Файл: Но очень важная миссия быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа к теме 3.4. Педагогические технологии в работе классного руководителя (куратора)

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в колледже является группа.

Позиции педагога в его отношении к воспитанникам «педагог - ученик» обрела новый вариант - «человек - человек», т.е. «безусловного уважения» к ребёнку как человеку. Качество работы классного руководителя зависит от ряда условий:
1) перспективы планирования процесса воспитания;
2) направленности содержания воспитательной работы на развитие детей;
3) системности воспитательного взаимодействия;
4) ориентации на развитие индивидуальности подростка;
5) технологичности работы;
6) кропотливой диагностической работы классного руководителя.

Перед классным руководителем ежедневно есть проблемы:
- Как поддержать интерес студентов к классным часам, внеклассным мероприятиям в современных условиях?
- Как повысить мотивацию и вовлечь студентов в активную внеурочную деятельность?
- В какой форме  проводить, к примеру, родительские собрания?
- Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать ребёнка, когда  современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем классные руководители?

Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Воспитательная технология, как известно, – система форм, методов, способов, приемов воспитательных средств, позволяющих достигать поставленные цели.

Педагогические технологии могут различаться:

  • по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

  • по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

  • по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

  • по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

  • по подходу к ребёнку.


В своей работе применяю следующие педагогические технологии:

  • технология проектного обучения;

  • технология здоровьесбережения;

  • технология деловой игры;

  • технология развития критического мышления;

  • технология КТД И. П. Иванова;

  • технология проведения дискуссий;

  • Тьюторство – технология педагогической поддержки;

  • ситуативные технологии;

  • технология «Портфолио»;

  • технология принятия общих решений.

Более подробно остановлюсь на некоторых:

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

Каждое дело - творчески, с пользой и для людей! 

Технология основана на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным положительным результатом? Это позитивная активность студентов, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.

Принципы КТД:
– коллективное творчество;
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество взрослых и детей;
– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:
Трудовые;
Интеллектуальные;
Художественные;
Спортивные;
Экологические.

Преимущество коллективного творческого дела состоит в том, что оно позволяет классу увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки. Отсутствие официального соревнования, баллов, мест снимает напряжение конкуренции. Процесс самосравнения, лишенный отрицательных эмоций, уходит вовнутрь и становится механизмом совершенствования коллектива. В результате такого подхода эти коллективные творческие дела становятся для всех желанными, понятными, личностно значимыми.

Важное обстоятельство: рамки творческого дела достаточно свободны, они не только позволяют учитывать возраст участников, но и стимулируют инициативу, многовариантность самовыражения класса и отдельного ученика.



Круг социальных ролей обучающихся широко представлен также в системе классного самоуправления. В процессе самоуправленческой работы у студентов развивается коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость). Они осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность.

Классному руководителю следует помнить, что в любой работе должен быть системный подход не посредством отдельных и часто разрозненных мероприятий, а путем моделирования и создания единой системы воспитательного взаимодействия педагогов и студентов

Ситуативные технологии

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением студентов в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами  и даже взрослыми.

Классному руководителю, к примеру, необходимо обсудить “ситуацию анализа очередной ссоры”:
1. задать участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
2. дать “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсудить с детьми пути решения произошедшего.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных ситуациях).

Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.

Этапы изучение ситуации (при этом необходимо ответить на вопросы: Почему желательны изменения? Что может быть достигнуто при их помощи? Какова природа явления, подлежащего изменению? Требуют ли изменения действия со стороны каждого члена класса?);
- подготовка предложений (важно, чтобы группа осознала необходимость перемен; это можно сделать прямым путем - указанием учителя на возникшую проблему или косвенным - с помощью студентов группы);
-представление предложений группе (они должны быть сделаны в такой форме, чтобы необходимость учета мнения группы была очевидна);
-направление группового обсуждения (авторы различают введение, направление и контроль дискуссии и считают, что последнее означает манипулирование группой; успех при проведении дискуссии обеспечивается максимальной свободой высказывания мнений ее участниками);
- помощь группе в претворении ее решений в действие.

Результатами подобной работы в моем классе становится, во-первых, энциклопедия классных идей, которая включает в себя интересные идеи ребят в разнообразных формах:

  • «Наше классное сообщество»; «Правила безопасности» (например, там есть раздел «Правило» и «Если мы нарушим правило, то последует...»); «Необсуждаемые правила нашего учителя»; «Физические потребности»; «Таблица упражнений на случай пожара»; «План поведения в чрезвычайной ситуации»; «Потребность в безопасности» (с вводной фразой «Каждый человек должен чувствовать себя защищенным от любых опасностей, оскорблений и позора» и разделами: «Я (учитель) буду стараться», «Мы (студенты) будем стараться»); «Социальные потребности»; «Жизнь в нашем колледже»; «Наша столовая»; «Наши туалетные комнаты»;

  • «Проблемы» (данная таблица включает следующие вопросы: «Что такое наша проблема?»; «Эта проблема вызвана нашим поведением?»; «Эта проблема вызвана членами классного сообщества?»; «Есть ли другие причины, которые послужили поводом к возникновению этой проблемы?» «Кто обладает достаточной властью, чтобы изменить ситуацию?»; «Что нам делать, чтобы решить эту проблему?» и т.д.); «Проблемы» (данная таблица включает следующие вопросы: «Что такое наша проблема?»; «Эта проблема вызвана нашим поведением?»; «Эта проблема вызвана членами классного сообщества?»; «Есть ли другие причины, которые послужили поводом к возникновению этой проблемы?» «Кто обладает достаточной властью, чтобы изменить ситуацию?»; «Что нам делать, чтобы решить эту проблему?» и т.д.); «Правила по составлению правил»; «Составление правил для решения наших проблем»; «Учимся на собственных ошибках»; «Домашняя работа»; «Здравствуйте и до свидания» (новички могут чувствовать себя одиноко, но мы знаем много способов, как помочь человеку почувствовать, что ему рады). 


Вторым источником разрешения конфликтных ситуаций - обязательное составление классного словаря этики, в котором ребята собирают понятия и их определения. Предлагается свободная интерпретация содержания понятия на основе собственного неосознанного детьми опыта переживания реальных нравственных ситуаций, поступков. Затем происходит вободное обсуждение понятий в классе друг с другом. Кроме того, отбираем афоризмы-определения. В итоге в словаре слово имеет три значения: ученика, из толкового словаря и мнение великих людей.

Например:
Аккуратность - _______________________________________
Аккуратность – это вежливое отношение к самому себе. П.Буаст.
Верность - ___________________________________________
Верность – это умение держать свои обещания. Л.Вовенгард.
Воспитание - _________________________________________
Воспитание есть усвоение хороших привычек. Платон.
Дисциплина - ________________________________________
Дисциплина – это добровольное подчинение человека законам человечности. Кант.
Зависть - ____________________________________________
Зависть – это сожаление о чужом благе. Плутарх.
Наглость - ___________________________________________
Наглость – это самоутверждение за чужой счёт. Аристотель.
Ненависть - __________________________________________
Ненависть есть активное чувство недовольства, тогда как зависть – пассивное. И.Гете.

Технология «Портфолио»

Главная цель использования технологии «Портфолио» в системе воспитательной работы с классом это самовоспитание студентов и все что с ним связано: самоизучение, самоанализ, самостоятельное целеполагание, саморазвитие, самоконтроль, самоопределение.  Сегодня эти умения можно назвать ключевыми, именно они формируют ответственность и самостоятельность.  Развитие этих умений происходит в процессе сбора информации о себе, в процессе осмысления своих достижений и в процессе формирования личного отношения к полученным результатам. Портфолио повышает социальную активность студентов, уровень осознания ими своих целей и возможностей.  Использование технологии Портфолио дает возможность каждому ребенку  построить всестороннюю оценку своей личности, а не только учебные навыки.

Данная технология призвана решить такие педагогические задачи, как:

  1. формирование и поддержка высокой мотивации студентов во всех сферах их деятельности, в том числе и учебной;

  2. формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность

  3. поощрение их активности и самостоятельности,

  4. расширение возможностей обучения и самообучения;

  5. формирование и развитие навыков рефлексивной деятельности студентов: самоанализа, самоконтроля, самооценки;

  6. создание условий для успешной социализации выпускников.