Файл: Политическое участие российской молодёжи формы, мотивы, барьеры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Подходы к изучению политического участия
1.1. Политическое участие как форма проявления гражданской активности
1.2. Формы политического участия
1.3. Мотивы и барьеры политического участия
Глава II. Формы, мотивы и барьеры политического участия российской молодежи
2.1. Молодёжь как субъект политического участия
2.2. Формы участия молодёжи в политической жизни страны
2.3. Мотивы и барьеры участия молодежи в политической жизни общества
В современном обществе все большее количество граждан проявляют живой интерес к политической жизни своей страны и выступают в качестве участников политических процессов. Зачастую такие люди вознаграждаются повышением социального статуса, получением политической власти, повышением уровня доходов, а также улучшением качества жизни. Тем не менее, подобные материальные мотивы являются не главной причиной проявления интереса к политической жизни страны.
Елена Юрьевна Мелешкина в своих исследованиях выделяет три типа мотивов, определяющих политическое участие: «инструментальные», которые предполагают решение конкретных проблем через участие в политических процессах; «развивающие», ориентированные на образовательную составляющую и изменение ценностей, знаний и установок; и, наконец, «экспрессивные», которые связаны с формированием политической идентичности и повышением самоуважения23.
Также мотивы граждан участия в политической жизни можно разделить на социальные, морально-этические и политические24.
Социальные мотивы включают в себя неудовлетворенность жизненными условиями, требующих неотложных изменений, а также желание повысить свой уровень социального статуса и достижения новых высот в профессиональной карьере. Большинство граждан участвуют в политических процессах для защиты своих интересов и прав при столкновении с государственным аппаратом или крупными корпорациями. К социальным мотивам можно отнести ещё идеологическую приверженность к определённым политическим партиям и движениям и осознанием ответственности за своё будущее и будущее остальных граждан.
Морально-этические мотивы изначально не связаны с личными выгодами, но в своей основе имеют этические идеалы и убеждения, ценности, которые граждане желают охранить и укрепить. К таким мотивам можно отнести участие в борьбе за свободу слова, защиту прав человека и прочие социальные и гражданские права. К морально-этическим мотивам в том числе относится и социальная ответственность – граждане, участвующие в политической жизни общества, могут помочь формировать социальное сознание и влиять на мнение людей в отношении важных проблем, будь то экологические или социальные.
Политические мотивы – это желание восстановить правильное функционирование демократических институтов, изменить законы и политические доктрины страны, улучшить связь между населением и властью, а также повысить качество жизни людей. Такие граждане участвуют в политических процессах, выступая в качестве политических активистов, осуществляющих надзор за работой властей и депутатов. Личные амбиции тоже стоит отнести к политическим мотивам, поскольку некоторые граждане используют политическую деятельность для реализации личных амбиций – достижение власти, влияния и богатства.
Таким образом, мотивы граждан участия в политической жизни страны, хотя и имеют материальную основу, зависят в гораздо большей степени от их личных убеждений, моральных принципов и социальных ценностей. Участие в политических процессах – это не только повышение своего социального статуса и улучшение качества жизни, но и вклад в сплочение и развитие общественных связей, уважение и утверждение самоуважения, а также отстаивание своих прав и интересов.
Несмотря на очевидную пользу участия в политической жизни страны, существует ощутимая прослойка граждан, которая по ряду причин не принимают участия в политической активности. Такие люди называются абсентеистами25.
Одними из главных причин, по которым люди становятся абсентеистами, можно назвать:
1. Недоверие к политическим партиям и деятелям, неуверенность граждан в том, что их активность может привести к реальным изменениям в обществе.
2. Неудовлетворенность политикой руководства страны. Граждане могут не участвовать в выборах или не проявлять интерес к политической жизни из-за несогласия с текущей политикой руководства страны.
3. Низкая информированность о политических событиях. Некоторые граждане могут не проявлять интерес к политической жизни из-за отсутствия информации о политических событиях и происходящих изменениях.
Трудно заявлять, что абсентеисты являются серьёзной политической стратой в России, потому что часто они не проявляют интерес к политической деятельности и не выступают с определёнными требованиями. Чтобы отследить уровень абсентеизма в России можно проследить какая явка была на последних выборах в нашей стране. С одной стороны, явка на президентские выборы 2018 года была довольно высокой – 67,5%26 (для сравнения: 66,9% – в США в 2020 году27; 73,69%28 – во Франции в 2022 году; 39,4%29 – в Португалии в 2021 году). С другой стороны, можно увидеть, что на выборах других уровней явка была куда ниже: выборы депутатов Государственной Думы 2016 года – 47,8%30; выборы местных депутатов 2019 года – 33,75%31. Таким образом, можно выдвинуть предположение, что люди либо мало заинтересованы в данных выборах и не видят смысла участвовать в голосовании, либо плохо осведомлены в виду низкой освещаемости этих событий. В любом случае необходимо понимать, что абсентеисты – огромная потенциальная избирательная группа, на которую политические партии и деятели должны обращать внимание. Если эта группа привлечется к участию в политической деятельности, это может привести к серьезным изменениям в политической жизни страны и сбалансированию справедливости между политическими силами в России.
В данной главе мы проанализировали понятие политическое участие как форму гражданской активности. Политическое участие мы определяем, как участие граждан в различных политических процессах, таких как выборы, протестные акции, подписание петиций и другие формы воздействия на политические процессы, касающиеся управления государством и обществом. И выделили характеристики данного понятия, отличающие его от синонимичных терминов «политическая активность» и «политическое поведение». Среди них: противопоставление абсентеизму, единоличность проявления, осознанность политического участия. Далее рассмотрели формы политического участия: митинг, пикетирование, шествие, обращение граждан в органы государственной власти, участие в выборах и референдумах, членство в партии. Были рассмотрены мотивы политического участия: социальные, морально-этические и политические. Были разобраны барьеры политического участия граждан и основными были: недоверие к политическим партиям и деятелям, неудовлетворенность политикой руководства страны и низкая информированность о политических событиях. В следующей главе мы проанализируем социальную группу молодежи как субъекта политического участия. На основании актуальных исследований рассмотрим мотивы, барьеры и формы политического участия современной российской молодежи.
Глава II. Формы, мотивы и барьеры политического участия российской молодежи
2.1. Молодёжь как субъект политического участия
На сегодняшний день молодежь является важнейшим субъектом политического участия. В политологии в качестве субъекта политического участия зачастую используется понятие «актор». Б. Краснов определяет политического актора как «субъекта, активно осуществляющего какую-либо из форм политической деятельности»32.
Понятие актор используется в политической науке для описания взаимодействия между различными участниками на политической сцене. Актор может выступать как в качестве инициатора политических процессов, так и в качестве реципиента, который подвергается воздействию, изменениям или реакциям со стороны других акторов.
Молодежь является важным политическим актором и обладает рядом конкретных особенностей. Характер политического сознания и активности молодежи в политических процессах в различных регионах России обладает своей уникальной спецификой.
В Российской Федерации число молодёжи (от 14 лет до 35 лет) достигло в 2020 году отметки в 39,1 миллиона граждан, что является 27 % от числа всего населения нашей страны33. Эти цифры позволяют считать данную социальную группу одним из важнейших экономических ресурсов. В будущем нынешняя молодёжь будет определять механизмы регулирования общества, развивать внутреннюю и внешнюю политику государства.
При анализе молодежи в качестве актора политических процессов следует учитывать специфические характеристики данной социальной группы. Российский политолог Николай Баранов выделяет следующие особенности молодёжи как субъекта политического участия в обществе34:
-
Молодежь — не ставший, а становящийся субъект политических отношений. Отсюда известные возрастные ограничения ее политических прав, закрепленные законодательно. -
Молодежь характеризуется структурной неустойчивостью и изменчивостью социальных позиций, а также ограниченностью социальных связей в связи с невысоким социальным статусом. То есть, можно сказать, что молодёжь — это большая маргинальная группа, и маргинальный статус практически всегда является характерной чертой молодёжи, в том числе в политической сфере. -
Молодое поколение имеет неустойчивое сознание, обусловленное как возрастом, так и статусом молодежи как социальной группы. Лабильность сознания может проявляться в неопределенности социальных ориентаций, отсутствии твердости жизненных установок и незаконченности процесса формирования собственных нравственных убеждений. Политические настроения молодежи часто зависят от внешних воздействий и имеют спонтанный характер35.
В силу социально-психологических особенностей молодёжь весьма остро реагирует на сложности и кризисы, это выражается в разных формах активности, в том числе социальной и политической. В качестве примера можно привести данные ВЦИОМ, согласно которым число граждан, принявших участие в волонтерской деятельности, увеличилось в два раза – с 20% в 2019 году до 40 % в 2021 году. Стоит отметить, что чаще других принимали участие в благотворительной и волонтёрской деятельности именно молодые люди. Примечательно, что исследователи отметили ориентированность молодёжи на комплиментарную, социально-одобряемую деятельность36. Можно сказать, что можно проследить прирост социальной активности молодёжи.
2.2. Формы участия молодёжи в политической жизни страны
Можно выделить несколько форм участия молодёжи в политической жизни страны37:
1. Наравне со всеми гражданами, молодые люди, достигшие совершеннолетия, имеют право участвовать в голосовании. В последних выборах президента России в 2018 год наблюдалась высокая степень участия избирателей в возрасте 18-34 лет – 65,6%. Для сравнения участие избирателей в возрасте 35-59 лет — 62,9%38. Это также показывает рост участия среди молодых людей с момента выборов в 2012 году, когда явка избирателей в возрасте от 18 до 35 лет составила 58%39.
2. Представительное участие молодежи в органах власти Российской Федерации и местном самоуправлении позволяет молодежи реализовывать свои групповые интересы через своих представителей. Государство предпринимает шаги по вовлечению молодых людей в органы государственной власти. Так, например, 30 декабря 2020 года был принят Федеральный закон № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации». Статья 7 данного закона определяет, что молодежь имеет право на участие в работе консультативных органов, созданных при различных органах государственной власти, а также на создание молодежных общественных объединений, подготовку и реализацию молодежных инициатив и формирование органов молодежного самоуправления при соответствующих организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации и их учредительными документами40.
3. Создание молодежных организаций