Файл: Опорный конспект разговора о ценности Патриотизм Внеурочное мероприятие. Тема Символы России и малой родины Цель проведения создание условий формирования ценностных ориентиров обучающихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Практическая работа к теме 2.2. «Страна: патриотизм»

Тема занятия: Символы России

Класс: 5 – 7

Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности патриотизма:

историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.

Опорный конспект разговора о ценности «Патриотизм»

Внеурочное мероприятие.

Тема: «Символы России и малой родины»

Цель проведения: создание условий формирования ценностных ориентиров обучающихся

Задачи:

  • Расширить и закрепить знания обучающихся об истории формирования российской символики, а также символики малой родины

  • Способствовать формированию уважительного отношения к общегосударственной символике и символике Красноярского края

  • Воспитывать гордость за страну и свою малую родину.

Оборудование: карточки, раздаточный материал.
Ход занятия:
«Клянусь честью, что на свете я не хотел бы

переменить Отечество или иметь другую историю,

кроме истории наших предков».

А.С. Пушкин.

Учитель: Добрый день, ребята! Рада приветствовать вас на интеллектуальной игре «Символы России и малой родины».

Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о нашей необъятной родине - России, её государственных символах.

Обратимся к словарю. Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государства.

Учитель: Как называется государство, в котором мы живём? (Россия)

Учитель: А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (родина)

Вот как писал о родине в годы Великой Отечественной войны поэт Константин Симонов.

Стихотворение прочитает…
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой её ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.

(1941 г.)

Учитель: Сегодня мы с вами поучаствуем в интеллектуальной игре «Государственная символика России и Красноярского края». В игре примут участие две команды. Представление команд. Команда «Россияне», капитан … и команда «Патриоты», капитан… Игра будет проходить в несколько этапов и, чтобы узнать эти этапы, вам необходимо разгадать филворд.

Учитель: Найдите и прочитайте слова, которые имеют отношение к нашему государству. Слова в филворде могут читаться под прямым углом, по вертикали и горизонтали, но не могут пересекаться.

О

Н

О

С

Е

Т

П

Б

К

С

Т

У

Ц

И

Р

А

Ф

Л

И

Т

И

Я

Е

Я

Г

А

Г

Р

Ё

З

А

И

Б

Р

Е

Е

Р

О

С

С

Е

Л

И

Б

Т

И

С

У

З

И

Д

Е

Н

Д

Х

Р

Е

Р

П

О

Г

И

М

Н



Учитель: Вы отгадали все этапы нашей интеллектуальной эстафеты, перед вами

маршрутный лист:

1. Станция «Герб»

2. Станция «Флаг»

3. Станция «Гимн»

4. Станция «Конституция»

5. Станция «Президент»

Учитель: И первая станция нашей игры - станция «ГЕРБ»

В конвертах находятся иллюстрации гербов различных стран, вы должны выбрать только тот, который относится к нашему государству.

Учитель: Что такое герб?

Официальный символ Российской Федерации, эмблема государства.

Учитель: Когда появляется постоянный герб?

Постоянный герб появляется в Великом княжестве Московском лишь во второй половине XV века. До этого периода на великокняжеских печатях, как правило, изображались святые покровители Великого князя, а иногда и сам правивший Великий князь. Начиная с правления Дмитрия Донского утверждается традиция изображать Великого князя на монетах и печатях  в образе всадника, поражающего врагов. К середине XV в. изображение вооруженного всадника, поражающего дракона, который ассоциировался у современников с Ордой, утверждается как символ Москвы и Московского великого княжества. И, всё же, появление в России постоянного официального герба связано с браком Великого московского князя Ивана Васильевича III с греческой принцессой Софьей Палеолог, заключённого в 1478 г. Этот брак подчёркивал преемственность  Московского государства по отношению к павшей в 1453 г. Византийской империи. И должен был подвести идеологическую базу под притязания Москвы на роль центра православного мира в великой державы. Одним из способов демонстрации такой преемственности стало утверждение в роли официального государственного герба Московского великого княжества  римско-византийского двуглавого орла, который впервые появляется на великокняжеской печати в 1497 г.  Орёл был символом Римской республики, а затем и римской империи. После разделения империи на западную и восточную, орёл становится двуглавым: две головы, одна из которых смотрела на Запад, а другая на Восток символизировали два центра власти: Рим и Константинополь, объединённые единым телом, подчёркивавшим официальное единство империи. С этого времени двуглавый орёл становится главным имперским символом, который заимствовали большинство европейских империй. Утверждение этого символа в качестве официального российского герба должно было подчеркнуть высокий международный статус Московского государства, его право на почётное место в ряду великих христианских держав.


Учитель: Когда был принят Государственный герб Российской Федерации или России?

5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб - золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б.Н.Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба. 8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон "О Государственном гербе Российской Федерации", который был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 20 декабря 2000 года.

Золотой двуглавый орёл на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет, как всей Российской Федерации, так и её частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.

Учитель: дайте описание герба Российской Федерации.

Государственный герб российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединённой лентой. В лапах орла скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.


Учитель: как можно истолковать изображение трёх корон на гербе России?

(Три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная)

Что изображено на груди орла? (Святой Георгий Победоносец)

Какому поэту принадлежат эти строки:

Таков обычай был старинный, чтоб с государственных гербов

Грозил соседям лик звериный оскалом всех своих зубов.

Где львов от века не бывало, с гербов свирепо смотрят львы

Или орлы, которым мало одной орлиной головы! (С.Я Маршак)
Учитель: Как называется регион, в котором мы живём?

Красноярский край образовался 7 декабря 1934 года. С 1 января 2007 года Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ объединились в новый субъект Российской Федерации в пределах границ ранее существовавших субъектов.

В нашем Красноярском крае, как и в других регионах России, есть свой герб.

Кто может описать герб нашего края?

Герб Красноярского края: в червлёном поле поверх лазоревого, смещённого вправо и тонко окаймлённого золотом столба, - золотой лев, держащий в правой передней лапе золотую лопату, а в левой – золотой серп. Щит увенчан пьедесталом с орденскими лентами, окружён золотыми дубовыми листьями и кедровыми ветками, соединёнными голубой лентой.

Учитель: Ребята, что мы зовём своей малой родиной?

Наш родной Бирилюсский район.

Наш район так же, как и другие территории, имеет свой герб.



Символика фигур и делений герба Бирилюсского района многозначна: Медведь - наиболее часто встречающийся представитель животного мира дикой природы района. Медведь - символ предусмотрительности и силы, его золотой цвет - символизирует богатство и разнообразие фауны района. Идущий медведь - аллегория развития муниципального образования.

Вилообразное деление герба - символическое слияние двух крупных рек района - Чулыма и Кемчуга.

Солнце - древнейший символ света и тепла. Солнце символизирует жизненную силу, а как источник света - знания и интеллект. 

Учитель: Мы переходим ко второй станции - станции «ФЛАГ»

В конвертах находятся иллюстрации флагов различных держав, вы должны выбрать только тот, который относится к нашему государству.