Файл: Рабочая программа по внеурочной деятельности Творческая мастерская.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Рязанской области
Администрация города Рязани
МБОУ "Школа №28"
| | УТВЕРЖЕНО директор школы ______________ Рода Ю.А. Приказ № от "29" августа 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Творческая мастерская»
социальной направленности
для 5 класса основного общего образования
на 2022/2023 учебный год
Составитель: Гортункова Ольга Вячеславовна
учитель технологии
Рязань 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская» составлена в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО).
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Данная программа логически связана, прежде всего, с социальным, духовно-нравственным направлением внеурочной деятельности, с предметами учебного плана «технология», «основы духовной культуры народов России». Изучение данного курса внеурочной деятельности обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Программа курса рассчитана на 1 год обучения. Для погружения в мир правил работы с различными технологиями обработки материалов занятия проводятся по 1 часу в неделю в 5- х классах.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности «творческая мастерская»
Программа направлена на развитие у детей творческого сознания и культуры, навыков правильного поведения; разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
-
принципах обучения: индивидуальность, доступность, преемственность, результативность; -
формах и методах обучения: активные методы обучения с использованием ИКТ-технологий, дифференцированное обучение, практические занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии; -
методах контроля и управления образовательным процессом.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание обучающихся на уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
-патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
-трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
-ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
-интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
-формирование информационной грамотности современного школьника;
-развитие коммуникативной компетентности;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий.
Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности «творческая мастерская»
-воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
-формирование у обучающихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
- расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;
-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством;
-вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
- учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- приобщать обучающихся к народному искусству;
-реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Методы и приемы работы
- сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов, СД);
- практические (практические работы);
- коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);
- комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки);
- проблемный (создание на занятии проблемной ситуации).
Прогнозируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы
в обучении:
- знание правил техники безопасности при работе с оборудованием в кабинете;
- умение выполнять исследовательские работы и защищать их;
- сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе.
в воспитании:
- воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно;
- воспитание воли, характера;
- воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
Личностно – ориентированные технологии
-Игровые технологии
-Технология творческой деятельности
-Технология исследовательской деятельности
- Технология методов проекта.
МЕСТО ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности «творческая мастерская» в учебном плане
Данная программа предусматривает занятия в 5 классе - 1 час в неделю, всего - 34 часа. рок реализации программы:1 год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМЫ внеурочной деятельности «Творчесая мастерская»
Форма реализации программы курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская» - мастерская, направление вида деятельности - социальное.
Вводное занятие -1 час
Вводное занятие. Правила поведения в мастерской.
Декупаж - 4 часа
Вводное занятие. Общие понятия по технике безопасности, основы гигиены и безопасности на занятиях. Дизайнерские возможности декупажа. Основные материалы и инструменты. С какими поверхностями можно работать. Вырезание. Способы нанесения мотива. Салфеточная техника: декор металлической баночки. Приемы декорирования.
Вырывание мотивов. Наклеивание рисунка. Особенности обработки поверхности.
Искусство Кинусайга 5 часов
Тема: Изготовление картин на пенопласте.
Теоретические сведения: История возникновения канусайга. Инструменты и материалы, необходимые для канусайга.
Практическая работа: изготовление картин на пенопласте.
Текстильная игрушка- 7 часов
Создание изделий из текстильных материалов.
Теоретические сведения. Понятие о текстильных игрушках, их видах, конструкции. Этапы выполнения работы. Ткани-тильда и прочие хлопчатобумажные ткани, используемы для их пошива. Окрашивание ткани для тильд в домашних условиях с помощью кофе и чая. Работа с чертежами и выкройками. Швы, способы набивки, инструменты.
Скрапбукинг- 3 часа
Тема: Изготовление открытки и мини фотоальбома.
Теоретические сведения: История возникновения скрапбукинга. Инструменты и материалы, необходимые для скрапбукинга.
Практическая работа: изготовление открытки и мини фотоальбома.
Вязание крючком - 8 часов
Краткие сведения из истории старинного рукоделия — вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вязании. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия.
Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу.
Вывязывание полотна из столбиков с накидом несколькими способами. Выполнение плотного вязания по кругу.
Лоскутное шитьё -7 часов
Сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «полоска », «квадрат» и др.
Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
-учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картиной современного мира;
-навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
-ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
-способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
-учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;