Файл: Защиты информации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Уральский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Информационные технологии и защита информации»
Е. А. Гузенкова
ПРОГРАММНО­АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА
ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
Екатеринбург
УрГУПС
2016

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Уральский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Информационные технологии и защита информации»
Е. А. Гузенкова
ПРОГРАММНО­АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА
ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
Методические указания к лабораторным работам для студентов направления подготовки бакалавриата
10.03.01 «Информационная безопасность» очной формы обучения
Екатеринбург
УрГУПС
2016

УДК 681.3
Г93
Гузенкова, Е. А.
Г93 Программно-аппаратные средства защиты информации : метод. указания к лабора- торным работам / Е. А. Гузенкова. – Екатеринбург : Изд-во УрГУПС, 2016. – 124 с.
Методические указания содержат планы лабораторных работ, задания и реко- мендации по их выполнению. Методические указания предназначены для студентов направления подготовки 10.03.01 «Информационная безопасность» очной формы обучения.
УДК 681.3
Опубликовано по решению редакционно-издательского совета
университета
Автор:
Е. А. Гузенкова – ассистент кафедры «ИТиЗИ», УрГУПС
Рецензент:Т. Ю. Зырянова – канд. техн. наук, доцент кафедры «ИТиЗИ», УрГУПС
Учебное издание
Гузенкова Елена Алексеевна
ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
Редактор С. И. Семухина
Подписано в печать 21.12.2016. Формат 60х84/16.
Усл. печ. л. 7,2. Заказ 358. Электронная версия.
УрГУПС
620034, Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66
© Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), 2016

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………..
1 Методические рекомендации для студентов к выполнению практической работы……………………………………….
1.1 Подготовка к лабораторным занятиям…………………………………
1.2 Типовая структура лабораторного занятия……………………………
1.3 Выполнение отчета по лабораторной работе………………………….
1.4 Подготовка к опросу по контрольным вопросам……………………...
1.5 Порядок выполнения и оценивания лабораторной работы…………...
2 Общие требования к оформлению отчета………………………………..
3 Методические указания к лабораторным работам по дисциплине
«Программно-аппаратные средства защиты информации»………………
Лабораторная работа 1………………………………………………………
Лабораторная работа 2....................................................................................
Лабораторная работа 3....................................................................................
Список используемых источников………………………………………….
Приложение А..................................................................................................
Приложение Б………………………………………………………………...
Приложение В………………………………………………………………..
4 6
6 6
6 8
8 10 15 15 40 52 121 122 123 124


4
ВВЕДЕНИЕ
Цикл лабораторных работ по дисциплине «Программно-аппаратные сред- ства защиты информации» знакомит студентов со средствами, обеспечиваю- щими защиту информации как на программном, так и на аппаратном уровне персональных компьютеров и в сетевой инфраструктуре. В процессе обучения студенты приобретают также практические навыки работы с различными про- граммными либо программно-аппаратными комплексами по защите информа- ции.
Лабораторные работы проводятся студентами в составе бригад по два че- ловека.
На первом вводном занятии все студенты обязаны прослушать инструк- цию и изучить самостоятельно требования по технике безопасности при вы- полнении лабораторных работ под личную роспись в журнале инструктажа ус- тановленной формы.
К выполнению работы допускаются подготовленные студенты, которые знают теорию лабораторной работы, цель, последовательность проведения, знакомы с системой виртуализации и рекомендованной литературой. Контроль подготовки студентов осуществляет преподаватель.
Подготовка персональных ЭВМ и виртуальных систем производится под руководством преподавателя с соблюдением техники безопасности.
В случае повреждения персонального компьютера работу следует пре- рвать и сообщить преподавателю.
По завершении бригада оценивает полученные данные, производит ана- лиз и показывает на экране монитора задание преподавателю.
По результатам выполненной лабораторной оформляется отчет с соблю- дениями правил и норм оформления.
В отчете необходимо отразить:
− номер и название лабораторной работы;
− цель работы;
− выполненное задание;
− вывод по работе;
− ответы на контрольные вопросы.

5
Отчет должен быть загружен в систему Black Board в предназначенный для него раздел. Отчет проверяется преподавателем, защита в форме демонст- рации выполненных действий на компьютере, созданного документа и ответов на тестовые вопросы и является допуском к следующей работе.

6
1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1.1 Подготовка к лабораторным занятиям
При подготовке к каждой лабораторной работе каждый студент должен начать с ознакомления с содержанием теоретического материала по теме пред- стоящей работы. Для подготовки к работе также необходимо изучение (повто- рение) материалов лекций, связанных с тематикой конкретной работе, а также дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента сво- бодно ответить на теоретические вопросы лабораторного занятия, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении лабораторной работы.
1.2 Типовая структура лабораторного занятия
При организации лабораторного занятия используется следующий алго- ритм:
1. Вступительное слово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены, постановка проблемы, связанной с изучае- мой темой).
2. Выполнение лабораторной работы.
3. Обсуждение выполненной работы.
4. Подведение итогов занятия.
1.3 Выполнение отчета по лабораторной работе
Отчет выполняется письменно, в виде работы, отражающей выполнение всех заданий, относящихся к этой лабораторной работы.
Структурные элементы содержания отчета по практической работе:
 титульный лист;
 содержание;
 обозначения и сокращения, которые будут использоваться в работе;


7
 введение;
 основная часть;
 заключение;
 список использованных источников;
 приложения (при наличии).
Титульный лист является первым в общей нумерации страниц к отчету.
Пример оформления титульного листа приведен в приложении А. Номер стра- ницы на титульном листе не проставляется. На титульном листе обязательно указывается номер практической работы и тема, которая будет раскрыта в ра- боте.
Содержание располагается после титульного листа и включает перечень следующих структурных элементов отчета с указанием номеров страниц, с ко- торых начинается их месторасположение в тексте отчета:
 введение;
 основная часть;
 заключение;
 список использованных источников; приложения (при наличии).
Введение в отчете в краткой форме отражает:
 уровень актуальности рассматриваемой тематики;
 цель и перечень конкретных задач, поставленных для достижения цели.
Во введении не используются таблицы, иллюстрации, формулы. Реко- мендованный объем 1–2 страницы.
Основная часть содержит:
 задачи, которые необходимо решить в лабораторной работе;
 решение поставленных задач и их сравнительную оценку;
 примеры практической реализации выбранной тематики.
Примеры практическое реализации представляют собой иллюстрирован- ное, пошаговое конфигурирование программного комплекса, с описанием ос- новных действий.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам основной работы, а также они должны соответствовать целям и задачам, которые были определены в начале работы. В заключении может быть представлена оценка

8 полноты задания и рекомендации по практическому и научному применению результатов работы.
В заключении не используются таблицы, иллюстрации, формулы, ссылки на использованные источники.
В список использованных источников включаются только источники, на которые сделаны ссылки в тексте отчета. Источники должны располагаться в порядке появления на них ссылок в тексте отчета. Запись каждого издания ве- дется в отдельной строке с абзацного отступа и начинается с порядкового но- мера источника, записываемого без точки, в соответствии с требованиями
ГОСТ 7.32, ГОСТ 7.1.
1.4 Подготовка к опросу по контрольным вопросам
Подготовка опросу включает в себя: изучение курса лекций; интенсивный поиск необходимой информации по заданной проблематике / перечню кон- трольных вопросов, её глубокий анализ и систематизацию; выполнение задания в одной или нескольких формах – письменной, устной; готовность к аргумен- тированному отстаиванию своей точки зрения. Опрос по контрольным вопро- сам может проводиться устно или письменно в формах блиц-опроса (краткие ответы студентов, общая продолжительность такого опроса до 15 минут) или индивидуального собеседования со студентом (группой студентов) по тематике контрольных вопросов.
Критерии оценки:
 полнота ответа на контрольный вопрос;
 соответствие заключений, выводов устоявшимся в науке мнениям;
 точность и аргументация ответа.
1.5 Порядок выполнения и оценивания лабораторной работы
Выполнение лабораторной работы состоит из следующих пунктов:
1. Изучение теоретического материала по тематике лабораторной работы.
Данный материал представлен в теоретических частях методических указаний к лабораторной работе, конспекте лекций, рекомендуемых литературных источ- никах и источниках сети Интернет.
2. Студент (группа студентов) самостоятельно и до начала занятия дол- жен ответить на контрольные вопросы работы, касающиеся ее теоретической части.


9 3. Студент (группа студентов) выполняют последовательно все задания, представленные в методических рекомендациях к лабораторной работе, делая выводы по каждому блоку заданий.
4. Студент (группа студентов) оформляют материал, полученный в ходе выполнения лабораторной работы, дополняет ответы на контрольные вопросы ответами, касающиеся практической части работы, оформляет отчет с соблю- дением требований к оформлению и выкладывает отчет в соответствующий раздел с заданием на лабораторные работы в систему black board.
5. Студент (группа студентов) исправляет замечания, указанные препода- вателем к работе, или обосновывает свою точку зрения при несогласии с заме- чаниями.
6. Защита проводится в объеме лабораторных занятий с последующей ау- диторной дискуссией по тематике работы.
Оценивание выполнения лабораторной работы складывается из следую- щих критериев:
1. Выполнение отчета по лабораторной работе с соблюдением требований к формированию отчета и оформлению.
2. Защита отчета в часы аудиторных лабораторных занятий.
3. Исправление замечаний по итогам защиты.

10
2 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА
Отчет выполняется на одной стороне листов белой нелинованной бумаги основного формата А4 (ГОСТ 2.301). Листы других форматов могут быть ис- пользованы только для оформления приложений.
На всех листах основной части отчета следует печатать, соблюдая, в со- ответствии с требованиями ГОСТ 7.32, следующие размеры полей от края лис- та:
 слева – не менее 30 мм;
 справа – не менее 10 мм;
 сверху и снизу – не менее 20 мм.
Размер гарнитуры шрифта: высота – 14 кегль, шрифт – Time New Roman; межстрочный интервал – 1,5; выравнивание по ширине строки.
Абзацный отступ – 1,25 см.
Наименования структурных элементов отчета: «СОДЕРЖАНИЕ», «ОБО-
ЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИ-
СОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» служат заго- ловками структурных элементов отчета. Заголовки этих структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце и писать прописными
(заглавными) буквами, не подчеркивая.
Заголовки разделов следует располагать с абзацного отступа, печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Перенос слов в заголовке не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Расстояние между наименованием структурного элемента, заголовка раз- дела (подраздела) и текстом должно быть равным одному интервалу. Расстоя- ние между заголовком раздела и подраздела также равны одному интервалу.
Заголовки пунктов (подпунктов) выделяются друг от друга и от текста сверху и снизу пустыми строками.
Размер шрифта заголовка структурных элементов раздела – 16 кегль.
Размер шрифта подразделов должен совпадать с размером шрифта основной части отчета.


11
Заголовки структурных элементов (кроме пунктов и подпунктов) выпол- няются полужирным шрифтом. Основной текст и заголовки пунктов и под- пунктов выполняются обычным шрифтом.
Для обозначения текстовых элементов оформления (таблицы, иллюстра- ции, формулы) в объеме отчета применяется сквозная нумерация (например,
Рисунок 1; Таблица 5; формула (3)).
Правила оформления текста отчета определяются ГОСТ 7.32.
Текст отчета делится на разделы, подразделы, пункты, подпункты. Но- мерное обозначение разделов, подразделов, пунктов и подпунктов должны со- ответствовать порядковому номеру в отчете и пишутся арабскими цифрами с абзацным отступом (ГОСТ 2.105) без точки между номером и текстом назва- ния.
Нумерация подразделов, пунктов и подпунктов образуется из номерного обозначения самостоятельного структурного элемента предыдущего, более вы- сокого уровня (раздел), в который они входят, с добавлением через точку их порядкового номера в составе этого элемента. Точка в конце нумерации не ста- вится.
Нумерация пункта состоит из номера раздела, подраздела и номера пунк- та в данном подразделе, разделенные точкой. Например, 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.
Разделы и подразделы в пояснительной записке имеют индивидуальные названия (заголовки) и указываются после их номерного обозначения без точ- ки, начиная с прописной буквы.
Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подраз- делов.
Названия, состоящие из двух предложений, записываются через точку.
Пункты и подпункты названий могут не иметь. В этом случае текст пунк- та или подпункта начинается сразу за его номерным обозначением через пробел с прописной (заглавной) буквы.
Не допускается оставление заголовка структурного элемента в конце
(внизу) страницы без строк текста. В этом случае заголовок переносится на следующую страницу.
Таблицы
Таблицы представляют собой формулу организации материала, позво- ляющую систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и на-

12 глядность информации. Таблицы применятся для лучшей наглядности и удоб- ства сравнения показателей.
Каждая таблица должна иметь заголовок (название), точно и кратко от- ражающее ее содержание.
Заголовок таблицы помещают над ней слева, начиная с прописной (за- главной) буквы, без абзацного отступа от левого края текста в одну строку с ее номером через тире, в конце названия таблицы точку не ставят (например,
«Таблица 1 – Основные … показатели эффективности»). Если заголовок таб- лицы больше чем одна строка, то предложение заголовка переносят в сле- дующую строку с одинарным интервалом. Перенос части слова заголовка не допускается.
Все таблицы, за исключением таблиц приложений, нумеруют в соответ- ствии с принятым в отчете способом (например, «Таблица 1», «Таблица 2»).
Таблицы в приложении нумеруют в виде буквенного обозначения прило- жения и порядкового номера таблицы в приложении, разделенных точкой, на- пример «Таблица В.1».
На все таблицы в тексте должны быть даны ссылки (например, «… в таб- лице 2 ….». Таблицы размещают после первой ссылки на них в тексте, при не- достатке места – на следующей странице, при необходимости – в приложении.
Таблицы отделяются сверху и снизу от текста пустыми строками и печа- таются тем же шрифтом, что и основной текст. Допускается для таблиц приме- нение шрифта меньших размеров (8–12 кегль).
Допускается размещение таблиц больших форматов на полный разворот листа с поворотом изображения на 90 градусов по часовой стрелке.
Если таблица не входит на отведенный формат листа (страницы), допус- кается ее делить на части с переносом на следующую страницу. При переносе таблиц слово «Таблица» с присвоенной ей нумерацией и названием указывают только над первой (начальной) частью таблицы (рисунок 1). Над другими час- тями таблицы по левому краю, без отступа от левого края таблицы указывается наименование «Продолжение таблицы» с указанием номера переносимой таб- лицы без названия (рисунок 2).
При переносах таблиц ее поля с названиями столбцов необходимо заме- нить условными номерами столбцов. Эти условные номера указывают под на- званиями столбцов таблицы в ее первой части.