Файл: Методическая разработка цикла воспитательных мероприятий Мы и наше здоровье Тема методической разработки Авторразработчик Скрипальщикова Яна Николаевна, учитель начальных классов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Региональный этап Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей «Современный классный руководитель»
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
Тематическое направление
Методическая разработка цикла воспитательных мероприятий
«Мы и наше здоровье»
Тема методической разработки
Автор-разработчик:
Скрипальщикова Яна Николаевна,
учитель начальных классов
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казанская средняя общеобразовательная школа»
Любинского муниципального района Омской области
2023 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Поэтому формирование ценностного отношения к здоровью – приоритетное направление современной школы. Содержание воспитательной работы по формированию здорового образа жизни направлено на усвоение обучающимися многогранности понятия «здоровье», восприятие его как общечеловеческой и личностной ценности; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; приобщение к занятиям в спортивных кружках и секциях; формирование культуры питания, труда и отдыха; предупреждение вредных зависимостей.
1.2 Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время — важнейшая социальная задача. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся».
1.3 Целевая аудитория – обучающиеся начальных классов.
1.4 Образование, построенное без учета основополагающих здоровьесберегающих принципов, является малопродуктивным и носит преимущественно превентивный характер, так как практически не реализованной остается наиболее актуальная для подрастающего поколения задача – формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
1.5 Цель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни.
Задачи:
- создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни.
- формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
1.6 Содержание материала о ценности здоровья так, чтобы оно было представлено в виде взаимосвязанных компонентов – знаний, способов действия, эмоционально-ценностных отношений и опыта.
1.7 Составляющим фактором создания комфортной среды на занятиях является использование различных видов технологий, методов и приемов в проведении занятий во внеурочной деятельности. Методика работы строится по следующей таблице:
Этап | Тема занятия | Методы и приемы |
Этап I. Формирование знаний обучающихся об организме человека | Занятие 1. «Из чего мы состоим?» | Объяснительно-иллюстративный метод: рассказ, беседа, показ презентаций, видеоматериала. Приемы критического мышления, метод «Kahoot», приемы ТРИЗ технологий. |
Занятие 2. «Как мы живем ?» | ||
Этап II. Формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью | Занятие 1. «Почему мы болеем?» | Игровая форма организации внеурочной деятельности. Метод кооперативного обучения, метод кейсов, метод проектов, групповые формы работы |
Занятие 2. «Как быть здоровым?» | ||
Этап III. Организация творческой деятельности | Занятие 1. «Как правильно есть и спать?» | Метод проектов (организация литературной выставки, создание иллюстрации к произведению, создание вкладышей «здоровья»). Игровые методы организации внеурочной деятельности |
Занятие 2. «Школьные Олимпийские игры» | ||
Этап IV. Закрепление на практике умений младших школьников | Занятие 1. «Как помочь человеку?» | Игровые методы организации учебного процесса, метод кейсов, прием «цепочка» |
Занятие 2. «Самый здоровый класс» |
1.9 Данная разработка может быть использована классными руководителями в процессе воспитания ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Психолого-педагогическая комфортная среда создается на всех занятиях, основанная на технологии здоровьесбережения, которая предполагает создание равных возможностей для обучающихся, создание ситуации успешности для каждого школьника.
Этап I. Формирование знаний обучающихся об организме человека
Цель данного этапа - ознакомить детей с организмом человека, его системами, их функциями и строением. Используются мало групповые (3-4 человека), групповые (6-8 человек) формы работы для повышения мотивации, для создания соревновательных моментов, что повышает процесс познания. Раздел состоит из 2 занятий, которые направлены на повышение знаний о собственном теле и его возможностях. На данном этапе важно приобретение знаний о человеческом организме, первичного понимания системы человека и его функций. На каждом занятии используются здоровьесберегающие технологии. Дополнительно для лучшего запоминания знаний для учащихся и контроля за уровнем знаний должен быть введен на всем протяжении работы «Дневник здоровья», в котором на каждое занятие есть следующие рубрики «Новое» - записываются новые определения, «Интересное» - оставляются записи о занятии и «Задумайся!» - рефлексия занятия.
Первое занятие «Из чего мы состоим?». В нем обсуждаются такие понятие как клетка человека, ткань, органы и системы жизнедеятельности человека. Вводное занятие рассказывает о том, из чего мы состоим, как системы организма связаны между собой. Такой материал был выбран по причине первоначального знакомства с организмом человека. Для того, чтобы иметь представление о здоровье в целом, следует познакомиться с его структурой и функциями.
Цель данного занятия: формировать первоначальные представления об организме человека.
Планируемые достижения: приобретение знаний о строении человеческого организма, повышение мотивации к изучению собственного организма.
Применяются игровые и информационные технологии. Так же в конце занятия для рефлексии используется один из приемов критического мышления – интеллектуальная карта. Данный прием помогает вспомнить все моменты занятия. Для учащихся он интересен, так как строят эту карту все вместе на доске и высказываться может каждый. После построения карты следует работа с дневником здоровья. В данном возрасте дети с большим интересом заполняют свои дневники и анкеты, поэтому эта работа вызвала большой интерес со стороны обучающихся, что свидетельствует о повышении уровня мотивации к изучению валеологии.
Второе занятие «Как мы живем?» разделено на 2 части (теоретическую и практическую) и проходит под одной темой. На данных занятиях проводится более плотное знакомство с системами организма, таких как: опорно-двигательный аппарат, мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная системы и кожа.
Цель: формирование знаний о системах организма человека.
Планируемые результаты: приобрести знания о строении, функциях и работе некоторых систем человеческого организма, повышение интереса к собственному организму.
На теоретическом занятии используются такие методы и приемы как: игровые, информационные технологии, приемы проблемного обучения.
Для определения темы занятия предлагаются 3 мультипликационных фильма по 3 минуты, в которых рассказывается о системах организма. Прием проблемного изучения заключается в построении темы занятия самостоятельно учащимися. Это повышает интерес у детей к данному занятию. Затем для более полного изучения систем организма человека может быть использован макет тела человека со съемными органами. Это позволит более полно объяснять материал, и наглядно понять обучающимся где располагаются какие органы. Затем работа по закреплению нового материала с помощью приема ТРИЗ технологии, а именно составление загадок. Последний этап - заполнение дневника здоровья.
Практическое занятие построено на примере урока-контроля, но изменен формат. Занятие разделяется на части по 10 минут, в каждой части используется свой метод проверки знаний:
-
отгадывание загадок (из прошлого занятия), форма: индивидуальная; -
построение цепочки (органы сложить в систему), форма: групповая; -
викторина, форма: малогрупповая.
После остается этап рефлексии и заполнения дневника здоровья.
Этап II «Здоровье». Формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью.
Цель: познакомить с понятиями «здоровье», «болезнь», «иммунитет», «инфекция», «прививка», «закаливание», «витамин», «профилактика»; способствовать формированию знаний о профилактике заболеваний школьника, расширить знания детей о витаминах и средствах закаливания.
Планируемые результаты: повышение положительного эмоционального отношения к культуре здоровья. Так же на протяжении всего раздела учащиеся будут создавать вкладыш для своего дневника здоровья, который объединит в себе все изучаемые способы защиты своего здоровья от болезней. Как и в первом разделе используются на каждом занятии здоровьесберегающие и информационные технологии.
Первое занятие «Почему мы болеем?».
Цель: сформировать знания о иммунитете человека, его проявлениях во время болезни. Познакомить с такими понятиями как «здоровье», «болезнь», «иммунитет», «инфекция».
Планируемые достижения: закрепление умения работы в группах, закрепление понятий болезнь-здоровье, иммунитет, его составляющие, факторы, укрепляющие здоровье.
Используются такие методы как: информационные технологии, метод кооперативного обучения, метод проектов, прием проблемного обучения.
Для того чтобы определить тему занятия, надо посмотреть 2 мультипликационных фильма, о вирусах и борьбы с ними. С их помощью была определена тема занятия. Для обучающихся этот прием новый, поэтому тема выделена с помощью наводящих вопросов таких как, «О чем велась речь в данных мультфильмах?» «Что происходит с человеком, когда в организм попадает вирус?», «Как вы думаете, как будет звучать тема нашего занятия?». Затем идет работа в парах. Задача заключается в прочтении информации и ее систематизации. Учащиеся должны создать вкладыш в собственный дневник здоровья из информации, которую они получат с помощью буклетов и их соседей по парте. Так же им сообщается, что этот вкладыш они будут дополнять на протяжении 3 занятий. Это делается для того чтобы дети смогли спланировать структуру своего вкладыша. После этого используется метод кооперативного обучения, который предполагает работу в группах или парах по алгоритму в 3 шага: подумай, поделись, представь. Шаг «подумай» реализован в прочтении и понимании информации из буклетов, шаг «поделись» следует за шагом «подумай» и представляет собой передачу информации от одного учащегося к другому. В этот момент начинается самостоятельная работа по созданию вкладыша. На это отводится 15-20 минут самостоятельной работы. На протяжении этого времени они могут разговаривать с соседями, но так, чтобы не мешать другим. При наблюдении за самостоятельной деятельностью детей. После обозначенного времени дети заканчивают свои работы, и мы переходим к завершающему шагу метода кооперативного обучения «Представь». На данном этапе слушается несколько детей, оцениваются классом их работы. Далее заполнение дневника здоровья. Так как, на этом занятии вводится много новых понятий, их определения вывешиваются на доску, чтобы каждый смог переписать.
Второе занятие «Как быть здоровым?».
Цель этого занятия углубить знания о витаминах и способах закаливания.
На этом занятии используются: игровые технологии, метод кейсов, метод кооперативного обучения, метод проектов, прием «корзина идей».