — жизнен- но-важные для школьника — темы.
Персонализированная модель образования (ПМО) предполагает под- держку разных форматов общения (очного, цифрового, смешанного) в процессе достижения образовательных результатов.
Доверие, смысловая наполненность, юмор — все эти и многие другие аспекты общения выходят за рамки «платформенно-цифровых» реше- ний, но именно это делает их крайне значимыми для применения в школьной воспитательной практике.
2. Игра. Развивающий смысл игры доказан и не может быть переоценён.
Воспитательный потенциал этого вида деятельности учащегося заклю- чается в том, что, играя, он максимально открыто проявляет себя для


7
других и получает опыт мотивированного соблюдения правил для полу- чения удовольствия от игры.
Возможность персонализации игрового поведения — огромный ресурс в решении воспитательных задач, поскольку притязания, потребность в самореализации и эмоциональном опыте являются прямым источником самопознания и саморазвития для учащегося.
Школа, которая не только допускает, но производит игровые практики, необратимо приходит к идеям естественного, мягкого, системного вос- питания.
3. Познание. В данном случае речь идёт о воспитательном потенци- але урочной и внеурочной деятельности. Осознание смысла узнава- ния нового, опыт применения познавательных стратегий, интуитивного поиска, восхищения красотой и точностью формулировки понятия или закона — всё это оказывает огромное влияние на отношение к себе и миру как объектам бесконечного познания.
Эмоциональный компонент познания — основа мотивации к непрерыв- ному образованию, которую может и должна воспитывать школа.
4. Труд. Школьный опыт предназначен в первую очередь для того, чтобы желание прикладывать усилия в отношении изменения себя и окружаю- щего мира не пропало у человека во взрослой жизни.
Основа высокой производительности труда в экономике создаётся в школе, если там в должной мере оценивается и поддерживается не только достигнутый результат, но и усилия по его достижению. В этом смысле воспитательная роль школы заключается в том, чтобы развивать и поддерживать ценности осознанного образовательного поведения, выбора новых, более трудных, а не шаблонных задач и решений.
Формы воспитательной деятельности определяются школой самостоя- тельно, во взаимодействии всех участников образовательных отноше- ний и исходя из следующей совокупности условий:
— сложившийся уклад жизни школы, её воспитательные традиции и культура;
— готовность школы к использованию инновационных технологий в области образования и воспитания;
— степень открытости школы в отношении сотрудничества с внешними социальными партнёрами;
— внутренняя согласованность критериев оценки качества результатов воспитательной деятельности, реализуемой в разных формах.
Содержание воспитательной деятельности школы, реализующей модель персонализированного образования, предполагает
две смысло-
вые линии.
Первая линия
касается базового принципа реализации содержания:
«Фундамент, устойчивость, развитие, саморазвитие»
, касающиеся распределения ответственности в воспитательной практике.


8
ФУНДАМЕНТ
: достижение доверия в отношениях между классом и классным руководителем благодаря обозначению им целей, задач, кри- териев оценки совместной деятельности. Классный руководитель кон- тролирует и организует деятельность.
УСТОЙЧИВОСТЬ
: сотрудничество класса и классного руководителя.
Классный руководитель инициирует, курирует, поддерживает работу.
РАЗВИТИЕ
: постепенная передача ответственности учащимся от класс- ного руководителя. Классный руководитель — наставник, куратор.
САМОРАЗВИТИЕ
: приоритет самостоятельной работы учащихся. Класс- ный руководитель — помощник, консультант, эксперт.
Вторая линия
определяет непрерывность развития совокупности лич- ностных качеств, которые проявляются в применении мягких навыков и цифровой грамотности в условиях быстро меняющегося мира:

— способность управлять собой (в частности, внутренняя мотивация и рефлексия);
— ответственность за себя и других;
— потребность в проявлении национальной идентичности и граждан- ской ответственности;
— обладание чувством собственного достоинства;
— готовность проявлять инициативу;
— социальный оптимизм и экологическое сознание;
— жизнестойкость (в том числе способность к принятию успехов и неу- дач);
— способность к ответственному принятию решений;
— способность понимать мотивы и намерения других;
— установка на продуктивную трудовую деятельность и творческую самореализацию.
Для реализации обеих обозначенных линий Программы воспитания в конкретной образовательной организации рекомендуется создать
Кодекс взаимодействия участников школьной жизни, основанный на следующих положениях:
— интерес и ответственность в отношении целей собственного разви- тия;
— готовность к освоению навыков XXI века и компонентов «новой гра- мотности»;
— ценность междисциплинарного знания, опыта проектной и исследо- вательской деятельности, в том числе в отношении жизни класса;
— гармоничное сочетание индивидуальной и групповой форм работы для решения школьниками личностно значимых задач;
— восприятие игры, интерактивности, цифровой реальности как ресур- сов самопознания и саморазвития;
— ценность освоения смысловой картины мира и «больших идей»;
— ценность индивидуального разнообразия как основы взаимодействия и творчества в процессе образования;
— уважение друг к другу и взаимопомощь в преодолении затруднений;
— применение практик вдохновляющего оценивания и полноценной, конструктивной обратной связи.


9
Раздел 4. Основные направления самоанализа и оценки эффективности воспита-
тельной работы школы
Предлагаемые ниже направления анализа организуемого в школе вос- питательного процесса могут быть дополнены и уточнены образова- тельной организацией, исходя из особенностей, связанных с её распо- ложением, статусом, контингентом учащихся, а также важными для неё принципами и традициями воспитания.
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьни-
ков.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, явля- ется динамика личностного развития учащихся каждого класса.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей
и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, явля- ется наличие в школе интересной, событийно насыщенной, личностно и социально развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
3. Снижение уровня бюрократизации деятельности школы в ходе
реализации Программы воспитания.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, явля- ется сокращение временны́х, организационных издержек, связанных с необходимостью отчётности и административных барьеров, негативно влияющих на интенсивность воспитательных практик и творческий характер воспитательной деятельности.
Ожидаемые эффекты реализации Программы воспитания в отношении учащегося на всём протяжении его школьной жизни:
— социально-психологическое благополучие, здоровье, снижение уровня конфликтности в школе, классе, семье;
— осознанное уважительное отношение к культурно-историческому и природному наследию России и всего мира;
— развитие интереса к своим возможностям, особенностям, образова- тельным и жизненным целям;
— достижение целей в зоне ближайшего развития, позитивное влияние воспитательного процесса на школьную успеваемость и успешность;
— личностная зрелость, гибкость применения системы мягких навы- ков в процессе достижения жизненно важных целей и взаимодействия с другими.