Файл: Курсовая работа тема Договора куплипродажи. Общие положения Выполнил студент(ка).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
п. 2 ст. 129 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

По общему правилу условие о предмете ― единственное существенное условие договора купли-продажи12. Нельзя не согласиться с В.В. Ровным, который отметил: «Все прочие отсутствующие сведения, касающиеся товара, могут быть устранены при помощи специальных правил закона, установленных на случай пробелов в договорных отношениях. Так, являются восполнимыми условия об ассортименте (п.2 ст. 467 Гражданского Кодекса Российской Федерации), о качестве (п.2 ст. 469 ГК), комплектности (п.2 ст. 478 ГК), таре и упаковке (п.2 ст. 481 Гражданского Кодекса Российской Федерации) и т.д. (см., в частности, п.1 ст. 508, абз. 2 п.2 ст. 509 Гражданского Кодекса Российской Федерации13.

Для отдельных разновидностей купли-продажи закон называет дополнительные, помимо предмета, существенные и необходимые условия (которые названы таковыми в законе или иных правовых актах). Так, в договоре поставки существенным является условие о сроке договора (ст. 506 Г
ражданского Кодекса Российской Федерации), в договоре продажи недвижимости ― условие о цене (п. 1 ст. 555 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, могут быть определе­ны в соответствии с диспозитивными нормами, содержащимися в Гражданского Кодекса Российской Федерации. Таковыми, в частности, могут быть условия конкретизирующие (§1 гл. 30 Гражданского Кодекса Российской Федерации):

а)обязанности продавца по передаче товара (срок и момент исполнения обязанности передать товар и др.), а также обязанность покупателя принять товар;

б) переход риска случайной гибели товара;

в)ответственность продавца в случае изъятия товара у покупателя;

г)обязанности покупателя и продавца в случае предъявления иска об изъятии товара;

д)последствия неисполнения обязанности передать товар, а также принадлежности и документы, относящиеся к товару;

е)количество и ассортимент товара, а также последствия нарушения условий о количестве и об ассортименте товаров;

ж)качество товара и проверку качества товара (его гарантию, исчисление гарантийного срока, срок годности товара, исчисление срока годности товара), а также последствия передачи товара ненадлежащего качества;



з)недостатки товара, за которые отвечает продавец, сроки их обнаружения;

и)комплектность товара, последствия передачи некомплектного товара;

к)тару и упаковку, последствия передачи товара без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке;

л)извещение продавца о ненадлежащем исполнении договора купли-продажи;

м) цену товара, порядок его оплаты;

н) страхование товара;

о) сохранение права собственности за продавцом.

При их отсутствии конкретный договор будет считаться заключенным, но при его исполнении стороны могут и не получить того результата, на который рассчитывали (например, отсутствие условия о неустойке может привести к безответственности контрагента и т.д.).

Е.А. Суханов отмечает, что в данных (инициативных) условиях «…наиболее отчетливо проявляется регу­лирующая функция договора и учитываются особенности конкретной экономической ситуации, в которой находятся и которую своими дей­ствиями создают или изменяют его участники. Отсутствие в конкрет­ном договоре таких условий обычно свидетельствует о формальном подходе сторон к его заключению, непонимании и неумении исполь­зовать его регулятивные возможности, что почти всегда неблагопри­ятно сказывается на интересах самих участников.

Так, нередко встре­чающаяся в договорах ссылка на «ответственность, предусмотренную законодательством» оставляет затем для потерпевшей стороны лишь возможность взыскания с правонарушителя доказанных ею убытков, что во многих случаях является далеко не простым делом»14.

Следует отметить, что данный перечень является открытым, и стороны вправе включить в содержание договора кроме предписываемых законом любые другие (инициативные) условия, не противоречащие закону.

В предпринимательской практике нередко используются примерные условия договора, обычно разработанные различными объединениями предпринимателей и опубликованные в печати (п. 1 ст. 427 Г
ражданского Кодекса Российской Федерации). Они мо­гут иметь различную форму и наименование (примерный договор, пра­вила заключения договора, стандарты и т.п.), касаться всех или только некоторых условий договора и т.д. Обязательными для сторон договора они становятся лишь при наличии прямой отсылки к ним в его тексте, т.е. при согласовании их сторонами (что отличает их от условий дого­воров присоединения), а если в них имеются предусмотренные ст. 5 Гражданского Кодекса Российской Федерации признаки обычая делового оборота, такие примерные условия договора могут рассматриваться и в этом качестве (п. 2 ст. 427 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

2.4.ФОРМА ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ

Договор может быть заключен как в устной, так и в письменной форме.

Договор купли-продажи может включать в себя всего несколько условий и положений:

Кто продавец (его реквизиты)

Кто покупатель (его реквизиты)

Наименование товара (его характеристики)

Количество товара

Цена товара

Момент передачи товара и получения денег

Форма оплаты

Особые условия (при необходимости)

То есть, в упрощенном варианте договор купли продажи может выглядеть так: «Иванов Иван Иванович, именуемый далее Продавец и Петров Петр Петрович, именуемый далее Покупатель, заключили настоящий договор о нижеследующем: Продавец передает Покупателю ноутбук (наименование такое-то, серийный номер такой-то, номер модели такой-то), стоимостью 20 000 руб. (двадцать тысяч рублей), а Покупатель, в свою очередь, оплачивает данный товар наличным платежом в момент его получения.


Паспортные данные Покупателя и Продавца, подписи сторон, дата».

Договор купли-продажи может быть не только частным, но и публичным. К таким договорам, например, относится соглашение, заключаемое между магазином и покупателем. Договором купли-продажи в данном случае является обычный кассовый чек.

Что такое публичный договор купли-продажи?

Статья 426 Гражданского Кодекса говорит нам о том, что: «Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).»

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом.

Что это значит?

Это значит, что магазин публично предлагает населению товар и тем самым никому не может отказать в его приобретении. То есть, если предприятие где-то разместило свою рекламу и указало, что предоставляет скидки на товар, оно обязано продать товар по указанным скидкам. Если организация создала Интернет-магазин и опубликовала информацию о том, что она продает товар, отказать в продаже или изменить опубликованные на сайте условия по цене и наименованию товара она уже не имеет права. Если в соседнем магазине на ценнике написана определенная стоимость товара, магазин обязан продать товар именно по этой цене (даже если продавец ошибся и забыл поставить на ценнике лишний нолик). То есть, публичным договором купли-продажи является реклама, предлагающая товар по определенной цене. Публичным договором является ценник в магазине. Публичным договором является опубликованная на сайте информация, предлагающая определенный товар. Публичным договором является любая письменная информация, выложенная в открытый доступ и предлагающая продать или наоборот имущество по определенной цене. Многие люди привыкли к тому, что договор купли — продажи — это пачка бумаг, исписанная мелким шрифтом, и заставленная печатями и подписями. На самом деле все несколько иначе. Договором может быть обычная расписка, написанная на клочке бумаги. Договором купли-продажи может быть магазинный чек. Договором купли-продажи является любая коммерческая информация на сайте, а заполнение формы заказа — это ни что иное, как процесс заключения данного договора.