Файл: Политическое участие российской молодёжи формы, мотивы, барьеры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим основные подходы к определению политического участия.

В определении политического участия, которое признается большинством авторов, акцентируется внимание на его цели – оказание влияния или воздействия на выбор политических деятелей, принятие решений и на политическую систему в целом. Как подчеркивают Г. Алмонд и С. Верба, политическое участие заключается в действиях частных граждан с целью непосредственного или опосредованного воздействия на процесс выбора государственных управленцев и их деятельность. Основная задача политического участия заключается в том, чтобы сделать политические действия и решения более открытыми, доступными и понятными для граждан и обеспечить их активное участие в этих процессах8. Таким образом, политическое участие подразумевает нацеленные действия обычных граждан, не занимающихся профессиональной деятельностью по управлению. Дж. Нагель сходится в своем определении политического участия с другими авторитетными исследователями, описывая его как «действия, проводимые членами политической системы с целью воздействия на результаты ее деятельности». Подобного мнения придерживается и Отечественная политическая наука, в частности, Д. В. Гончаров определяет "политическое участие" как инструментальную активность, которая направлена на воздействие на правительство и стимулирует его к предпринятию необходимых действий в интересах обывателей9. Следовательно, политическое участие может быть рассмотрено как инструмент влияния граждан на власть, на формирование ее институтов и деятельность.

Другой важной составляющей политического участия, которая часто выделяется в его определениях, является вовлеченность – объективное и активное участие в политической жизни, либо личностная, психологическая причастность к политическим процессам. Например, Х. Макклоски описывает политическое участие как субъективное «чувство вовлеченности в процессы политической жизни»10. Тем не менее, в большинстве случаев политическое участие понимается как реальные действия, направленные на влияние на политическую сферу. Это подтверждается определением Э. Клюенко, который описывает политическое участие как «реальные действия, посредством которых граждане вовлечены в политический процесс (отношения) и влияют или пытаются влиять на него»11. В дальнейшем мы также будем придерживаться данной трактовки термина «политическое участие».


В рамках разбора темы политического участия стоит рассмотреть понятие «публичная политика», так как оно непосредственно связано с участием граждан в политике и именно его используют как инструмент реализации воли граждан в политической сфере государства.

Современные представления о политическом участии и его влиянии на развитие общества и политической системы находят свое отражение в теориях публичной политики и политических сетей. В рамках темы «публичной политики» исследователи выражают новые методологические подходы к изучению данного вопроса, а также предлагают различные интерпретации этого термина.

Одним из первых ученых, который посвятил свою жизнь изучению политики с системного подхода, был американец Дэвид Истон. Он описал важность взаимосвязи политической системы с общественной средой, подчеркнув, что публичная политика является реакцией системы на требования окружающей среды. Согласно его исследованиям, публичная политика – это определенные действия правительственных органов, затрагивающие существенное количество людей, происходящие в рамках процесса выработки, принятия и реализации государственного курса12.

Юрген Хабермас считает, что публичная политика – это не только место формирования и обсуждения общественного мнения, но и коммуникативное производство легитимной власти13. Его мысли подкреплены теорией Ханны Арендт, которая утверждает, что власть – это способность людей к совместным действиям в достижении целей, оставаясь всегда общественной и предоставляя пространство для обсуждения идей. Без публичной политики, по мнению Арендт, нормальное функционирование общества невозможно14.

Публичная политика включает в себя процесс обсуждения и взаимодействия для решения различных проблем, борьбу политических субъектов и площадку для защиты и реализации своих интересов, а также совокупность правил, ценностей и практик взаимодействия институтов политических субъектов15.

Российские эксперты в области публичной политики настаивают на том, что гражданское общество является важнейшим субъектом публичной политики16. Важным компонентом сотрудничества между институтами гражданского общества и государственными органами является участие в процессе подготовки и реализации политических решений, а также в распределении и реализации общественных ресурсов и решении социальных проблем. Общественное участие также играет важную роль в формировании и реализации публичной политики, поскольку оно направлено на активизацию граждан и привлечение их к участию в разработке политических решений и инициатив. Однако, в России наблюдается ряд проблем, связанных с политическим участием. Несовершенство законодательства, наличие правового нигилизма, патернализма и этатизма в культуре и политике, недостаточная поддержка гражданских и общественных инициатив со стороны государства – все эти факторы затрудняют развитие политической активности и гражданского общества в России.



Изучая литературу, касающуюся публичной политики, можно выделить три основных подхода, которые предлагаются специалистами в области публичной политики: институциональный, деятельностный и академический. Каждый из подходов имеет свои преимущества и недостатки, поэтому их сочетание и комбинация позволяют проводить максимально полный анализ публичной политики на различных уровнях и в разных аспектах.

Согласно академическому подходу, публичная политика представляет собой взаимодействие государственной власти с элементами общества, которые находятся в сфере ее влияния. Н. А. Шматко, являющаяся представителем данного подхода, утверждает, что публичная политика — это не только совокупность различных действий, включая контроль, регуляцию и публичные обсуждения, а также меры, направленные на предотвращение преступности и девиантного поведения, но также ансамбль категорий социального восприятия, иерархий, оценочных суждений, которые используются для определения норм и девиаций в обществе17.

Согласно мнению представителя деятельностного подхода А. Ю. Сунгурова, необходимо четко различать, к какой политике относится термин «публичный». Термин «публичный» наиболее эффективно можно отнести к политике в смысле «policy», что включает в себя фокусирование на характере, процедуре и процессе разработки и реализации программ деятельности власти на различных уровнях18. Под термином "публичная политика" можно понимать программы и приоритеты органов власти, их механизмы и технологии, а также ожидания социальных групп, которые учитываются в процессе их разработки и реализации19. Другими словами, публичная политика — это деятельность органов власти, направленная на удовлетворение публичных потребностей в сочетании с общественным участием и участием граждан в процессе подготовки, принятия и контроля исполнения властных решений.

М. Риттер выдвигает институциональный подход как один из ключевых подходов к исследованию публичной политики. Он утверждает, что «демократия участия» является главным понятием, которое помогает понять публичную сферу. Постоянное добровольное участие населения в политическом процессе является единственной гарантией сохранения настоящей демократии20. М. Риттер также подчеркивает важность публичной сферы, которая дает возможность гражданам спорить, обсуждать политические вопросы и выражать свои интересы. По мнению М. Риттера, публичная сфера является опосредующим уровнем взаимодействия между государственной властью и частными интересами, осуществляющим свою функцию в двух направлениях. С одной стороны, субъекты обсуждают государственные решения и интегрируют их в систему идентификаций и морально-практических ориентаций деятельности. С другой стороны, граждане выражают свои потребности и претензии и адресуют их как требования в отношении государства.


1.2. Формы политического участия


Согласно действующей конституции, Российская Федерация – это демократическое государство, следовательно, репрезентация интересов общества обеспечена главным законом страны, а значит все граждане имеют право участвовать в политике. Существуют следующие формы политического участия21:

1. Митинг – массовое присутствие граждан в определённом месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

2. Пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путём размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

3. Шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

4. Обращение граждан в органы государственной власти – право обращаться лично, а также направлять коллективные или индивидуальные обращения в органы местного самоуправления и государственные органы.

5. Участие в выборах и референдумах – способ прямого политического участия, при котором проводится голосование при выборах должностных лиц.

6. Членство в партии.

В политике существует несколько видов участия граждан в общественной жизни. Каждый вид политического участия имеет свои особенности и способы реализации. Можно рассмотреть основные виды участия граждан в общественной жизни22:

  1. По отношению к закону:

    • Легальное (мирные протесты, пикеты, митинги);

    • Нелегальное (запрещённые властями акции протеста, терроризм).

  1. По количеству участников:

  • Индивидуальное;

  • Коллективное.

3. По регулярности:

  • Постоянное (деятельность политических активистов);

  • Эпизодическое (участие в выборах и референдумах).

4. По целям:

    • Традиционное (поддержание стабильности, сохранение существующего политического режима);

    • Инновационное (стремление к реформам, изменениям).

1.3. Мотивы и барьеры политического участия