Файл: Урок географии в 8 классе по теме Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок географии в 8 классе по теме:

« Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.»

в форме мини- проекта- как средство формирования УУД на уроках географии

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает в том числе активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования.

Проект- это особый вид познавательной деятельности учащихся, характеризующийся следующими признаками:

  • наличие социально значимой задачи,

  • планирование действий по разрешению проблемы,

  • поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися,

  • оформление “продукта”, представляющего результаты этой деятельности,

  • презентация “продукта” и его социальной значимости.

Я хочу остановиться на использовании мини-проектов для формирования метапредметных результатов обучения и УУД.

Что же такое мини-проект? Учебные проекты по продолжительности классифицируют на:

  • мини-проекты,

  • краткосрочные,

  • долгосрочные.

На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются повторительно-обобщающие. Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий.

Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью:

  • обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

  • умение анализировать (креативность и критическое мышление);

  • умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

  • формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).


Для такого урока необходима очень тщательная подготовка учителя, т.к. ему надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока.

Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:

  • Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.

  • Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.

  • Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.

  • Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.

Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения. Хотя и здесь можно использовать индивидуальную и парную работу. Возможно применение мини-проектов на 1, 2 или 3 уроках. Вот так выглядит мною наиболее часто используемый вариант:

Проект на 2 урока

Урок №1

Подготовительный этап.

Этап планирования.

Начало этапа исследования.

Д\З

Продолжение исследования.

Результаты.

Изготовление продукта.

Урок №2

Представление проектов.

Рефлексия.

Д/З

Оформление проектной работы.

Разработка пары уроков “Путешествие по Дальнему Востоку с 8 -Тур” (8-й класс).



Тема

Путешествие по Дальнему Востоку с 8-Тур.

Тип уроков:

урок решения проектных задач.

Вид уроков:

урок-путешествие

Дидактическая задача уроков:

формирование умений применения теоретических положений в условиях решения практических задач

Цели уроков:

1. Образовательные:

-научить применять знания о географическом положении, рельефе, геологическом строении , полезных ископаемых, климате, водных и биологических ресурсах России и ее регионах на практике;

- оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной жизненной ситуации;

-закрепить умения и навыки работы с физической , тектонической, климатической картой России;

2. Воспитательные:

- вовлечь в активную деятельность;

- формировать культуру взаимоотношений между сверстниками;

- совершенствовать навыки общения.

3. Развивающие:

- совершенствовать умения работы с источниками знаний (учебником, атласом, доп.литературой, Интернет-источниками);

- совершенствовать навыки анализа умения выступать и защищать свою точку зрения;

- развивать творческие способности и познавательный интерес к окружающей жизни;

- развивать коммуникативные навыки работы в группах;

Оборудование

Компьютер, проектор, интерактивная доска, карты России, пакет документов для работы в группах, фотографии, доп.информация.

Планируемые результаты

Продукт мини-проекта: контурная карта с маршрутом путешествия (выполняется каждой группой), туристическая листовка, (выполняется 1 на группу).

Форма работы

Групповая, группы по 2 человека


 

Этап урока

Ход урока

Формируемые метапредметные результаты

Формируемые УУД

Оргмомент

Предлагаю учащимся на 1 урок организовать туристическую фирму “8-тур”, работающую по туристическим объектам Дальнего Востока. Каждая группа- отдел турфирмы с начальником отдела и сотрудником-географом.

Для координации деятельности предлагаю выбрать в каждой группе старшего.

 

Коммуникатив-ные (слушать и понимать речь других)

Постановка проблемы

На следующий урок к нам придет первый крупный клиент. Он желает выкупить у нас туристический пакет для организации географической практики студентов. Нам прислали критерии, которым должен соответствовать туристический продукт. А маршрутов путешествий у нас еще нет. Я как директор турфирмы даю вам задание: в авральном режиме, т.е. за 15 минут разработать туристический маршрут по Дальнему Востоку для студентов с целью изучения рельефа, геологического строения ,климата и природы территории Дальнего Востока России. Все группы получат оценки за свои мини-проекты. На следующем уроке вам нужно будет представить свои маршруты.

 

Познавательные общеучебные, коммуникативные,

Личностные (осознание учащимися смысла учения)

Планирова-ние

Пакет документов, который получает группа:

  1. План работы.

  2. Критерии, которым должен соответствовать разрабатываемый туристический продукт (в форме таблицы)

  3. Контурная карта России по количеству учеников.

  4. Иллюстративный и дополнительный материал

План работы:

  1. Определить название тура, цель тура и маршрут: 5 интересных обектов.

  2. Нанести маршрут на контурную карту, разработав систему специальных условных знаков.

  3. Разработать памятку туристу, путешествующему по маршруту “…”

  4. Красочно прорекламировать свой туристический продукт, используя иллюстрации, карту, статистические материалы.

Умения

-самостоятельно планировать пути достижения целей;

-соотносить свои действия с планируемыми результатами;

-организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

-  работать индивидуально и в группе

-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

- Познавательные (постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера);

- Регулятивные планирование;

-Регулятивные прогнозирование (предвосхищение результата)

Исследование

Группы работают по плану, разрабатывая собственный туристический продукт.

Умения:

- создавать, применять и преобразовывать знаки, символы и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- строить  логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.

Регулятивные

- целеполагание,

- прогнозирование,

- контроль,

- коррекция,

- саморегуляция; Коммуникатив-ные;

Познавательные.

Представле-ние мини-проектов

Каждая группа представляет свой мини-проект.

На интерактивной доске дублируется маршрут путешествия.(по возможности школы) Учащиеся задают вопросы, отвечают на них.

-Владение устной и письменной речью;

 -Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Регулятивные саморегуляция;

Коммуникативные;

Познавательные.

Рефлексия

Каждая группа заполняет таблицу рефлексии: соответствовал ли их мини-проект критериям, заявленным учителем

(+, если соответствовал, - не соответствовал). Начальник отделов выставляет отметки за работу каждому сотруднику. Листок рефлексии, памятка туристу и индивидуальные контурные карты сдаются учителю, который выставляет окончательные отметки.

Проводится конкурс на самую интересную экскурсию, для этого на заранее выданных листочках каждый ученик указывает наиболее понравившийся маршрут, кроме своего. Учитель подсчитывает результаты и на следующем уроке поощряет победителей (отметкой или записью в дневники и т.д.)

Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Регулятивные контроля и оценки, самооценки, коммуникативные


Источники информации

Кугут И.А. Лекции мастер-класса “Методика организации Проектной деятельности”

http://www.it-n.ru/