Файл: Закрепила уже сложившуюся к тому времени систему высших органов государственной власти 1) Всероссийский съезд Советов 2) избираемый Съездом Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (вцик советов).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первая Советская Конституция – Конституция РСФСР 10 июля 1918 г. закрепила уже сложившуюся к тому времени систему высших органов государственной власти: 1) Всероссийский съезд Советов; 2) избираемый Съездом Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК Советов); 3) Президиум ВЦИК Советов; 4) Совет Народных Комиссаров (СНК) – Правительство РСФСР.

Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов занимал ведущее положение среди всех органов государственной власти. Он был представительным органом трудящихся России и периодически, не реже двух раз в год, переизбирался и собирался для решения важнейших государственных дел. Делегаты Съезда избирались на губернских (областных) и городских съездах Советов из расчета один делегат от 25 тысяч избирателей города и один делегат от 125 тысяч сельского населения.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР, а в период между съездами – высшей властью республики. ВЦИК избирался съездом Советов в количестве не свыше 200 человек; он всецело был ответствен перед Всероссийским съездом. ВЦИК был коллегиальным органом; его деятельность строилась на основании созываемых два раза в месяц сессий.

Как Всероссийский съезд Советов, так и ВЦИК обладали чрезвычайно обширными полномочиями. К их ведению относились все наиболее важные государственные дела, как то:

- утверждение, изменение и дополнение Конституции РСФСР;

- общее руководство всей внешней и внутренней политикой РСФСР;

- установление и изменение границ, а равно отчуждение территории РСФСР (ВЦИК мог принимать решения по данному вопросу только в случае невозможности созыва Всероссийского съезда Советов);

- принятие в состав РСФСР новых «сочленов Советской Республики и признание выхода из Российской Федерации отдельных частей ее»;

- сношение с иностранными государствами, объявление войны и заключение мира (эти вопросы ВЦИК мог решать только в случае невозможности созыва Всероссийского съезда Советов);

- назначение и смещение как отдельных членов СНК, так и всего СНК в целом, утверждение Председателя СНК;

- общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство, гражданское, уголовное законодательство и пр.;


- издание общих постановлений о приобретении и утрате российского гражданства и о правах иностранцев на территории республики.

Составной частью ВЦИК и его постояннодействующим органом являлся Президиум ВЦИК, который избирался на сессии ВЦИК в составе 15-17 членов и 12 кандидатов. Он осуществлял руководство сессиями ВЦИК, вырабатывал проекты законов, а в случае необходимости и сам издавал декреты, имеющие общегосударственное значение и силу законов. В порядке контроля он отменял акты СНК, назначал членов СНК; назначал и отзывал полномочных представителей РСФСР в иностранных государствах. Президиум ВЦИК утверждал награждение орденом Красного знамени. О проделанной работе Президиум периодически отчитывался перед ВЦИК.

Для общего управления делами РСФСР ВЦИК образовывал Совет Народных Комиссаров (Правительство РСФСР). СНК был подотчетен перед ВЦИК, а также перед Всероссийским съездом Советов. СНК являлся не только высшим исполнительно-распорядительным органом государственной власти, но и обладал правом издавать нормативные правовые акты законодательного характера. Все постановления и решения СНК, имеющие крупное общеполитическое значение, представлялись на рассмотрение и утверждение ВЦИК, который имел право отменить или приостановить «всякое постановление или решение СНК».

После образования Союза ССР 30 декабря 1922 г. в РСФСР, после принятия Конституции РСФСР 1925 г., сохранились в качестве высших органов государственной власти Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК РСФСР. Эти органы, как и прежде, осуществляли республиканское законодательство и верховный контроль за деятельностью всех государственных органов на территории республики, утверждали республиканский бюджет. Принятие уголовного, гражданского и процессуальных кодексов относилось к исключительной компетенции высших представительных органов государственной власти РСФСР. В то же время на ВЦИК возлагалась обязанность наблюдения за исполнением всех постановлений верховных органов государственной власти СССР на территории РСФСР.



II. Высшие органы государственной власти РСФСР по Конституциям РСФСР 1937 и 1978 гг. В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и Конституцией РСФСР 1937 г. значительно преобразилась система высших органов государственной власти. Вместо ранее существовавших Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, Президиума ВЦИК были учреждены такие государственные органы, как Верховный Совет РСФСР и Президиум Верховного Совета РСФСР. Новая система высших органов государственной власти знаменовала собой дальнейшее развитие принципа народовластия.

Верховный Совет РСФСР. В отличие от Верховного Совета СССР, Верховный Совет РСФСР был однопалатным органом, избирался он на четыре года по норме один депутат на 150 тысяч населения. Это означало, что количество депутатов Верховного Совета при каждых выборах изменялось. Так, в составе Верховного Совета РСФСР, избранного в 1959 году, было 835 депутатов, а в 1967 году – 884. Постоянный количественный состав депутатов Верховного Совета РСФСР был установлен уже Конституцией РСФСР 1978 года, и состоял он из 975 депутатов, избираемых по избирательным округам с равной численностью населения.

Верховный Совет РСФСР самостоятельно осуществлял государственную власть в пределах прав республики, «поскольку они не входили в силу Конституции РСФСР в компетенцию подотчетных Верховному Совету РСФСР органов: Президиума Верховного Совета РСФСР, Совета Народных Комиссаров РСФСР и Народных Комиссаров РСФСР» (статьи 23 Конституции РСФСР 1937 г.).

Предметы исключительного ведения Верховного Совета РСФСР были определены в статье 104 Конституции РСФСР 1978 г. К ним отнесено:

- принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений;

- представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых автономных республик и автономных областей в составе РСФСР;

- утверждение государственных планов экономического и социального развития РСФСР, государственного бюджета РСФСР и отчетов об их выполнении;

- образование подотчетных ему органов: Президиума Верховного Совета РСФСР, Совета Министров РСФСР. Верховный Совет РСФСР избирал также Верховный Суд РСФСР.

Конституция Российской Федерации определила сессионный порядок работы Верховного Совета РСФСР. Сессии Верховного Совета РСФСР созывались два раза в год; они состояли из его заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий Верховного Совета РСФСР. Для обеспечения организации своей работы Верховный Совет 
избирал Председателя Верховного Совета и его заместителей; это был внутренний руководящий орган Верховного Совета РСФСР.

Президиум Верховного Совета РСФСР являлся наряду с Верховным Советом высшим органом государственной власти РСФСР.

Состав Президиума Верховного Совета избирался из числа депутатов Верховного Совета на сессии Верховного Совета на срок полномочий Верховного Совета РСФСР. Возглавлял Президиум Верховного Совета Председатель Президиума Верховного Совета, который организовывал и направлял работу Президиума, а совместно с Секретарем Президиума подписывал законы РСФСР, указы Президиума Верховного Совета РСФСР. У Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР было 17 заместителей: первый заместитель и 16 заместителей – по одному от каждой автономной республики.

Компетенция Президиума Верховного Совета определялась Конституцией РСФСР, была чрезвычайно многообразна и распространялась на все стороны верховной государственной власти республики.

Президиум Верховного Совета РСФСР в период между сессиями Верховного Совета РСФСР с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии: вносил в случае необходимости изменения и дополнения в действующие законодательные акты РСФСР; по предложению Совета Министров РСФСР образовывал и упразднял министерства и государственные комитеты РСФСР; по представлению Председателя Совета Министров РСФСР освобождал от должности и назначал на должность отдельных лиц, входивших в состав Совета Министров РСФСР.

По вопросам своей компетенции Президиум Верховного Совета РСФСР издавал указы и принимал постановления. Указы Президиума Верховного Совета, вслед за законами РСФСР, обладали наибольшей юридической силой.

Совет Министров РСФСР – это Правительство РСФСР. Его место в системе государственных органов РСФСР определялось прежде всего тем, что он являлся высшм исполнительным и распорядительным органом государственной власти РСФСР[53].

Совет Министров образовывался Верховным Советом РСФСР, был ответствен перед Верховным Советом, а в период между сессиями Верховного Совета – перед Президиумом Верховного Совета, которому был подотчетен.

Совет Министров РСФСР правомочен был решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению РСФСР, поскольку они не входили в компетенцию Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета РСФСР

По вопросам своей компетенции Совет Министров РСФСР принимал постановления и распоряжения, которые были обязательны к исполнению на территории РСФСР. В случае противоречия их закону они могли быть отменены Президиумом Верховного Совета РСФСР.

Конституция СССР 1977 года — основной закон СССР, принятый 7 октября 1977 года Верховным советом СССР взамен Конституции СССР 1936 года. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему. Несмотря на распад СССР действовала на территории России до декабря 1993 года. Вошла в историю как «конституция развитого социализма». История разработки новой конституции началась ещё в 1962 году, когда 25 апреля того года Верховный Совет СССР постановил выработать проект новой Конституции СССР и создал Конституционную комиссию в составе 97 человек. Председателем Конституционной комиссии был назначен Н. С. Хрущёв.15 июня 1962 года на заседании Конституционной комиссии были обсуждены основные задачи по подготовке проекта новой Конституции и образовано 9 подкомиссий.11 декабря 1964 года председаделем Конституционной комиссии стал Л. И. Брежнев.19 декабря 1966 года согласно постановлению Верховного Совета, в состав Конституционной комиссии вошли 33 новых депутата взамен выбывших. Рабочую группу по подготовке проекта Конституции возглавляли: с 1962 года Л. Ф. Ильичёв, с 1968 года — А. Н. Яковлев, с 1973 года — Б. Н. Пономарёв.4-6 октября 1977 года состоялось слушание Конституции на заседаниях палат Верховного Совета. 7 октября состоялось заключительное совместное заседание палат Верховного Совета СССР, где в начале по разделам, а затем в целом Конституция была принята. В тот же день Верховный Совет СССР раздельным голосованием по палатам принял Декларацию Верховного Совета СССР о принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) СССР, Закон СССР об объявлении дня принятия Конституции (Основного Закона) СССР всенародным праздником и Закон СССР о порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР. 8 октября новая Конституция СССР была опубликована во всех газетах страны.

По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.

Конституция СССР была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР 7 октября 1977 г.

Конституция содержала 9 разделов, 21 главу и 174 статьи. [5]

В преамбуле Конституции в общем виде был оценен исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после Октябрьской революции. Была дана характеристика советского общества как «развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму». Также в преамбуле сказано, что Конституция сохраняет принципы предыдущих Конституций. [4]