ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К серьёзным политико-теократическим разработкам константинопольского патриарха относится учение о законном плюрализме и традициях. Фотий выступал за разумное сочетание в религиозной и человеческой деятельности исторического опыта и церковных предписаний, решений соборов. Это утверждение содержалось в письме Фотия к папе Николаю I, который усомнился в законности избрания Фотия на патриарший престол. В конце письма константинопольский патриарх изложил основной принцип своего отношения к опыту и традициям: «Когда вера остаётся неприкосновенной, общие и кафолические решения безопасны; благоразумный человек уважает опыт и законы других; он не видит ничего плохого в том, чтобы соблюдать их, и ничего незаконного в том, чтобы преступать их».
Таким образом, позиция Фотия отражала убеждение, разделявшееся жителями средневековой Византии, что полнота византийской литургической и дисциплинарной традиций выражала христианскую веру в её наиболее правильной и соответствующей форме, и именно поэтому эти традиции были жёстко обязательными в пределах византийской империи.[83]
В условиях острой, разнонаправленной церковно-политической борьбы, будучи одним из активных её участников, Фотий включил в систему представлений о власти положение о порядке как гаранте государственного благополучия.
Понятие «порядка» — одно из ключевых в византийской системе ценностей — просматривалось в разных сферах общественного сознания: богословии, юриспруденции, политической идеологии. Закономерно его использование Фотием в трактовке государственной власти, осуждавшего нестабильность, перемены, волнения в жизни государства и общества. Представление о порядке как об условии политической стабильности определяло негативное отношение Фотия к новаторству. «Горазды нововведения … смущать и уязвлять помыслы, а толпу вызывать на злословие и дерзость». Всякому делу должен предшествовать совет — учил Фотий, «непредусмотренные деяния, по большей части, шатки, а содеянное праведно должно считаться скорее следствием иной причины, нежели внезапная перемена и устремление того, кто часто сбивается на сторону».[84]
Фотием были изложены важные основы христианского вероучения, носившего по своему содержанию светский, утилитарный характер: в нём нашли отражение многие политические вопросы, затрагивавшие государственную жизнь не только Византии, но и стран европейского восточно-христианского круга (Болгарии).
Животрепещущим вопросом размышлений мыслителей позднего Средневековья оставался вопрос о сферах влияния государства и церкви. Однако содержательная сторона охватываемых политико-теологических проблем, по сравнению с мыслителями раннего Средневековья, была несколько иной. Если ранее религиозно-политические воззрения отражались через призму взаимоотношений государство–церковь, то теперь к ним добавилась проблема человек–личность; теоретический дискурс начинает строиться в дихотомии государство–церковь и церковь–человек. Компетенция двух важных политических институтов, какими являлись церковь и государство, пределы их вторжения в личную жизнь человека, составили предмет дискуссий и выражения личного мнения и особой позиций, как мыслителей, отражавших интересы церкви, так и тех политических философов, кто стоял на страже интересов государства.
Несмотря на то, что в Средневековье между церковью и государством Казалось, что в рамках концепции «симфонии властей» между церковью и государством был найден разумный компромисс. Однако, церковно-православная мысль стран восточно-христианского круга, в первую очередь Византии, в целях укрепления позиций духовной власти и упрочения авторитета института церкви продолжали настойчиво делать опору средневекового православия на человека. Православных христианских мыслителей интересовала не только проблема взаимоотношения церкви и государства, но и отношения человека с церковью, занимаемая им позиция по отношению к религиозным канонам и догматам. В воззрениях церковных философов присутствовало стремление показать заботу церкви о человеке, его духовности и нравственности, объяснить его место и роль в мирской жизни, вселить в него искреннюю надежду на то, что до последних дней земной жизни он будет под опекой церковной организации, заботящейся о вечном спасении людей.
Определённый итог исканий православной мысли в философском объяснении взаимоотношения церкви и человека подвёл протоиерей, русский богослов, философ, историк культуры Георгий Флоровский (1893-1979 гг.) в известной статье «Империя и Пустыня», где религиозный мыслитель чётко разграничил сферы личностного начала, субъективного действия, под которыми он понимал Пустыню, и содержательную сферу деятельности Империи, суть которой трактовалось им в духе средневековых учений. По Георгию Флоровскому, Пустыня — сфера личностного начала — это уединение, молитва, христианский аскетизм, подвиг отшельников, столпников и безмолвников. Империя, по мнению мыслителя, предполагала иную деятельную сферу, иные формы духовности и подвига: это ограждаемое пространство спасения для всех (для всего «крещённого мира»), которое создавала и защищала государственными, экономическими, духовными и военными средствами. Империя предполагала соборный труд и соборный подвиг, наличие социальной и духовной иерархии, православной культуры, науки и искусства, «общественное» служение» буквально во всех областях жизни и деятельности. [85]
Следовательно, содержательная концептуальная база религиозных православных взглядов, сформированных православной церковью и её видными мыслителями в эпоху Средневековья, свидетельствовала о преобладании гуманной направленности излагаемых духовных воззрений и защищаемых ценностей с акцентом на совершенствование духовного мира человека, на завоевание и удержание высоконравственных позиций в системе координат человеческого общежития. Это, в определённой степени, объясняет отсутствие в православном христианском мире ничего похожего на инквизицию — атрибута западного католицизма эпохи Средневековья — ужасного учреждения для борьбы с инакомыслящими, созданного католической церковью.
Возвращаясь к основополагающим идеям «Империи и Пустыни» Георгия Флоровского, следует подчеркнуть, что важной теолого-политической проблемой, подвергнувшейся анализу мыслителя, оставалась проблема взаимоотношения церкви и государства. «Христианская история развёртывается в антимоническом напряжении между Империей и Пустыней», — констатировал Георгий Флоровский, где синонимами противостоящих начал могут стать извечные понятия — «видимое» и «невидимое», «земное» и «небесное».
Известный богослов не скрывал своих симпатий к «Пустыне», под которой подразумевал церковь. Высоко оценивая историческую роль «Пустыни», религиозный мыслитель своё уважительное отношение к ней выразил словами В. Соловьёва: «Идея “воцерковленной” Империи потерпела крушение. Империя распалась на части в кровавых конфликтах, выразилась в фальшь, двусмысленность и насилие. Пустыня имела больше успеха. Она навсегда останется свидетельством творческих усилий ранней Церкви, с её византийским богословием, благочестием, искусством. Быть может, она останется наиболее живой и священной страницей в таинственной книге человеческой судьбы, написание которой всё ещё продолжается».[86]
Историческая заслуга средневековой политической мысли, сложившейся в Византии, заключалась в том, что ею были выработаны основные позиции и принципы церковно-государственных отношений, особый вклад в теоретическую разработку которых внесли император Юстиниан I Великий и патриарх Фотий, сформулировавшие главные принципы византийской политической системы. Основной принцип этих отношений словами Г. Флоровского, гласил: «Мир и процветание народа зависят от согласия и единодушия между царством и священством». Повторить византийский исторический опыт с разной степенью успешности в разное время пытались Сербия, Болгария и другие страны восточно-христианского культурного круга.
литература:
Виппер Р. Ю. История Средних веков. Краткий учебник. – М., 2002.
Дозорцев П. Становление отношений государства и церкви в Западной Европе. Развитие отношений между церковью и государством в новое время // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. – М.: Манускрипт, 2003.
Журавин А.С. Апологеты II - III вв. О взаимоотношениях церкви и государства // Ленинградский юридический журнал. Научно-теоретический и информационно-практический межрегиональный журнал. – 2006. – № 1.
Новиков О.А. Византийская концепция «симфонии властей». Историко-политический аспект // Право и политика. – 2007. – № 7.
Павлова С.В. Симфония властей: историко-теоретический аспект // История государства и права. – 2002. – № 1.
Рябец В.В. Византийская симфония властей: теория и практика: Право // Материалы научной сессии: Право. Волгоград, 21-30 апреля 2008 г. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008, Вып. 1.