Файл: Коррупция как социальноправовое явление. Стратегия и правовые стандарты противодействия коррупции в Республике Беларусь Термин коррупция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коррупция как социально-правовое явление. Стратегия и правовые стандарты противодействия коррупции в Республике Беларусь

Термин «коррупция» в переводе с латинского (corruptio) означает подкуп, упадок. Этимология слова «коррупция» восходит к глаголу (corrumpere) – «нарушать, ломать». Как правило, речь идет о нарушении административных положений либо моральных или социальных норм.

Коррупция – сложное криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием. В этой связи в настоящее время существует множество подходов к понятию «коррупции».

Понятие коррупции следует рассматривать в нескольких аспектах:

– социально-экономическом (коррупция как негативное общественное явление, обусловленное рядом социально-экономических факторов);

– правовом (система правовых норм и запретов, направленная на своевременное предупреждение и выявление коррупционных правонарушений) и др.

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп гос-го должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это гос-ое должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юр-го лица, в том числе иностранного.

Коррупция в общественно-социальном значении представляет собой девиантное поведение публичных должностных лиц, выражающееся в нелегитимном использовании, вопреки интересам общества и других лиц, имеющихся у них полномочий, вытекающих из них возможностей, а также иных общественных ресурсов, доступ к которым они имеют в связи со своим статусом и фактическим положением, для извлечения выгоды в личных, узкогрупповых или корпоративных целях.


В политэкономическом значении коррупция представляет собой нелегитимное присвоение и реализацию права собственности либо его отдельных сторон публичными должностными лицами в отношении собственности любых форм, общественных ресурсов в личных, узкогрупповых или корпоративных интересах путем использования имеющейся у них власти.

В криминологическом понимании коррупция (коррупционное преступление) – антисоциальное, общественно-опасное явление, угрожающее национальной безопасности государства, составляющее целостную совокупность преступлений, совершенных публичными должностными лицами с использованием ими своего должностного и фактического положения, имеющихся у них должностных и служебных полномочий, вытекающих из них возможностей, а также их соучастниками, вопреки законным интересам граждан, общества, государства, государственной службы, службы в органах местного самоуправления, коммерческих и иных организациях, для личного обогащения или в иных личных, узко групповых и корпоративных целях, либо выразившихся в предоставлении им возможностей и средств для достижения указанных целей, а также совокупность самих таких лиц.

Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается:

– Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП);

– Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК);

– иными законодательными актами Республики Беларусь.

Исходя из изложенного, к признакам коррупции относятся следующие:

– значимое социальное положение субъектов, предоставляющее возможность принятия решений;

– конфликт государственных интересов и личных интересов;

– личная выгода (личный интерес) должностного лица при осуществлении служебных полномочий;

– исключительно высокая латентность;

– секретность выполнения обязанностей должностным лицом;

– наличие договоренностей между теми, кто принимает государственные решения, и теми, кому это выгодно;

– негласное взаимодействие между должностными лицами и заинтересованными субъектами в принятии и выполнении решения либо отказе от выполнения действий



– сокрытие коррупционных проявлений и выдача их за законные действия.

Современные причины возникновения коррупции разнообразны. Выделим некоторые из них:

– несовершенство антикоррупционной нормативной правовой базы;

– непомерное разрастание бюрократического аппарата чиновников;

– криминализация властных отношений (зависимость власти от частного капитала);

– недостаточно финансируемая и низкооплачиваемая государственная служба;

– отсутствие общественного контроля за деятельностью органов гос. власти;

– падение нравственности;

– социально-экономические предпосылки (отсутствие жилья, низкая зарплата, экономические кризисы; процветание теневой экономики; и т.д.).

Например, в современной экономической науке выделяется множество причин коррупции, к основным из которых можно отнести:

– экономические – низкие заработные платы государственных служащих, большие возможности влияния на деятельность фирм и граждан;

– институциональные – высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства;

– социально-культурные – деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих».

Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику.

Обязательные юридические признаки коррупции:

1. Обязательный субъект коррупционных отношений – должностное лицо (либо лицо, приравненное к нему), уполномоченное на выполнение государственных функций.

2. Умышленная вина (корыстная или иная заинтересованность субъектов коррупционных отношений).

3. Действие или бездействие – использование лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, вопреки интересам службы, своего служебного положения либо связанных с ним возможностей, либо авторитета организации, в которой он служит.

4. Корыстная цель – противоправное получение для себя или своих близких родственников имущественных или неимущественных благ, льгот и преимуществ в результате выполнения или невыполнения определенных действий по службе или за обещание выполнить или не выполнить их в будущем.


Формы коррупции: взяточничество, фаворитизм, непотизм (кумовство), протекционизм, лоббизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконное присвоении общественных ресурсов в личных целях, незаконная приватизация, незаконная поддержка и финансирование политических структур (партий и др.), вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов, использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам - товарам, услугам, источникам доходов, привилегиям, оказание различных услуг родственникам, друзьям, знакомым и др.

Выделяют также низовую (повседневную, бюрократическую) коррупцию и элитарную (крупную, вершинную) коррупцию, когда коррупцией пронизана вся вертикаль исполнительной власти.

Элитарная коррупция охватывает множество различных проявлений, любое из которых влечет за собой ряд негативных последствий, в первую очередь, угрожает стабильности национальной экономики. Проявления вершинной коррупции мощным образом подрывают авторитет государства у граждан, они перестают доверять своим правителям, следовательно, теряют интерес к политике, поскольку считают, что от них не зависит ровным счетом ничего, что, например, выборы ничтожны как процедура избрания кандидатов, ведь все проплачено, законы приняты не в интересах общества, а в интересах тех, кому это выгодно – отдельных лиц и групп людей.

Низовая коррупция возникает в тех сферах, где гражданин самостоятельно не может разобраться с возникшими препятствиями. Существует несколько основных форм низовой коррупции, и самой распространенной из них является взятка или подношение. Низовая коррупция может проявляться в таких сферах жизни людей, как медицинская сфера, образовательная сфера, жилищно-коммунальной сфера и т.п.

Классификация коррупции

1. В зависимости от сферы деятельности различается:

1. Коррупция в сфере государственного управления. Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего (чиновника) распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений. Особенность коррупции состоит в том, что она развивается в сфере управления, функциональных отношений должностных лиц, дублирует, замещает собой функциональные отношения должностных лиц, представляет собой альтернативу разрешенным законодательством действий этих лиц.


2. Парламентская коррупция. Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Избиратель обладает по Конституции ресурсом, который называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения – голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.

3. Коррупция в негосударственных организациях. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами: у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды.

2. В зависимости от иерархического положения государственных служащих коррупция может подразделяться на верхушечную и низовую. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Сферы повышенного риска коррупционности: 1. Приватизация государственной собственности. 2. Исполнение бюджета и распределение бюджетных средств. 3. Банковская сфера. 4. Лоббизм в законодательных органах. 5. Правоохранительные органы и экономическая преступность.

Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.). Сферы существования низовой коррупции: 1. Жилищнокоммунальная сфера. 2. Правоохранительные органы. 3. Налоги и таможенные сборы. 4. Призыв на военную службу. 5. Здравоохранение. 6. Образование. 7. Контрольно-надзорная деятельность. 8. Разрешительная и лицензионная сфера.

3. По объекту воздействия:

− коррупция в органах законодательной власти, которая проявляется в форме взяточничества для принятия нужного решения, лоббизма, протекционизма, назначения на должности «нужных людей» или родственников в иные органы государства. Вред от этого вида коррупционного проявления огромен, так как создаваемые и изменяемые правовые нормы отражают не общегосударственные интересы, а узко корпоративные и корыстные, что приводит к социальному неравенству, политической апатии населения и недоверию последнего в демократические ценности;