Файл: Тема Сетевая этика и культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 5.5. Сетевая этика и культура.


Виртуальное общение отличается от общения, которое происходит в реальной жизни. При общении в сети собеседникам вас не видно; они не знают ни ваших достоинств, ни ваших недостатков; никого не интересует ваше положение в обществе. Все собеседники изначально равны между собой.

Современный этикет не успевает за быстро развивающимся обществом, формируемым сегодня в значительной части Интернетом, однако потребность в разработке правил поведения в ситуациях сетевого общения растет вместе с развитием информационных технологий.

Попытки составления некого общего сетевого свода правил поведения в Интернете предпринимались не раз. Появление одного из первых подобных опытов можно отнести к началу 90-х гг. прошлого века. Именно тогда вышла книга "Netiquette" ("Нетикет") (англ. Net — сеть, etiquette — этикет), где были разработаны первые правила, которым следовало большинство пользователей Интернета. В 1995 г. был выпущен документ RFC 1855 (англ. Request for Comments — рабочее предложение) в качестве информационного сообщения Интернета, содержащего стандарты, рекомендуемые для применения во Всемирной сети.

Общими и явными нарушениями нетикета во всех сетях считаются оскорбление, грубость, переход на личности, злонамеренный отход от темы, клевета, преднамеренная дезинформация, плагиат.

Правила этикета, содержащиеся в этом документе, не являются всеобщими и жестко установленными, в разных сообществах они могут значительно различаться, определяясь целями интернет-сообщества, принятым стилем общения, техническими ограничениями и т.д. Некоторые правила записаны и даже оформляются в виде формального устава или в виде списка правил, другие не вербализованы, но известны большинству членов сообщества и строго соблюдаются.

В настоящее время электронная переписка является самым популярным и доступным способом общения через Интернет. В зависимости от отношений между корреспондентами переписка может быть деловой или частной. Если письмо частное, то к нему не предъявляется жестких требований с точки зрения этики. Стиль письма и манера изложения в частной переписке зависят от степени знакомства с адресатом. В обычной деловой переписке есть общепринятые правила, которые необходимо знать и которыми следует руководствоваться при любой форме переписки.


Вот некоторые из них:

Электронная почта предназначена прежде всего для связи между знакомыми людьми и режим работы с ней приравнивается к обычному телефонному разговору, только «заочному». По электронной почте можно обращаться к незнакомым людям, но при условии, что адрес был опубликован его владельцем.

Отправка незатребованной корреспонденции является нарушением правил сетевого этикета и называется электронным спамом. В зависимости от грубости нарушения спаммер может быть наказан. Сервер поставщика услуг Интернета, через которого в сеть поступило сообщение, устанавливается очень просто, а через него легко устанавливается и конкретный нарушитель.

Следует заполнять поле «Тема». Из-за опасения получить в письме вирус или спам, многие пользователи удаляют сообщения без темы или с подозрительной темой, даже не читая их.

Необходимо подписывать свои послания.

К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации, с вежливыми предложениями и пожеланиями, не претендуя на получение ответа. Как правило, обращения, относящиеся к сфере профессиональных или личных интересов корреспондента, вызывают доброжелательный отклик. Неполучение ответа следует рассматривать как нежелательность или невозможность установления контакта и повторять обращение не следует.

В тексте сообщения никогда не надо использовать прописные буквы. ТЕКСТ, ВЫДЕЛЕННЫЙ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, рассматривается как крик. В лучшем случае его относят к неграмотности в вопросах сетевого этикета.

Отвечать знакомым людям следует так, как обычно отвечают по телефону. Если в данный момент выполнить поступившую просьбу нельзя, следует прямо об этом сообщить, не затягивая с ответом более, чем на сутки.

Если обращение поступило от незнакомого лица, следует понять, обосновано оно или нет. Если обращение обосновано, следует ответить в течение трех дней. Если обращение необоснованно (например, это незатребованная реклама), на него нельзя отвечать ни в коем случае.

Любой ответ, даже резко негативный, является для спаммера подтверждением действительности почтового адреса и вызывает новый поток сообщений от него и от других спаммеров. Действительные электронные адреса являются предметом торговли среди дельцов от рекламы, особенно если о владельце адреса известны дополнительные сведения (пол, возраст, образование, личные интересы). По этим же причинам не следует заполнять анкеты, поступающие по электронной почте, даже если в них обещается огромный выигрыш в лотерее.



Сообщения электронной почты могут иметь вложения. Так, например, к электронному письму может быть приложен файл с фотографией или, например, с программой. Форматированные документы, выполненные в текстовом процессоре (например, проекты договоров), также иногда прикладывают к электронному письму. К этим вложениям надо подходить, как подходят к посылке, полученной от неизвестного доброжелателя. Посылка может содержать взрывное устройство.

Не стоит пересылать большие файлы без предварительной архивации.

Если письмо с вложением получено от знакомого человека, значит, в тексте письма он обязательно должен был указать, что он приложил и зачем. Если письмо с вложением получено от незнакомого лица, файл вложения следует удалить, не читая и не просматривая, каким бы заманчивым ни было предложение им воспользоваться. Программные файлы, рассылаемые таким образом, часто содержат вирусы, а файлы документов — макровирусы.

Для выражения эмоций в электронной переписке используют схематические изображения человеческого лица, так называемые смайлики (англ. smiley, "улыбочка").



Есть правила, которые подходят и для дружеской беседы, и для делового общения, и для научной полемики:

Уважайте чужое мнение, даже если оно не совпадает с вашим.

Умейте признавать свои ошибки.

Отстаивая свое мнение используйте доказательства, а не амбиции.

Умейте вовремя прекратить бессмысленный разговор.

Сообщения должны быть краткими. Высказывания должны делаться по существу обсуждаемой проблемы.

Сообщения должны быть адресованы всем собеседникам. Для частных писем есть электронная переписка.

Высказывания расистского характера, оскорбления и некорректные замечания запрещены.

У постоянных участников телеконференций существует словарь сокращений, который помогает отвечать кратко, не загромождая сообщения лишними фразами.

Общение в чатах - самый демократичный способ сетевого общения, очень распространенный среди молодежи. При общении в чатах желательно выполнять следующие правила:

Используйте язык, на котором общается большинство присутствующих. Это касается как иностранных языков, так и сленга.

Не умничайте. Это может восстановить против вас собеседника. Посылайте простые и ясные сообщения.


Если собеседники по каким-либо причинам вас не устраивают, лучше покинуть чат.

Если вы находитесь на чат-сервере, который специализируется на определенной тематике, придерживайтесь темы разговора. Для желающих просто пообщаться существуют специальные серверы.