Файл: Рабочая программа по внеурочной деятельности Творческая мастерская.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Рязанской области

Администрация города Рязани

МБОУ "Школа №28"


 

 

УТВЕРЖЕНО
директор школы

______________ Рода Ю.А.

Приказ №

от "29августа  2022 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности

«Творческая мастерская»

социальной направленности

для 5 класса основного общего образования

на 2022/2023 учебный год


Составитель: Гортункова Ольга Вячеславовна

учитель технологии

Рязань 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская» составлена в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО).

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Данная программа логически связана, прежде всего, с социальным, духовно-нравственным направлением внеурочной деятельности, с предметами учебного плана «технология», «основы духовной культуры народов России». Изучение данного курса внеурочной деятельности обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Программа курса рассчитана на 1 год обучения. Для погружения в мир правил работы с различными технологиями обработки материалов занятия проводятся по 1 часу в неделю в 5- х классах.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности «творческая мастерская»

Программа направлена на развитие у детей творческого сознания и культуры, навыков правильного поведения; разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:


  • принципах обучения: индивидуальность, доступность, преемственность, ре­зультативность;

  • формах и методах обучения: активные методы обучения с использованием ИКТ-технологий, дифференцированное обучение, практические занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии;

  • методах контроля и управления образовательным процессом.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

         Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание обучающихся на уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

-патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

-трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

-ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

-ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, организация здорового созидательного досуга).

     Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

-интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

-формирование информационной грамотности современного школьника;

-развитие коммуникативной компетентности;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

      Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий.

Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности «творческая мастерская»

-воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

-формирование у обучающихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Задачи:

- расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;

-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством;

-вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

- учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

- приобщать обучающихся к народному искусству;

-реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

-воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Методы и приемы работы

- сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов, СД);

- практические (практические работы);

- коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);

- комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки);

- проблемный (создание на занятии проблемной ситуации).

Прогнозируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы

в обучении:

- знание правил техники безопасности при работе с оборудованием в кабинете;

- умение выполнять исследовательские работы и защищать их;

- сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе.

в воспитании:

- воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно;

- воспитание воли, характера;

- воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Педагогические технологии, используемые в обучении.

Личностно – ориентированные технологии


-Игровые технологии

-Технология творческой деятельности

-Технология исследовательской деятельности

- Технология методов проекта.
МЕСТО ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности «творческая мастерская» в учебном плане

Данная программа предусматривает занятия в 5 классе - 1 час в неделю, всего - 34 часа. рок реализации программы:1 год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМЫ внеурочной деятельности «Творчесая мастерская»

Форма реализации программы курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская» - мастерская, направление вида деятельности - социальное.
Вводное занятие -1 час

Вводное занятие. Правила поведения в мастерской.

Декупаж - 4 часа

Вводное занятие. Общие понятия по технике безопасности, основы гигиены и безопасности на занятиях. Дизайнерские возможности декупажа. Основные материалы и инструменты. С какими поверхностями можно работать. Вырезание. Способы нанесения мотива. Салфеточная техника: декор металлической баночки. Приемы декорирования.

Вырывание мотивов. Наклеивание рисунка. Особенности обработки поверхности.

Искусство Кинусайга 5 часов

Тема: Изготовление картин на пенопласте.

Теоретические сведения: История возникновения канусайга. Инструменты и материалы, необходимые для канусайга.

Практическая работа: изготовление картин на пенопласте.

Текстильная игрушка- 7 часов

Создание изделий из текстильных материалов.

Теоретические сведения. Понятие о текстильных игрушках, их видах, конструкции. Этапы выполнения работы. Ткани-тильда и прочие хлопчатобумажные ткани, используемы для их пошива. Окрашивание ткани для тильд в домашних условиях с помощью кофе и чая. Работа с чертежами и выкройками. Швы, способы набивки, инструменты.

Скрапбукинг- 3 часа

Тема: Изготовление открытки и мини фотоальбома.

Теоретические сведения: История возникновения скрапбукинга. Инструменты и материалы, необходимые для скрапбукинга.

Практическая работа: изготовление открытки и мини фотоальбома.

Вязание крючком - 8 часов

Краткие сведения из истории ста­ринного рукоделия — вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вяза­нии. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сбор­ка готового изделия.


Основные виды петель при вязании крючком. Условные обо­значения, применяемые при вязании крючком. Вязание полот­на: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязы­вания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу.

Вывязывание полотна из столбиков с накидом несколькими спо­собами. Выполнение плотного вязания по кругу.

Лоскутное шитьё -7 часов

Сведения из истории соз­дания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «полоска », «квадрат» и др.

Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание дета­лей, создание лоскутного верха (соединение деталей между со­бой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картиной современного мира;

-навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

-способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

-учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;