Файл: Опорный конспект разговора о ценности Патриотизм Внеурочное мероприятие. Тема Символы России и малой родины Цель проведения создание условий формирования ценностных ориентиров обучающихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к теме 2.2. «Страна: патриотизм»
Тема занятия: Символы России
Класс: 5 – 7
Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности патриотизма:
историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.
Опорный конспект разговора о ценности «Патриотизм»
Внеурочное мероприятие.
Тема: «Символы России и малой родины»
Цель проведения: создание условий формирования ценностных ориентиров обучающихся
Задачи:
-
Расширить и закрепить знания обучающихся об истории формирования российской символики, а также символики малой родины -
Способствовать формированию уважительного отношения к общегосударственной символике и символике Красноярского края -
Воспитывать гордость за страну и свою малую родину.
Оборудование: карточки, раздаточный материал.
Ход занятия:
«Клянусь честью, что на свете я не хотел бы
переменить Отечество или иметь другую историю,
кроме истории наших предков».
А.С. Пушкин.
Учитель: Добрый день, ребята! Рада приветствовать вас на интеллектуальной игре «Символы России и малой родины».
Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о нашей необъятной родине - России, её государственных символах.
Обратимся к словарю. Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государства.
Учитель: Как называется государство, в котором мы живём? (Россия)
Учитель: А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (родина)
Вот как писал о родине в годы Великой Отечественной войны поэт Константин Симонов.
Стихотворение прочитает…
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
(1941 г.)
Учитель: Сегодня мы с вами поучаствуем в интеллектуальной игре «Государственная символика России и Красноярского края». В игре примут участие две команды. Представление команд. Команда «Россияне», капитан … и команда «Патриоты», капитан… Игра будет проходить в несколько этапов и, чтобы узнать эти этапы, вам необходимо разгадать филворд.
Учитель: Найдите и прочитайте слова, которые имеют отношение к нашему государству. Слова в филворде могут читаться под прямым углом, по вертикали и горизонтали, но не могут пересекаться.
О | Н | О | С | Е | Т | П | Б |
К | С | Т | У | Ц | И | Р | А |
Ф | Л | И | Т | И | Я | Е | Я |
Г | А | Г | Р | Ё | З | А | И |
Б | Р | Е | Е | Р | О | С | С |
Е | Л | И | Б | Т | И | С | У |
З | И | Д | Е | Н | Д | Х | Р |
Е | Р | П | О | Г | И | М | Н |
Учитель: Вы отгадали все этапы нашей интеллектуальной эстафеты, перед вами
маршрутный лист:
1. Станция «Герб»
2. Станция «Флаг»
3. Станция «Гимн»
4. Станция «Конституция»
5. Станция «Президент»
Учитель: И первая станция нашей игры - станция «ГЕРБ»
В конвертах находятся иллюстрации гербов различных стран, вы должны выбрать только тот, который относится к нашему государству.
Учитель: Что такое герб?
Официальный символ Российской Федерации, эмблема государства.
Учитель: Когда появляется постоянный герб?
Постоянный герб появляется в Великом княжестве Московском лишь во второй половине XV века. До этого периода на великокняжеских печатях, как правило, изображались святые покровители Великого князя, а иногда и сам правивший Великий князь. Начиная с правления Дмитрия Донского утверждается традиция изображать Великого князя на монетах и печатях в образе всадника, поражающего врагов. К середине XV в. изображение вооруженного всадника, поражающего дракона, который ассоциировался у современников с Ордой, утверждается как символ Москвы и Московского великого княжества. И, всё же, появление в России постоянного официального герба связано с браком Великого московского князя Ивана Васильевича III с греческой принцессой Софьей Палеолог, заключённого в 1478 г. Этот брак подчёркивал преемственность Московского государства по отношению к павшей в 1453 г. Византийской империи. И должен был подвести идеологическую базу под притязания Москвы на роль центра православного мира в великой державы. Одним из способов демонстрации такой преемственности стало утверждение в роли официального государственного герба Московского великого княжества римско-византийского двуглавого орла, который впервые появляется на великокняжеской печати в 1497 г. Орёл был символом Римской республики, а затем и римской империи. После разделения империи на западную и восточную, орёл становится двуглавым: две головы, одна из которых смотрела на Запад, а другая на Восток символизировали два центра власти: Рим и Константинополь, объединённые единым телом, подчёркивавшим официальное единство империи. С этого времени двуглавый орёл становится главным имперским символом, который заимствовали большинство европейских империй. Утверждение этого символа в качестве официального российского герба должно было подчеркнуть высокий международный статус Московского государства, его право на почётное место в ряду великих христианских держав.
Учитель: Когда был принят Государственный герб Российской Федерации или России?
5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб - золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б.Н.Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба. 8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон "О Государственном гербе Российской Федерации", который был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 20 декабря 2000 года.
Золотой двуглавый орёл на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет, как всей Российской Федерации, так и её частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.
Учитель: дайте описание герба Российской Федерации.
Государственный герб российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединённой лентой. В лапах орла скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.
Учитель: как можно истолковать изображение трёх корон на гербе России?
(Три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная)
Что изображено на груди орла? (Святой Георгий Победоносец)
Какому поэту принадлежат эти строки:
Таков обычай был старинный, чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный оскалом всех своих зубов.
Где львов от века не бывало, с гербов свирепо смотрят львы
Или орлы, которым мало одной орлиной головы! (С.Я Маршак)
Учитель: Как называется регион, в котором мы живём?
Красноярский край образовался 7 декабря 1934 года. С 1 января 2007 года Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ объединились в новый субъект Российской Федерации в пределах границ ранее существовавших субъектов.
В нашем Красноярском крае, как и в других регионах России, есть свой герб.
Кто может описать герб нашего края?
Герб Красноярского края: в червлёном поле поверх лазоревого, смещённого вправо и тонко окаймлённого золотом столба, - золотой лев, держащий в правой передней лапе золотую лопату, а в левой – золотой серп. Щит увенчан пьедесталом с орденскими лентами, окружён золотыми дубовыми листьями и кедровыми ветками, соединёнными голубой лентой.
Учитель: Ребята, что мы зовём своей малой родиной?
Наш родной Бирилюсский район.
Наш район так же, как и другие территории, имеет свой герб.
Символика фигур и делений герба Бирилюсского района многозначна: Медведь - наиболее часто встречающийся представитель животного мира дикой природы района. Медведь - символ предусмотрительности и силы, его золотой цвет - символизирует богатство и разнообразие фауны района. Идущий медведь - аллегория развития муниципального образования.
Вилообразное деление герба - символическое слияние двух крупных рек района - Чулыма и Кемчуга.
Солнце - древнейший символ света и тепла. Солнце символизирует жизненную силу, а как источник света - знания и интеллект.
Учитель: Мы переходим ко второй станции - станции «ФЛАГ»
В конвертах находятся иллюстрации флагов различных держав, вы должны выбрать только тот, который относится к нашему государству.