ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шевелёва П.А.


студентка 1 курса направления подготовки

«Государственное и муниципальное управление»

профиль «Социально-культурное развитие мегаполиса»

Университета Правительства Москвы
Научный руководитель – Глухова М.Ф., профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории права

Университета Правительства Москвы,

доктор социологических наук, доцент
Развитие национальной культуры средствами социально-культурной деятельности

На территориях Российской Федерации традиционно проживает значительное число народностей и вместе с тем их значимые традиции зачастую не представлены в многонациональной культуре страны, что представляет риск их утраты. Другим актуальным риском является то, что в условиях глобализации национальная культура испытывает существенные трансформации, в результате чего происходи появление и распространение новых транснациональных культурных практик [1], а значит утрачивается национальная идентичность.

Национальная культура охватывает всю совокупность культурных явлений – как специфических для данного этноса, так и элементы общечеловеческой культуры и иноэтнические заимствования [3]. Национальная культура представляет собой совокупность уникальных традиций, обычаев, языков, искусства, знаний и верований, характерных для народа или группы народов, проживающих на определенной территории. Национальная культура формируется в процессе исторического развития общества и отражает его менталитет, ценности, образ жизни и своеобразие. Кроме того, национальная культура является важным фактором формирования национальной идентичности, которая способствует укреплению единства и солидарности в рамках данной нации.

В состав национальной культуры входят элементы: национальные традиции, духовные ценности, стиль мышления и установки, моральные нормы, стереотипы и образцы межличностного и межгруппового поведения и самовыражения, особенности языка и образа жизни.

Социально-культурная деятельность «сегодня рассматривается как сфера социально-культурной практики и как самостоятельная область культурологического знания» [4]. При этом различные формы социально-культурной деятельности имеют важное значение для поддержания национальной идентичности народа, включая традиции, обычаи, обряды, язык,
национальная литература, искусство. Они являются инструментами формирования и передачи национальных ценностей, отношений и норм поведения, которые присущи тому или иному национальному сообществу.

В рамках социально-культурной деятельности люди создают и распространяют национальные образы, участвуют в мероприятиях и событиях, связанных с национальной культурой и традициями. Одним из главных способов познания национальной культуры является участие в культурных мероприятиях. Это могут быть концерты, выставки, фестивали, танцевальные вечера и другие мероприятия, которые позволяют узнать и понять особенности культуры.

Для того, чтобы понять актуальность темы развития национальных особенностей при помощи социально-культурной деятельности нами было проведен опрос. В результате опроса нами была получена важная информация. Например, более половины респондентов считает, что национальную культуру можно познать при помощи возможностей социально-культурной деятельности – через участие в традиционных ритуалах, национальных мероприятиях и обрядах. При этом большая часть респондентов идентифицирует себя с русской национальной культурой и отмечает свою устойчивую приверженность сложившимся многопоколенным национальным традициям. В тоже время респонденты отмечают подвижность национальной культуры, что объясняется влиянием массовой культуры и распространения идей глобализации. Так, например, 38,9% респондентов считают, что молодежь модернизирует традиционные национальные ценности и обычаи, что отражает специфику молодежной субкультуры, которая как социокультурный феномен выражает образ мыслей и поведения молодых людей. Вместе с тем о рисках утраты национальной культуры говорит факт о том, что 22,2% респондентов отмечают скептическое отношение молодого поколения россиян к национальной культуре и ее ценностям.

Для использования возможностей социально-культурной деятельности в продвижении национальной культуры нами было организовано социально-культурное мероприятие в ГБУ города Москвы «Диалог», филиал «Отрадное». Данное учреждение ориентировано на работу с жителями города Москвы и реализует важную идею «счастливые дети и крепкие семьи» [2]. Важно отметить, что работа с подростками в данном учреждении включает многочисленные формы социально-культурной деятельности, в которых аспекты национальной культуры используются достаточно часто. Мы предложили подросткам интересный по содержанию и форме организации квест на тему «Россия – моя многонациональная страна».



По нашему мнению, именно квест помогает в игровой форме рассказать подросткам о национальных и этнографических особенностях социально-культурной деятельности народов России. При подготовке квеста мы учитывали специфику подросткового возраста, предложив ребятам интересные факты об особенностях национальной кухни, моды, языка, музыки различных этносов современной России. В процессе проведения квеста мы увидели интерес подростков к фактам национальной культуры, о которых они или не знали или имели поверхностное представление. А игровая форма внесла соревновательный компонент, который без сомнения повысил интерес ребят как к теме квеста, так и к особенностям данной формы социально-культурной деятельности.

Безусловно, что развитие и поддержание национальной культуры невозможно без использования различных форм, которыми обладает социально-культурная деятельность. Один из возможных способов – это проведение фестивалей или праздников, которые объединяют различные элементы культуры. Например, организация фестиваля народных костюмов и традиций, на котором представляются не только традиционные народные песни и танцы, но и современные интерпретации этих жанров. Другой формат – это проведение выставок, музыкальных концертов или театральных представлений. На подобных мероприятиях можно показать как традиционную, так и современную национальную культуру, используя различные формы выражения. Также можно проводить мастер-классы, лекции и другие образовательные мероприятия, на которых можно рассказать о традициях и обычаях разных культурных групп, а также о современных тенденциях и новых направлениях искусства.

Таким образом, социально-культурная деятельность представляет собой мощный инструмент, который помогает людям узнать, понять и принять национальную культуру. Она способствует гармоничному развитию общества и формированию культурной идентичности российского народа.

Список литературы



  1. Абдулхалыкова Л.Х., Абдулаева И.А. Национальная и этническая культура // Мировая наука № 3(36) 202. – С. 131-136.

  2. Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Мой семейный центр «Диалог» // https://мойсемейныйцентр.москва/our-centers/dialog/

  3. Зыкин А.В., Туфанов О.А. К вопросу о формировании понятий национальная и этническая культура и особенностях их контента // Известия СПбГАУ, 2015. – С. 344-349.

  4. Кемерова Т.А. Теория социально-культурной деятельности. – Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 103 с.