Файл: Конфликт это столкновение противоречащих друг другу интересов противодействующих сторон, каждая из которых выбирает собственные способы действий и методы поведения для достижения целей..pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задача медиатора на второй стадии — выявить все имеющиеся проблемы, поскольку большинство конфликтов имеет комплексный характер. Причем нужно добиться не только личных мнений о тех или иных проблемах, но и совместного понимания и формулирования участниками существа конфликта.
Стадия 3. Поиск альтернатив
На этой стадии нужно найти ответ на вопрос: как можно сделать то, что вы хотите, с наибольшим эффектом? В поиск ответа вовлекаются все участники. Несмотря на обилие проблем, выявленных и зафиксированных медиатором к этому моменту, ключевое решение, возможно, кроется лишь в одной или нескольких базовых проблемах. Их нужно определить в первую очередь.
После обзора всех проблем и выделения среди них главных медиатор приглашает участников высказаться по поводу путей их решения и фиксирует высказывания. Следующий шаг — анализ предложений на предмет их соответствия установленным критериям. Эти критерии также вырабатываются на сессии.
Медиатор и сам может предлагать новые решения, однако не нужно злоупотреблять этим правом, чтобы не ослаблять творческий настрой участников. Свои предложения медиатору следует озвучивать лишь после того, как все участники высказались. Целесообразно делать это так: «Давайте представим, что случится, если...».
Тон предложений должен быть таким, чтобы не создавалось впечатление о прессинге со стороны медиатора либо о его симпатиях одной из сторон. Предложения медиатора могут приниматься или отвергаться по усмотрению участников.
В случае недостатка конструктивных предложений, полученных методом мозгового штурма, имеет смысл попросить участников еще раз подумать над ними дома или в перерывах между сессиями.
Стадия 4. Переговоры и принятие решения
Главная задача этой стадии — кооперация участников, настраивание их на совместную работу. Для реализации этой задачи рационально начать диалог сторон с наименее значимых вопросов, а затем сделать акцент на тех хотя бы небольших компромиссах, которые были достигнуты в рамках этого диалога. Если разговор все же начинается с крупных проблем и предложений по их разрешению, важно в качестве позитивного фактора обращать внимание на то, что участники согласились обсуждать даже те проблемы, по которым ранее существовала высокая степень непримиримости.
Нужно помнить и еще об одном: слишком длинный список предложений для обсуждения в ряде случаев затрудняет принятие решения. Следовательно, его нужно максимально сократить.
Медиатор, продолжая начатые ранее действия, стремится перевести такой торг-конкуренцию в сотрудничество сторон по совместному решению проблем.
Медиатор дает старт взаимодействию между сторонами и следит за тем, чтобы каждому участнику была предоставлена возможность высказаться, внести свои предложения и оценить предложения других без какого-либо давления, чтобы нить понимания между участниками не терялась и чтобы они не уходили в сторону от обсуждаемой проблемы. Медиатор может также остановить негативные выпады участников в адрес друг друга, напомнив им о правилах поведения на сессии.
Стадия 5. Составление итогового документа
Задача этой стадии — оформление документа (плана или соглашения), в котором были бы четко изложены принятые участниками решения, их текущие намерения и варианты поведения в будущем.
Медиатор на этой стадии организует составление плана, уточняет формулировки, записывает принятые решения. Важно внести в итоговый документ пункты, которые допускали бы возможность его корректировки в случае изменений.
В процессе выработки приемлемого соглашения стоит помнить, что начинать путь к нему целесообразно с самых легких вопросов. Их решение оказывает положительное психологическое воздействие на участников переговоров и демонстрирует принципиальную возможность достижения договоренностей. Этот прием позитивно действует и на общественное мнение.
В ходе работы над соглашением рекомендуется использовать принцип: пусть решение будет легким для другой стороны. Легкости принятия решения способствует упоминание прецедента. Например, можно рассказать, что в похожей ситуации уже были случаи, когда стороны приходили к соглашению.
Проект плана или соглашения раздается всем участникам, чтобы в преддверии следующей сессии они могли еще раз обдумать его и сделать свои поправки. Важно заметить, что зачастую стороны согласны с пунктами по существу, однако их не устраивают зафиксированные в документе слова. Соответственно, медиатор должен позаботиться о том, чтобы план или соглашение были приемлемы и в стилистическом смысле.
Особое внимание следует уделить процедуре подписания совместно разработанного и принятого сторонами документа. Рукопожатия или поднятие бокалов с шампанским послужат здесь символом того, что стороны преодолели конфронтацию и в дальнейшем намерены решать свои проблемы путем кооперации усилий.
Соглашение считается прочным, когда в процессе работы над ним и в самом тексте соглашения присутствуют следующие составляющие:
Процедурное удовлетворение. Его главным индикатором служит то, что стороны, вне зависимости от хода выполнения соглашения, готовы использовать ту же модель переговорного процесса снова в сходных обстоятельствах.
Психологическое удовлетворение достигается, когда участники переговоров не уничтожены, не угнетены, не понесли непоправимого морального ущерба, чувствуют себя лучше и осознают, что в противном случае было бы хуже.
Удовлетворение по существу. Его степень зависит от того, насколько адекватно разрешены все проблемы и насколько формальные пункты соглашения обеспечивают реальное удовлетворение интересов.
По окончании переговоров их участники обычно готовят отчет. Ведь важно не только достигнутое соглашение, но и то, как проходили переговоры, каковы были высказывания партнеров и их реакция на предложения друг друга, что не вошло в итоговый документ, но может представлять интерес для дальнейшей работы.
При составлении отчета целесообразно ответить на вопросы:
Что способствовало успеху переговоров, какие возникали трудности, как они преодолевались?
Что не было учтено при подготовке к переговорам и почему?
Какие возникли неожиданности в ходе ведения переговоров?
Каково было поведение партнера на переговорах?
Какие принципы ведения переговоров возможно и необходимо использовать на других переговорах?
Стадия 6. Правовая процедура и утверждение соглашения
Часто конфликт между сторонами затрагивает их внешнее окружение, а принятое соглашение или план нуждается в институциализации, то есть в официальном закреплении, подтверждении. В этих случаях рекомендуется их правовое сопровождение и утверждение (ратификация) ответственными инстанциями: комитетами и комиссиями представительных органов власти, исполнительными структурами, судами и т. п.
На медиаторской сессии следует определить, какие механизмы обеспечат самую быструю и эффективную ратификацию принятого документа, какие представители сторон будут этим заниматься и какие ресурсы для этого потребуются.
Стадия 7. Выполнение, пересмотр и коррективы соглашения
В процессе работы с достигнутыми договоренностями ситуация может меняться
, а пункты договоренностей — переосмысливаться. Возможно и возникновение непредвиденных (форс-мажорных) обстоятельств. Во всех этих случаях будет лучше, если стороны не ограничатся спонтанной реакцией, а заранее предусмотрят возможность новых встреч, согласований и обсуждений.
Хотела бы сделать вывод после ознакомлением с данным материалом.
Помимо обучения, я работаю на фирме, где очень много разных людей со своим собственным мнением, которое бывает отличным от большинства.
Теперь, благодаря медиации:
- можно избежать многих проблем во взаимоотношениях;
- получится построить «здоровый» коллектив;
- конфиденциально и не публично разрешить проблемы и недопонимание;
- снять психологическую и эмоциональную нагрузку;
- стандартных, которые на первый взгляд казалось, что решить не удастся, ситуациях услышать независимую сторону и прийти к нестандартным и гибким решениям.
Благодарю за внимание и полезный материал!