Файл: Коррупция как социальноправовое явление. Стратегия и правовые стандарты противодействия коррупции в Республике Беларусь Термин коррупция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
− коррупция в органах исполнительной власти, особенностью которой является неправомерная деятельность при исполнении чиновниками своих служебных полномочий при реализации управленческих решений. Сюда входит: подкуп, хищения, взяточничество, злоупотребления служебным положением, лоббизм, протекционизм, предоставление служебной информации и др.;
− коррупция в судебных органах, влекущая за собой тяжкие последствия «не наказания» виновных, разрешение дел, исходя из «телефонного права», и проявляющаяся, главным образом, во взяточничестве и подкупе;
− коррупция в органах местного самоуправления, которая во многом повторяет коррупцию в органах исполнительной и законодательной власти и характеризуется «меньшим размахом» коррупционных правонарушений.
4. По своему охвату (размерам):
− региональная, действующая в определенном регионе и зависящая от многих факторов;
− национальную, действующую в рамках одной страны, одной системы права;
− межнациональную (международную), охватывающую своим действием несколько государств.
5. По субъектам коррупционных правонарушений различается бытовая и деловая коррупция:
− бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников;
− деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса.
6. По продолжительности различается:
− разовая коррупция (проявляется в виде совершения многочисленных разовых коррупционных правонарушений. Главным звеном здесь является должностное лицо, получающее взятку, как правило, лично от отдельных граждан. Эффективной мерой противодействия такой коррупции (шведский и сингапурский опыт) является введение высоких этических норм поведения при одновременном упрощении бюрократически процедур и повышении должностных окладов чиновников);
− периодическая коррупция (заключается в совершении коррупционных правонарушений в определенные временные периоды – уход от налогов, расхищение доходной части бюджета через систему «откатов». Основная мера борьбы – ужесточение контроля);
− системная коррупция (сращивание теневых бизнес-структур с органами государственной власти с использованием положения должностных лиц – лоббирование интересов, «крышевание» со стороны правоохранительных органов»). Системная коррупция и теневая эконрог омика существуют во всех развитых странах мира с рыночной экономикой. По мнению специалистов здесь должен быть определен допустимый порог – 15–17 %.
Исходя из анализа норм международных конвенций и результатов научных исследований, можно выделить следующие формы проявления коррупции:
− совершение или не совершение какого-либо действия (с использованием своего служебного положения или связанных с ним возможностей в результате требуемых или принятых вознаграждений в любом виде);
− незаконное получение вознаграждений или стимулов (в любом виде за совершение или не совершение какого-либо действия с использованием своего служебного положения или связанных с ним возможностей);
• традиционные способы получения вознаграждения – деньги, дорогие подарки;
• иные способы – бесплатное предоставление услуг, подлежащих оплате; включение в число учредителей или акционеров коммерческих структур, как чиновников, так и их родственников; обещание трудоустроить на высокооплачиваемые должности; открытие на их имя счетов в иностранных банках; приобретение недвижимости за границей; организация выездов за рубеж под видом стажировок, чтения лекций, участия в семинарах с выдачей крупных денежных средств в виде командировочных;
− подкуп или попытка подкупа лица (для совершения или не совершения какого-либо действия с использованием своего служебного положения или иных возможностей по службе). Данная форма может сопровождаться сильным психическим воздействием, что характерно для организованной преступности.
По индексу восприятия коррупции, представленному международной неправительственной организацией Transparency International в 2019 году, Республика Беларусь занимает в рейтинге 66-е место (в 2018 – 70-е место). Индекс восприятия коррупции (ИВК) – сводный индикатор, рассчитываемый на основе статистических данных и информации из различных экспертных источников, специализирующихся в проведении анализа в сфере государственного управления и оценки бизнес-климата.
Негативные последствия, порождаемые этим явлением, только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.
Борьба с коррупцией в Республике Беларусь сегодня является важнейшей государственной задачей. Согласно п. 27 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь одной из основных потенциальных либо реально существующих угроз национальной безопасности являются коррупционные проявления. Так, с момента обретения республикой независимости Президентом страны коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности, реализации белорусской экономической модели развития государства, поддержанию стабильности и согласия в стране. Ее пагубные последствия заключаются и в том, что она размывает такие важнейшие конституционные принципы нашего общества, как принцип социальной справедливости и равенство всех перед законом. Коррупция подрывает доверие народа к власти, дискредитирует рыночные механизмы конкуренции и борьбы с монополизмом в экономике, способствует
лоббированию законодательных и нормативных актов, потворствующих масштабным злоупотреблениям и преступности.
Поэтому бескомпромиссная и решительная борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики нашего государства.
В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:
1. Коррупция способствует перенаправлению целей политики от государственных и общественно значимых к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок.
2. Коррумпированные должностные лица искажают информацию и подчиняют поставленные задачи и цели своим личным интересам.
3. Из государственной службы увольняются квалифицированные служащие, поскольку им чужда система взяточничества на служебном месте.
4. Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции.
5 Коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства – диктатуре.
Экономические последствия коррупции гораздо шире и глубже. В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:
1. Многие предприниматели зачастую впустую тратят время на переговоры с должностными лицами, в то время как могли бы улучшать свою производительность.
2. Нарушается механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции.
3. Торможение, отток инвестиций.
4. Поддержка неэффективных проектов, финансирование бесполезных смет.
5. Средства уходят из экономического оборота и превращаются в недвижимость, иные сбережения и накопления.
6. Стимулируется принятие большого количества инструкций, которые необходимо соблюдать с «дополнительными платами».
7. Влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ.
8. Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества.
9. Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных «накладных расходов» в результате чего страдает потребитель. Является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.
В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:
1. Дискредитируется право как важнейший инструмент регулирования общественных отношений общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.
2. Деформируется структура государственных расходов, так как государственные ресурсы перенаправляются в те сферы, где нет строгого контроля, а значит большая вероятность получения взяток.
3. Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у граждан двойственность в понимании правил морали и правовых норм. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.
4. Коррупция способствует резкому имущественному неравенству, несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастание социальной напряженности в стране.
5. Коррупция развивает социальную напряженность в обществе, а, следовательно, имеется риск проявлений организованной преступности.
В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя:
– разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения;
– разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции;
– создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией;
– образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; специальных информационно-аналитических и криминалистических центров;
– обеспечение научного сопровождения деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией;
– использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции.
Создана прочная законодательная база, определяющая систему мер и принципы борьбы с коррупцией, конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с коррупцией, устранение последствий коррупционных правонарушений, а также предусматривающая жесточайшую уголовную ответственность за коррупционные преступления.
Первым документом, направленным на борьбу с коррупцией, являлся Закон Республики Беларусь «О борьбе с преступностью в сфере экономики и с коррупцией» от 15 июня 1993 года № 2399-XII (утратил силу). Принятие данного закона обусловливалось необходимостью в переходный к рыночной экономике период обуздать нараставшие коррупционные проявления как существенное препятствие для развития нормальных экономических отношений. Во второй половине XX века коррупция стала глобальной проблемой международного сообщества. Все страны мира (в том числе и Республика Беларусь) начали вести активную борьбу с коррупцией. Ввиду того, что увеличиваются темпы роста коррупционной преступности, в 2006 году принимается Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20 июля 2006 года № 165-З. В данном законе определено понятие «коррупция», дан перечень коррупционных правонарушений, указаны конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с коррупцией. Генеральная прокуратура Республики Беларусь определена ответственной за организацию борьбы с коррупцией.