Файл: Дисциплина Экологические основы природопользования Практическое занятие 2 Обучающийся Устинова Анна Сергеевна Преподаватель Чащинова Анна Вадимовна Задание 1.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Экологические основы природопользования

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Устинова Анна Сергеевна

Преподаватель:

Чащинова Анна Вадимовна


Задание 1. Проведите информационный поиск по вопросу определения количественных и качественных характеристиках природоохранных зон Российской Федерации.  На основании полученных материалов составьте схему «Система особо охраняемых территорий России».
Система особо охраняемых территорий России

Н А З В А Н И Е

Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А

Заповедник

Особо охраняемая природная территория, полностью и навсегда изъятая из хозяйственной деятельности человека с целью сохранения в естественном виде всего природного комплекса в целом

Памятник природы

Охраняемый отдельный природный объект, имеющий научное, учебно-просветительское, историко-мемориальное или культурно-эстетическое значение

Заказник

Участок земли, в пределах которого под особой охраной находится не весь природный комплекс, а лишь отдельные его элементы (растения, некоторые виды животных и т.д.)

Национальный парк

Участок земли, на котором охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. Допускается туризм и отдых людей, а также щадящая хозяйственная деятельность

Ботанический сад

Научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, на территории которого собирают коллекции живых растений

Природный парк

Участок земли, предназначенный для отдыха населения. Предусматривается такое ведение деятельности человека, которое не меняет пейзажных особенностей местностей



Задание 2. Составьте схематический конспект (контекст-схему), используя в качестве основы для построения плана письменной работы следующие вопросы:


  1. Формирование понятия об антропогенном кризисе и катастрофе:


Всё это - несбалансированные взаимоотношения общества и природы.

При этом кризис – обратимое явление, в котором человек выступает активно действующей стороной, а Катастрофа – необратимое явление, здесь человек уже пассивная, страдающая сторона.


  1. Антропогенные причины экологической катастрофы.


Чаще всего такая катастрофа происходит из-за человеческой деятельности. 

В числе причин, отрицательно влияющих на экологию, следует назвать:

  1. Влияние человека на естественные процессы, происходящие в природе (например, осушение водоемов, поджоги, массовые вырубки лесов, истребление видов животных и растений и т.д.).

  2. Производственные аварии, нарушения в работе технологических линий.

  3. Отсутствие очистки вредных выбросов или недостаточный ее уровень.

  4. Разлив нефти или продуктов, получаемых из нее.

  5. Использование ядерного, химического и биологического оружия.

  6. Повышенная концентрация вредных веществ в окружающей среде в результате их накопления в течение какого-либо периода.




  1. Понятие об антропоцентризме и экоцентризме.


Антропоцентризм иэкоцентризм - типы отношения людей к природе.

Мировоззрение, господствующее с начала промышленной революции, называют антропоцентризмом. Его тезисы таковы: высшая ценность - человек, а правильно - то, что полезно человеку; природа воспринимается как безличная окружающая среда, предназначенная для удовлетворения человеческих потребностей, а цель взаимодействия с природой - удовлетворение практических потребностей человека; этические нормы действительны лишь между людьми, а биологические объекты ценны постольку, поскольку они нужны человеку, и даже охрана природной среды обоснована антропоцентризмом прагматически - необходимостью сохранить её для будущих поколений.
Этим старым взглядам, как ответственным за экологический кризис, противопоставляют экоцентризм, внедрение которого должно кризис облегчить. Экоцентризм воспринимает

природу как полноправного субъекта взаимодействия с человечеством (которое должно при удовлетворении своих потребностей не нарушать экологическое равновесие); одностороннее техногенное воздействие должно смениться взаимодействием человека и природы, не нарушающим биосферный баланс; этические нормы должны расшириться, включив в себя биосферу и живые существа (природу будут сохранять ради нее самой).


  1. В чем состоит специфика антропогенного фактора воздействия на природу и биосферу в целом?


Сущность антропогенного фактора воздействия на природу и биосферу заключается в потреблении человечеством в процессе жизнедеятельности в целях выживания первичной биологической продукции. Последствия антропогенного воздействия могут быть интерпретированы как образование отходов – первичных (непосредственных «остатков» неиспользованного продукта биосферы, в т. ч. нарушенных) и вторичных (загрязнений различного вида). К вторичным отходам относятся синтезированные человекам, но чуждые природным экосистемам вещества.


  1. Катастрофа Арала.


Аральское море — это бессточное солёное озеро в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана. До середины 20 века было четвёртым по площади в мире.
Безвредное взаимодействие человека с Аральским морем продолжалось до середины 20 века. Благодаря недальновидной политике руководства Советского Союза, которое решило выращивать влаголюбивый хлопчатник в засушливой части Азии, в 1930-е годы началось масштабное строительство оросительных каналов в Средней Азии.

После окончания Второй мировой войны процесс строительства каналов ускорился. Правительство Египта заключило сделку по импорту хлопка для промышленности Советского Союза, но в 1978 году было подписано Кэмп-Дэвидское соглашение. Египет поменял своих союзников, тем самым вышел на мировой рынок по продаже хлопка.

В ответ на это руководство СССР решило увеличить масштаб выращивания хлопка, для этого требовалось увеличить количество новых оросительных каналов в Узбекистане. В последствии с 1960 по 1990 годы площадь орошаемых земель в Центральной Азии увеличилась с 4,5 млн до 7 миллионов гектаров. Но объём Аральского моря снизился с 1083 км³ до 323 км³. Проблему игнорировали вплоть до 1985 года, когда Михаил Горбачев сделал эту экологическую катастрофу достоянием гласности
, но было уже поздно. В 1989 году Арал разделился на два изолированных водоёмаСеверное и Южное Аральское море. А к 2007 году появилось чёткое разделение границ.

Полное игнорирование проблемы и замалчивания трагедии привело к образованию огромной соляной пустыни, усыпанной пестицидами и другими сельскохозяйственными ядохимикатами. Пыльные бури разносят отравляющие вещества на расстояние до 500 километров. В пределах 100 километров от первоначальной береговой линии изменился климат. Он стал в разы жарче летом и холоднее зимой. Из-за солевых бурь снизился уровень влажности воздуха. Из-за минерализации воды более чем в 10 раз Аральское море потеряло уникальную флору и фауну, а с гибелью животных пропал рыболовный промысел, который кормил население региона и обеспечивал рабочие места.

Решений по данной экологической катастрофе у стран много, но все решения будут малоэффективны, пока все страны не будут готовы на большие финансовые вложения и рациональному использованию ресурсов.


  1. Чернобыльская катастрофа.

Чернобыльская АЭС – атомная электростанция на Украине, получившая широкую и печальную известность во всем мире в связи с аварией, случившейся в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года

В ту страшную ночь ничего не предвещало беды. Станция работала в штатном режиме, на четвертом энергоблоке специалисты проводили проектное испытание турбогенератора №8. И вдруг неожиданно около 1:24 произошел взрыв. Он оказался такой силы, что полностью разрушил реактор. Частичное обрушение постигло здание энергоблока и кровлю машинного зала. Взрыв спровоцировал возникновение свыше трех десятков очагов пожара в помещениях и на крыше, которые к 5 часам утра были полностью ликвидированы. На месте аварии работали бригады военной части, припятские и киевские пожарные. Совместными усилиями удалось локализовать огонь и не допустить его распространения на другие энергоблоки.

Кроме того, в первые же часы аварии отключили оборудование четвертого энергоблока и полностью остановили соседний третий. Однако вечером 26 апреля в центральном зале четвертого энергоблока возник сильный пожар. Ввиду того, что вследствие взрыва реактора возникла тяжелая радиационная обстановка и горение имело большую интенсивность
, для его ликвидации использовали вертолетную технику, так как с самого начала было ясно, что штатными средствами обойтись не получится.

В первые дни после катастрофы ликвидаторы работали на Чернобыльской АЭС без необходимых средств защиты и, получив несовместимую с жизнью дозу радиоактивного облучения, вскоре скончались. Так называемая активная стадия аварии продолжалась 10 суток, на протяжении которых происходили чрезвычайно интенсивные выбросы радиоактивных элементов. Среди них изотопы урана, плутония, а также цезия-134 и цезия-135, период полураспада которых составляет, соответственно, 2 года и 30 лет, стронция-190 (его период полураспада – 29 лет), йода-131 (период полураспада один из самых коротких – 8 дней). В первые дни горячая струя над разрушенным реактором устремлялась на высоту более километра, уменьшившись позднее до нескольких сотен метров.

Когда произошла Чернобыльская катастрофа, руководство страны первое время не осознавало реальных масштабов случившегося.  В то время, когда иностранные журналисты били в набат, рассказывая об угрозе для жизни людей, о радиоактивном облаке, устремившемся в сторону Европы, в Киеве и других городах Украины и Беларуси  проводились традиционные майские парады. Киевляне шли по Крещатику и площади Октябрьской революции, нарядные, с цветами, с красными флагами и транспарантами, даже не догадываясь о том, что на тот момент уровень радиации превышал фоновый в несколько десятков раз.

Между тем, пока власти отмалчивались, вырвавшаяся на свободу радиация делала своё чёрное дело. После взрыва дувший с юго-востока ветер погнал радиоактивное облако в направлении Скандинавского полуострова. Пролетев над Швецией, Финляндией и Норвегией, оно вернулось обратно на Украину.

Спустя три десятилетия после аварии не теряет актуальности вопрос: что же стало его причиной? Имеются разные версии. По одной из них, взорвавшийся реактор изначально не отвечал стандартам безопасности и имел слабые места в конструкции. В качестве возможных причин также называются недоработанный регламент эксплуатации, недостаточная квалификация персонала и его халатное отношение к системам защиты во время проведения испытаний. Но какая из них является истиной или хотя бы максимально приближена к ней, сказать трудно. Не исключено, что имела место комбинация всех этих факторов.