Файл: Политическое участие российской молодёжи формы, мотивы, барьеры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Подходы к изучению политического участия
1.1. Политическое участие как форма проявления гражданской активности
1.2. Формы политического участия
1.3. Мотивы и барьеры политического участия
Глава II. Формы, мотивы и барьеры политического участия российской молодежи
2.1. Молодёжь как субъект политического участия
2.2. Формы участия молодёжи в политической жизни страны
2.3. Мотивы и барьеры участия молодежи в политической жизни общества
, движений. Поскольку молодые люди проводят определенную часть своей политической жизни в кругу сверстников, существует многообразие молодежных организаций и движений с разнообразными направленностями в зависимости от политического сознания, ориентаций и интересов. В качестве примера можно указать на популярную группу в социальной сети Вконтакте – «Молодёжь Свердловской области | Дом молодёжи». На данный момент количество участников составляет 11010 человек. Также можно выделить Телеграмм канал «НОП - Молодёжь и Система», численность которого 6597 человек.
4. Участие в деятельности политических партий. Молодежная политическая активность направлена на воспроизводство и обновление политической структуры общества и является важным компонентом политической социализации. По данным ВЦИОМ, в 2018 году 80% (18 – 24 лет) и 73% (25 – 34 лет) молодых людей одобряют необходимость молодёжных движений при политических партиях41. Тем не менее, стать членами молодёжных отделений политических партий или молодёжных политических организаций выражали желание только 22,2 % молодых россиян42. Реальное же участие в деятельности политических партий на регулярной основе осуществляют 6,1 % молодёжи, а 13,1 % делают это иногда43.
5. Участие в акциях стихийного волеизъявления своих политических прав и свобод. Молодые люди, желающие защитить свои политические права и свободы, все чаще принимают участие в акциях стихийного волеизъявления, таких как забастовки, акты гражданского неповиновения, митинги, демонстрации и другие формы социального протеста, возможные в рамках существующего законодательства. Ученые Уральского института управления (УИУ) РАНХиГС провели опрос молодых россиян в возрасте от 14 до 30 лет, чтобы выявить отношение к незаконным акциям протеста и митингам среди молодёжи. Всего удалось опросить 2026 человек во всех федеральных округах России. По итогам опроса социологи получили такие результаты: 1. 28,5% молодых людей ответили, что принимали участие в митингах, демонстрациях, пикетах по поводу событий в жизни страны, региона или своего населенного пункта; 2. 51% опрошенных выразили положительное отношение к протестной активности; 3. 82% молодежи считает, что граждане имеют право выходить на несогласованные акции протеста. Заведующая кафедрой регионального и муниципального управления Татьяна Зерчанинова отмечает, что «Наряду с высокой конструктивной гражданской активностью в результате нашего исследования был выявлен и достаточно высокий протестный потенциал российской молодежи. Подавляющее большинство респондентов считают, что граждане имеют право выходить на несогласованные акции протеста»
44.
Разные исследования показывают большой потенциал молодёжной активности в политической сфере, но относительно высокая доля молодёжи проявляет пассивную политическую позицию: не следят за политическими событиями в государстве, не участвуют в выборах местного или общегосударственного уровня. Этот вывод вытекает из результатов исследования «Российское «поколение Z»: установки и ценности»45, проведённого фондом имени Фридриха Эберта в сотрудничестве с «Левада-центром» (признан Минюстом РФ иностранным агентом). Свыше 80% молодёжи в возрасте от 14 до 29 лет не заинтересованы политической жизнью страны, а интерес проявляют всего лишь 19% молодых людей. Специалисты также указывают на низкий уровень доверия молодёжи к институтам государства, который связан с низким уровнем вовлеченности в политическую жизнь страны и крайне низким уровнем желания участвовать в политике. Отсутствие готовности участвовать в политической жизни страны указали две трети молодёжи, только 7% утверждают, что с радостью сделали бы это в будущем, и только 1% принимают участие в политической активности сейчас.
По данным приведенных выше исследований, можно заключить, что низкая политическая активность молодежи является распространенной проблемой не только в России, но и в других странах мира. Несмотря на различные причины, среди которых перечисленные выше, наблюдается общая тенденция к снижению уровня участия молодых людей в политической жизни.
Одним из факторов, который может оказывать негативное влияние на активность молодежи, является низкий уровень осведомленности и информированности. Молодые люди могут не знать о том, как проходит политический процесс, какие изменения происходят в обществе, какие механизмы влияния на власть доступны для граждан. В этом случае важно привлекать молодежь к социально-политической деятельности и предоставлять информацию, которая поможет им лучше ориентироваться в политическом пространстве. Также следует учитывать, что многие молодые люди ощущают себя недооцененными и не имеют возможности внести свой вклад в развитие общества. Если они не видят конкретных возможностей для проявления своих идей и инициатив, то у них не появляется мотивации для участия в политической жизни. В этом случае важно создавать условия для участия молодых людей в принятии решений и формировать диалог между ними и властью. Нельзя также забывать и про вопрос экономической стабильности. Молодежь, которая столкнулась с проблемами безработицы, низких зарплат и ограниченных возможностей для профессионального и личностного роста, может не иметь времени и энергии для участия в политических мероприятиях
46.
Ввиду важности молодёжи как политического актора необходимо повышать уровень политического участия молодых людей. Сделать это можно с помощью следующих методов47:
1. Повышение уровня информированности молодежи о возможностях политического участия, проведение соответствующих мероприятий и акций. Например, в Воронежской области организуются деловые игры, имитирующие избирательный процесс, в Томской и Московской областях ежегодно проводится олимпиада по избирательному праву для старшеклассников. Форумы, такие как Форум молодых избирателей в Омске, а также проекты вроде «Не проспи выборы» в нескольких регионах России, демонстрируют хороший образовательный эффект.
2. Для привлечения молодых людей к участию в общественно-политической деятельности можно проводить интересные мероприятия и акции, ориентированные на их потребности и интересы. Например, молодые люди могут участвовать в выборах в качестве сборщиков подписей или наблюдателей, а также в общественных мероприятиях и флэш-мобах. Поощрения в виде подарков или ценных призов также могут стать мотиватором для участия в данной деятельности. В ряде регионов России проводились различные мероприятия, такие как квесты, раздача билетов на концерты и фотоконкурс, чтобы привлечь молодежь к участию в выборах и социальной жизни.
3. Молодежные парламенты и избирательные комиссии являются эффективным инструментом организации работы молодежи в политических процессах. Например, в Свердловской области работает 37 молодежных избирательных комиссий, которые действуют на постоянной основе. Молодежные избирательные комиссии инициируют и проводят образовательные проекты, например, образовательный проект «Академия избирательных технологий», призванный повысить избирательную культуру молодежи в регионе.
4. Привлечение молодежи к работе в партиях.
Что ещё примечательно для современной молодёжи, так это то, что значительную долю информации молодёжь на сегодняшний день получает в Интернете. Специалисты отмечают, что процесс цифровизации и существование больших возможностей Интернета как альтернативной площадки для взаимодействия способствует виртуализации политической активности молодых людей. На данный момент Интернет является одной из самых распространенных платформ для демонстрации политического самовыражения, но не во всех случаях социально-одобряемого, а нередко имеющего деструктивную направленность. Это тоже отрицательно отражается на
политической активности молодых людей, так как увеличивается изолированность людей друг от друга, снижается активность совместных действий, стираются социальные контакты.
В этой главе мы рассмотрели молодёжь как субъекта политического участия, определили особенности данной социальной группы, среди них выделили: подвижность позиций в социальной структуре, лабильность сознания и несформировавшаяся субъектность политических отношений. В ходе исследования были рассмотрены различные формы политического участия молодежи, включая голосование на выборах, представительное участие в органах власти и местном самоуправлении, создание молодежных организаций и движений, участие в деятельности политических партий и участие в акциях, направленных на защиту своих прав и свобод. В конце были разобраны мотивы неучастия молодёжи в политической жизни общества и способы повышения мобилизации политического участия среди молодых людей. Основными причинами неучастия молодёжи в политической жизни являются: низкий уровень доверия молодёжи к институтам государства, низкий уровень осведомленности и информированности и отсутствие экономической стабильности. Среди способов повышения участия молодых людей в политической жизни можно выделить: повышение уровня информированности молодежи о возможностях политического участия, Организация работы молодежных парламентов и молодежных избирательных комиссий и привлечение молодежи к работе в партиях.
4. Участие в деятельности политических партий. Молодежная политическая активность направлена на воспроизводство и обновление политической структуры общества и является важным компонентом политической социализации. По данным ВЦИОМ, в 2018 году 80% (18 – 24 лет) и 73% (25 – 34 лет) молодых людей одобряют необходимость молодёжных движений при политических партиях41. Тем не менее, стать членами молодёжных отделений политических партий или молодёжных политических организаций выражали желание только 22,2 % молодых россиян42. Реальное же участие в деятельности политических партий на регулярной основе осуществляют 6,1 % молодёжи, а 13,1 % делают это иногда43.
5. Участие в акциях стихийного волеизъявления своих политических прав и свобод. Молодые люди, желающие защитить свои политические права и свободы, все чаще принимают участие в акциях стихийного волеизъявления, таких как забастовки, акты гражданского неповиновения, митинги, демонстрации и другие формы социального протеста, возможные в рамках существующего законодательства. Ученые Уральского института управления (УИУ) РАНХиГС провели опрос молодых россиян в возрасте от 14 до 30 лет, чтобы выявить отношение к незаконным акциям протеста и митингам среди молодёжи. Всего удалось опросить 2026 человек во всех федеральных округах России. По итогам опроса социологи получили такие результаты: 1. 28,5% молодых людей ответили, что принимали участие в митингах, демонстрациях, пикетах по поводу событий в жизни страны, региона или своего населенного пункта; 2. 51% опрошенных выразили положительное отношение к протестной активности; 3. 82% молодежи считает, что граждане имеют право выходить на несогласованные акции протеста. Заведующая кафедрой регионального и муниципального управления Татьяна Зерчанинова отмечает, что «Наряду с высокой конструктивной гражданской активностью в результате нашего исследования был выявлен и достаточно высокий протестный потенциал российской молодежи. Подавляющее большинство респондентов считают, что граждане имеют право выходить на несогласованные акции протеста»
44.
2.3. Мотивы и барьеры участия молодежи в политической жизни общества
Разные исследования показывают большой потенциал молодёжной активности в политической сфере, но относительно высокая доля молодёжи проявляет пассивную политическую позицию: не следят за политическими событиями в государстве, не участвуют в выборах местного или общегосударственного уровня. Этот вывод вытекает из результатов исследования «Российское «поколение Z»: установки и ценности»45, проведённого фондом имени Фридриха Эберта в сотрудничестве с «Левада-центром» (признан Минюстом РФ иностранным агентом). Свыше 80% молодёжи в возрасте от 14 до 29 лет не заинтересованы политической жизнью страны, а интерес проявляют всего лишь 19% молодых людей. Специалисты также указывают на низкий уровень доверия молодёжи к институтам государства, который связан с низким уровнем вовлеченности в политическую жизнь страны и крайне низким уровнем желания участвовать в политике. Отсутствие готовности участвовать в политической жизни страны указали две трети молодёжи, только 7% утверждают, что с радостью сделали бы это в будущем, и только 1% принимают участие в политической активности сейчас.
По данным приведенных выше исследований, можно заключить, что низкая политическая активность молодежи является распространенной проблемой не только в России, но и в других странах мира. Несмотря на различные причины, среди которых перечисленные выше, наблюдается общая тенденция к снижению уровня участия молодых людей в политической жизни.
Одним из факторов, который может оказывать негативное влияние на активность молодежи, является низкий уровень осведомленности и информированности. Молодые люди могут не знать о том, как проходит политический процесс, какие изменения происходят в обществе, какие механизмы влияния на власть доступны для граждан. В этом случае важно привлекать молодежь к социально-политической деятельности и предоставлять информацию, которая поможет им лучше ориентироваться в политическом пространстве. Также следует учитывать, что многие молодые люди ощущают себя недооцененными и не имеют возможности внести свой вклад в развитие общества. Если они не видят конкретных возможностей для проявления своих идей и инициатив, то у них не появляется мотивации для участия в политической жизни. В этом случае важно создавать условия для участия молодых людей в принятии решений и формировать диалог между ними и властью. Нельзя также забывать и про вопрос экономической стабильности. Молодежь, которая столкнулась с проблемами безработицы, низких зарплат и ограниченных возможностей для профессионального и личностного роста, может не иметь времени и энергии для участия в политических мероприятиях
46.
Ввиду важности молодёжи как политического актора необходимо повышать уровень политического участия молодых людей. Сделать это можно с помощью следующих методов47:
1. Повышение уровня информированности молодежи о возможностях политического участия, проведение соответствующих мероприятий и акций. Например, в Воронежской области организуются деловые игры, имитирующие избирательный процесс, в Томской и Московской областях ежегодно проводится олимпиада по избирательному праву для старшеклассников. Форумы, такие как Форум молодых избирателей в Омске, а также проекты вроде «Не проспи выборы» в нескольких регионах России, демонстрируют хороший образовательный эффект.
2. Для привлечения молодых людей к участию в общественно-политической деятельности можно проводить интересные мероприятия и акции, ориентированные на их потребности и интересы. Например, молодые люди могут участвовать в выборах в качестве сборщиков подписей или наблюдателей, а также в общественных мероприятиях и флэш-мобах. Поощрения в виде подарков или ценных призов также могут стать мотиватором для участия в данной деятельности. В ряде регионов России проводились различные мероприятия, такие как квесты, раздача билетов на концерты и фотоконкурс, чтобы привлечь молодежь к участию в выборах и социальной жизни.
3. Молодежные парламенты и избирательные комиссии являются эффективным инструментом организации работы молодежи в политических процессах. Например, в Свердловской области работает 37 молодежных избирательных комиссий, которые действуют на постоянной основе. Молодежные избирательные комиссии инициируют и проводят образовательные проекты, например, образовательный проект «Академия избирательных технологий», призванный повысить избирательную культуру молодежи в регионе.
4. Привлечение молодежи к работе в партиях.
Что ещё примечательно для современной молодёжи, так это то, что значительную долю информации молодёжь на сегодняшний день получает в Интернете. Специалисты отмечают, что процесс цифровизации и существование больших возможностей Интернета как альтернативной площадки для взаимодействия способствует виртуализации политической активности молодых людей. На данный момент Интернет является одной из самых распространенных платформ для демонстрации политического самовыражения, но не во всех случаях социально-одобряемого, а нередко имеющего деструктивную направленность. Это тоже отрицательно отражается на
политической активности молодых людей, так как увеличивается изолированность людей друг от друга, снижается активность совместных действий, стираются социальные контакты.
В этой главе мы рассмотрели молодёжь как субъекта политического участия, определили особенности данной социальной группы, среди них выделили: подвижность позиций в социальной структуре, лабильность сознания и несформировавшаяся субъектность политических отношений. В ходе исследования были рассмотрены различные формы политического участия молодежи, включая голосование на выборах, представительное участие в органах власти и местном самоуправлении, создание молодежных организаций и движений, участие в деятельности политических партий и участие в акциях, направленных на защиту своих прав и свобод. В конце были разобраны мотивы неучастия молодёжи в политической жизни общества и способы повышения мобилизации политического участия среди молодых людей. Основными причинами неучастия молодёжи в политической жизни являются: низкий уровень доверия молодёжи к институтам государства, низкий уровень осведомленности и информированности и отсутствие экономической стабильности. Среди способов повышения участия молодых людей в политической жизни можно выделить: повышение уровня информированности молодежи о возможностях политического участия, Организация работы молодежных парламентов и молодежных избирательных комиссий и привлечение молодежи к работе в партиях.