Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Войны требовали постоянного притока товаров, и жители Мекки, расположенной на перекрестке важнейших торговых путей, сделали все возможное для развития торговли. Были введены «священные месяцы», когда кровная месть и любые военные действия у стен города запрещались.
Обстановка в окрестностях Мекки была нестабильна: кочевники грабили крестьян и караваны, бедуины враждовали между собой из за пастбищ и колодцев.
Таким образом, обстоятельства требовали идеологии, которая бы сгладила социальные противоречия, положила конец междоусобицам и грабежам и направила воинственность жителей на внешние цели. Все это дал Мухаммед. Вначале осмеянный за одержимость, он объединил своих земляков под зеленым знаменем ислама.
В исламе, в отличие от других религий, есть положения, способствующие географическим открытиям, это — «священная война», обязательное паломничество к святым местам и признание торговли богоугодной деятельностью. Например 17 сура Корана прямо настаивает на морских плаваниях, утверждая, что Аллах гонит вперед корабли правоверных, на которых они стремятся к изобилию. Сам Мухаммед, будучи купцом, утверждал, что тот, кто покидает родной очаг в поисках знаний, идет по пути божьему.
Главный центр ислама — Мекка, где находится черный камень Каабы. Мусульмане молятся пять раз в сутки, обратившись лицом к этому месту. В Европе ислам распространился в пределах Пиренейского полуострова — в южной и восточной Испании. Здесь арабо мавританское владычество продолжалось почти восемь веков — с 711 г. по 1492 г.
Отличительной особенностью арабских дворцов считается обилие ковров, разделение на парадные залы, службы и женскую половину (гарем), куда запрещено входить посторонним мужчинам. К дворцам обязательно прилегал парк.
В отличие от всех других религий, ислам распространялся среди всех народов, которые были готовы его принять, независимо от цвета кожи и местных верований. Рзультатом такого похода стал расцвет исламской культуры, обусловленный совместными действиями индийцев, персов, египтян, объединенных арабской властью. В исламской литературе, наряду с исследованиями по математике, медицине и астрономии, особой популярностью стали пользоваться описания путешествий.
Мусульмане, или магометане верят в единого бога Аллаха, Мухаммед считается его посланником на земле. Священной книгой мусульман считается Коран, который состоит из проповедей, предписаний, регулирующих имущественные, правовые, семейные отношения, в нем содержатся также бытовые правила и поучения.
В исламе сформировалось три основных направления, различающихся подходом к вопросу о главе мусульманской общины. Последователи суннизма кроме Корана признают «священное предание» Сунну, а главой мусульманской общины избирают достойных представителей элиты. Для последователей шиизма важна роль зятя Мухаммеда — пророка Али (власть могут наследовать только его потомки). Хариджизм — ортодоксальный ислам, близкий к суннизму, требует соблюдения строгих правил поведения в жизни. Хариджиты осуждают роскошь, запрещают игры и музыку, во главе общины выбирают достойного.
Почти 90% мусульман мира относятся к суннитам. Шиизм преобладает в Иране, Бахрейне, Йемене, Азербайджане. Крупные шиитские общины проживают в Ливане, Сирии, ОАЭ, Афганистане, Таджикистане.
-
СВЯЗЬ РЕЛИГИИ И ПОВЕДЕНИЯ
Связь религии и делового поведения выражается не только в наличии общего в деловых культурах разных народов, но и в их различиях. Даже внутри христианства деловые культуры протестантов, католиков и православных существенно отличаются друг от друга.
Протестанты и католики. В то время как европейцы признают влияние ислама и буддизма на общественную и деловую сферы восточных стран, они часто недооценивают тесную связь христианского учения с обществом и бизнесом. Причем эта связь имеет свои особенности в зависимости от типа религий. Сравним, например, мировоззренческие принципы протестантов и католиков.
Протестанты не такие любители посещения церквей и соблюдения религиозных обрядов, как католики, но они строго следуют основным законам, предписанным их религией:
- играть определенную роль в обществе, т.е. быть социально активным;
- относиться к соседям с уважением;
- почитать власть и соблюдать законы;
- регулярно платить налоги;
- быть искренним и честным.
Эти законы приводят к тому, что страны с протестантской религией воспитывают граждан, для которых общественные отношения характеризуются следующими принципами:
- честность и прозрачность;
- справедливость, дисциплинированность и уважительное отношение к законам;
- свобода слова и вероисповедания;
- равенство для женщин;
- наличие демократических институтов;
- высокие налоги для сохранения социального благосостояния;
- рабочая этика (работа=успех=богатство);
- эгалитаризм;
- пунктуальность и аккуратность.
Законы католической религии сформировали несколько иные общественные принципы. Католики признают:
- наличие только одной правильной религии;
- обязательность соблюдения церковных ритуалов и обрядов;
- иерархию в общественных отношениях;
- сильных лидеров и большую дистанцию власти;
- семейственность в бизнесе;
- решение деловых вопросов в обход официальных каналов.
Умение слушать собеседника. Такое различие во взглядах на организацию общества, естественно, не может не сказаться на деловой культуре католиков и протестантов. Если протестанты стараются внимательно слушать делового партнера, не перебивая и не прерывая его, и обращают внимание на факты, то полиактивные католики не стесняются прерывать собеседника, бурно выражают свои чувства и обращают внимание не только на то, что им говорят, но и на то, как говорят.
Переговоры. Переговоры являются важной частью деловой культуры, поскольку от их успеха во многом зависит результат профессиональной деятельности. Нежелание учитывать межкультурные различия ведения деловых переговоров может при-вести к их срыву.
Сравним, например, тактику переговорных процессов шведских протестантов и испанских католиков. Шведы не проявляют эмоций, стараются строго соблюдать протокол, особенно если переговоры ведутся с иностранными партнера-ми, и ведут честную игру. Они часто прибегают к перерывам, во время которых достигается желаемый консенсус. При этом иногда демонстрируется преимущество шведского подхода к решению проблем, что не всем может понравиться.
Испанцы эмоциональны и артистичны в своих выступлениях. Они не любят, когда с ними не соглашаются на публике, но могут пойти на уступки при личной встрече. Часто первоначальная цена сделки преднамеренно завышается с тем, чтобы оставить возможность для торга.
Деловые презентации. На презентациях шведы ожидают подробной технической информации о товаре или проекте и сроках его поставки. Их также интересует, насколько современен товар и его качественные характеристики.
Испанцам презентация понравится, если они почувствуют теплое отношение со стороны выступающего, оценят оригинальность идеи и красоту изделия. Они также обращают внимание на стиль выступления, в котором должны присутствовать юмор и красноречие.
Протестанты и православные. Православие, в том числе старообрядчество, из которого вышло большинство российских купцов, в прошлом веке претерпело гонение со стороны коммунистов, поэтому влияние религии на деловые отношения можно лучше
проследить на примере дореволюционной России, тем более что трудовую этику российских
предпринимателей замечательно описал автор книги «Москва купеческая» П.А. Бурышкин.
В качестве информационного источника по протестантской этике возьмем не менее знаменитое исследование М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». На основе этих источников сравним протестантов и право-славных по трем параметрам: отношению к делу, отношение к партнеру по бизнесу и отношение к материальным благам.
Отношение к делу. У протестантов дело – это миссия человека в мире, его призвание. «Выполнение долга в мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека… тем самым обязанности для человека становятся его призванием» [2]. Человек является как бы управляющим «…благами, доверенными ему милостью Божьей, он, подобно рабу в библейской притче, обязан отчитываться в каждом доверенном ему пфеннинге…».
У русских купцов наблюдались схожие этические принципы, они «на свою деятельность смотрели не только и не столько, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета…» [3].
Из приведенных высказываний видно, что и американские протестанты, и русские старообрядцы отличались глубоко религиозным отношением к миру. Это отношение, несомненно, проявлялось и в организации их профессиональной деятельности.
Отношение к партнеру.Отношение к партнеру по бизнесу строится на моральных принципах, в основе которых лежат религиозные законы. Именно эти законы, как у протестантов, так и у православных, позволили изменить отношение к деловому партнеру как к врагу, заменив его на доверительное. Доверять стало выгоднее, чем обманывать.
Американская пословица гласит: «Тому, кто точно платит, открыт кошелек других». Термин «техасское рукопожатие» означает примерно то же, что «купеческое слово» в России. Если бизнесмена ловили на обмане, то путь в большой бизнес был для него закрыт. Он мог только промышлять мелки-ми делишками, да и то до поры до времени.
Такая характеристика американских капиталистов и русских купцов может показаться слишком приукрашенной, но мошенники и жулики не могли добиться значительного успеха в развитии производительных сил и всего на-родного хозяйства в России и в Америке к концу ХIХ века. А случаи злоупотребления доверием были скорее исключением. Эти случаи имели место на заре дикого капитализма, и они не могли носить долговременный характер. Хаос в этике деловых отношений в начале перестройки в России только подтверждает эту мысль.
Отношение к материальным благам. У протестантов в чести была умеренность в личном употреблении вплоть до аскетизма. Идеальному типу капиталистического предпринимателя были чужды показная роскошь и расточительство, а также упоение властью и внешнее выражение то-го почета, которым он пользуется в обществе.
У русских купцов отношение к богатству было не совсем таким, каким его изображали в произведениях социалистического реализма. «Даже в купеческих группировках и на бирже богатство не играло решающей роли… Да кроме того, всегда интересовались происхождением богатства» [3]. Не стоит забывать также, что именно в купеческой среде была развита благотворительность.
Панацея или генератор конфликтов?
Естественный процесс развития международных отношений, в том числе и деловых, называемый модным термином «глобализация», остановить никто не в силах, но «очеловечить» его, уменьшить возможные негативные последствия можно. Для этого нужно бережно и уважительно относиться к культурному наследию народов, в котором большую роль играет религия.
Является ли религия панацеей от возможных болезней человечества, таких как шовинизм, расизм, сепаратизм, или генератором конфликтов, приводящих к страшным последствиям? Ответ на этот вопрос будет неоднозначным, поскольку многое зависит от того, кто на него отвечает.
В тех странах, где религия, светская жизнь и бизнес не связаны тесными отношениями, некоторые политики могут считать религию препятствием на пути к международному взаимопониманию, препятствием,
которое нужно устранить. Но там, где экономика и политика замешаны на религиозных аспектах, религию считают неотъемлемой частью глобализации. И если первые не удосужатся понять вторых, то религия, несомненно, будет препятствием. Если же отношение к религиозным традициям и законам будет строиться на учете национальных особенностей, то это препятствие легко можно сделать своим помощником.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Географически религии подразделяются на местные традиционные верования, которых придерживаются разрозненные изолированные племена; национальные, как правило, распространенные в пределах государственных границ или ареалов проживания этносов, и мировые, преодолевшие национальные рамки и ставшие общей религией многих этносов и государств.
В соответствии с рисунком 1 представлена численность людей, исповедающих разные религии.